«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда

Питерский режиссер расскажет екатеринбуржцам, как «Там живут люди».

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 1

Уютная и добродушная «Волхонка» распахнула перед корреспондентами JustMedia свои двери на пару часов — ровно столько длилась репетиция нового спектакля для вдумчивого и неравнодушного зрителя «Там живут люди», поставленная питерским режиссером Алексеем Янковским по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда. «Здравствуйте» донеслось из полумрака небольшого зрительного зала. Художник восседал в самом центре и руководил процессом. В считанные минуты корреспонденты JustMedia перенеслись в Южно-Африканскую республику начала семидесятых годов…

 

Африканская вечеринка с гусеницами, квадратным тортом и бессмертным Фрэнком Синатрой

 

За большим круглым столом — рыжеволосый Дон Брэдшоу в исполнении Игоря Решетова. Герой ведет отчет и размышляет о жизни, жаждет перемен, мечтает открыть дверь и оказаться в другом мире. Череда пустых дней делают пустым само существование Дона.

 

Пока Игорь Решетов читает монолог, вокруг стола суетится худрук театра, она же — исполнительница роли хозяйки Милли Татьяна Савинкова. Женщина сервирует стол и выбирает платье. У Милли праздник: сегодня весь дом будет отмечать 50-летие хозяйки. Вот только рядом не будет возлюбленного — мистера Алерса. Назло ему героиня Татьяны Савинковой задумала устроить грандиозную вечеринку на зависть всем. Поддержать веселье взялись уже упомянутый квартирант Милли Дон и его приятель Шорти Лангевельд в исполнении Сергея Ювженко. Добродушный боксер появляется на сцене в длинном плаще, кепке, с тортом и свекольной ботвой в руках. Торт — для хозяйки, листья — для гусеничек, которых герой держит в кастрюле и ждет, пока те сплетут шелк. Наивный и глуповатый, он вызывает и сожаление, и смех.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 2
Милли готовится к самой грандиозной вечеринке

 

«Полежат твои гусеницы и превратятся в моль. Никто не разводит моль, а ты разводишь»,— обращается Милли к Шорти.

 

Герои ведут беседы на повышенных тонах и обмениваются колкостями. После непродолжительных разговоров следуют паузы. Екатерина Мельникова, исполняющая роль Сиси (жены Шорти — прим. ред.) называет эти секунды молчания музыкой.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 3
Добродушный Шорти совсем не умеет шутить

 

«Текст любой пьесы — это музыка, а в музыке есть переходы и проигрыши. Зритель по-своему воспринимает эти паузы: кто-то в этот момент может вздыхать, кто-то уснуть, а кто-то подумать о своей жизни, вспомнить что-то. Мы же не говорим потоком, в паузах тоже что-то происходит, мы размышляем»,— говорит актриса.

 

Сиси открыто изменяет супругу с неким Билли, которого зритель спектакля так и не увидит...

 

Все люди — обладатели синих задниц павианов

 

Бьют часы, герои произносят неудачный тост, после чего выпивают по бокалу белого вина, съедают по куску ужаснейшего квадратного торта и начинают говорить о жизни. Праздником тут и не пахнет, вечеринка явно не удалась. Милли требует от гостей развеселить ее, но попытка Шорти рассказать анекдот, который оказывается загадкой, заканчивается спором. После этого хозяйка заставляет Дона спеть, но тот отказывается, и зритель становится свидетелем очередного конфликта. Прыщавый Дон покидает комнату, а Милли и Шорти затягивают бессмертную песню Фрэнка Синатры «My Way».

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 4
Дон видит в своем приятеле Шорти объект научных наблюдений

 

«Мой дом, мой день рождения, и меня рано хоронить»,— провозглашает хозяйка.

 

Апогеем вечеринки становится признание Дона, что Шорти для него лишь объект наблюдений. Он видит в своем приятеле вымирающий человеческий вид, интересный для науки. И снова долгая пауза, после которой Шорти предлагает Милли сходить в зоопарк и посмотреть на синие задницы павианов. А спустя несколько минут герои признают, что каждый из нас является обладателем этой самой синей задницы.

 

«Автор дает зрителю возможность посмотреть на каждого героя в отдельности, увидеть его историю, понять жизненную драму, все сводится к самоиронии, у нас у всех синяя задница, как у павиана в зоопарке. Жизнь должна быть легкой, приносить положительные моменты, не стоит с головой уходить в проблемы, нужно просто жить…»,— говорит Екатерина Мельникова.

 

Ее героиня Сиси появляется на сцене в конце спектакля. Девушка просит мужа увезти ее в Кейптаун, поскольку все ей здесь отвратительно: в мужчинах она разочаровалась, и город ей надоел. Шорти все-таки находит силы переломить свой страх и неуверенность перед женщинами. Он хочет доказать жене свою любовь, и то, что он все-таки может сделать ее счастливой.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 5
Сиси мечтает о Кейптауне

 

«Каждый герой в итоге скандалов, шуток, сольных выступлений с песнями приходит к своей правде. Все герои, сами того не подозревая, помогают друг другу пройти своеобразный, жуткий и неприятный ритуал очищения. Очищения души и обретения надежды на лучшее. Жанр спектакля можно условно отнести к «Present сontinuous tense» (с англ. «настоящее продолженное время» — прим. ред.), действие, длящееся в определенный момент в прошлом, настоящем или будущем. Также и у героев: они не ценят реальный момент времени, постоянно оплакивают то, что уже не вернешь, и пытаются строить сомнительные планы. Персонажи спектакля создают иллюзию жизни, чтобы со стороны она смотрелась как красивая картинка увлекательного фильма. Им нужно устроить «такой тарарам, что прохожие будут останавливаться и говорить: «Там живут люди!»— рассказывают создатели спектакля.

 

В конце постановки актеры выходят на поклон. Это неотъемлемая часть любого театрального действа, а в нашем случае режиссер создает спектакль в спектакле. Четыре героя берут в руки четыре уголка белоснежной скатерти и превращают ее в экран, на котором под зажигательную музыку кружатся в танце представители разных эпох. Перед зрителем появляются танцующие Чарли Чаплин, Георгий Вицин, Хит Леджер, сменяют друг друга шикарные балы, яркие джазовые вечеринки и шумные, хмельные компании. Вот и наши герои пускаются в пляс, а Милли даже забирается на стол и от души постукивает каблуками. Все-таки вечеринка удалась, а жизнь продолжается…

 

У каждого спектакля свой срок, его нужно выносить, как дитя

 

В зале зажигается свет, и зритель благодарит актеров за игру. Алексей Янковский не прочь пообщаться с журналистами. Мы поднимаемся на второй этаж «Волхонки», где по очереди начинаем пытать режиссера.

 

На вопрос, какой конфликт лежит в основе спектакля постановщик с ходу отвечает: «Конфликт — в божественном происхождении человека и его тяжелом социальном существовании».

 

«Мир остается неизменен, а социум постоянно меняется. Конфликт драматический всегда один — между желанием чего-то и невозможностью это получить»,— говорит Алексей Янковский.

 

 

«Волхонка» возродила позабытые южноафриканские страсти Фугарда - Фото 6
Для режиссера поклон - неотъемлемая часть театрального действа

 

Разные режиссеры работают по-разному, утверждает наш собеседник.

 

«Можно привезти с собой какое-то зерно и посмотреть, что вырастет на почве театра. Мне было интересно, что вырастет здесь. Замечу, что один из действующих лиц спектакля — это зритель. Он может не аплодировать, но он становится участником действия, а это всегда трудно»,— добавляет режиссер.

 

Спектакли по пьесам Атола Фугарда ставят не часто. Но это никак не связано со сложностью пьесы.

 

«Просто она была когда-то кем-то забыта, а мы ее для себя открыли. Спектакль не сложный, он про обычных людей, которых мы встречаем ежедневно, про нас самих, про тех, кто изо дня в день живет своей жизнью и однажды решается что-то поменять, понимает, что так жить дальше нельзя. Вообще спектакль про любовь, про людей, которые не видят за обыденной жизнью важных вещей, утрачивают переживания и чувства»,— говорит актриса Екатерина Мельникова.

 

Она рассказывает, что спектакль готовили долго: сначала прочитали пьесу, потом походили по театральной площадке, как это обычно бывает. А затем несколько раз откладывали постановку в недолгий ящичек.

 

«У любого спектакля есть свое время, как у ребенка, которого нужно выносить, который должен созреть, чтобы появиться на свет. У каждого спектакля есть свой срок, нужно иногда уметь убирать его в недолгий ящик и абстрагироваться. Порой важно подождать, а потом достать пьесу и взглянуть на нее свежим взглядом. Играя свои роли, мы отталкиваемся от самих себя, а режиссер следит за развитием и направляет»,— добавляет Екатерина.

 

Сказать по правде, хочется взглянуть на спектакль целиком, чтобы в полной мере почувствовать себя участником этой южноамериканской истории. Советуем и вам. «Волхонка» ждет своего зрителя на премьеру спектакля «Там живут люди» 6 марта в 19.00 и 16 марта в 18.00.

 

ФОТОрепортаж с пресс-показа спектакля смотрите здесь.

Просмотров: 4489

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером