Сообщить новость
8 апреля 2005 г в 13:49

Полуподвальные хроники Николая Коляды

А был ли мальчик?

А был ли мальчик?

Имущественные скандалы в сфере культуры выглядят как-то жалко и нелепо. Вам не кажется, что поэты, писатели, драматурги иногда становятся героями собственных произведений? Ютятся на каком-то клочке в подвальном помещении, развешивают "грязное белье", берут друг у друга "поносить" одежду, пишут телеграммы и передают их через "почтальонов печкиных" в погонах. Пример такого полуподвального театрального "общежития" мы могли наблюдать в течение последнего года.
На арене - директор некоммерческого партнерства "Коляда-Театр" одноименный Николай Коляда и директор поэтического центра "МЫ" Любовь Макарова. Интересы "МЫ" в последний раз грудью защищали бойцы ЧОП "Гюрза", которое, по заверениям знающих людей, контролируется структурами, близкими к экс-ОПС "Уралмаш". А за Николая Коляду вступился сам Эдуард Россель. Похоже, что ситуация давно вышла за пределы конфликта двух творческих личностей, но сами они этого еще не осознают. К тому же оппоненты игнорируют тот факт, что их борьба за помещение чисто номинальна. Яблоко раздора, как оказалось, не принадлежит никому: статус подвала до сих пор неясен.

JM попытался разобраться в том, как развивался спор о праве двух скромных театров на не менее скромный подвал в центре города.

Общественная организация "Молодежный центр поэзии "МЫ" получила подвал по адресу проспект Ленина, 69/10 еще в 1989 году. До этого помещение занимала библиотека, и серьезный ремонт не производился 60 лет. Как следует из заключения акта передачи площади в пользование центра, "помещение залито водой, стены поражены грибком, разморожена система отопления, канализация не работает, электросеть находится в аварийном состоянии, нет стекол и укрепленной входной двери". Кстати, акт подписывал нынешний спикер городской думы Евгений Порунов, который был в то время вторым секретарем по идеологии райисполкома КПСС Кировского района.
Ремонтировать здание помогали спонсоры, с которыми Центр поэзии "МЫ" рассчитывался по незамысловатому бартеру - устраивая концерты на предприятиях и поздравляя сотрудников с профессиональными праздниками. Так, мраморные ступеньки вместо прежних земляных установил ООО "Метрострой", НПО "Уралсистем" занималось заменой электрооборудования, АО "ОЦМ" сделал металлические двери и решетки, а завод имени Калинина выделил красные диваны, которые стояли в зрительном зале до осени прошлого года.

- Фактически, нам дали разрушенный подвал и предложили поднимать его своими силами. Эти 15 лет мы медленно, но все же обустраивали его, сменили систему отопления, сами или при помощи спонсоров оплачивали аренду, но все равно выживали, - прокомментировала ситуацию журналисту JM глава центра "МЫ" Любовь Макарова.

Прошлый год стал не самым удачным для Центра молодежной поэзии: во время ремонта Областного краеведческого музея сгорел силовой кабель, в результате чего сцена театра осталась без освещения. Все спектакли пришлось давать на других площадках, актеры фактически сидели без работы, появились долги за аренду.
- Я сама позвонила Николаю Коляде и предложила ему выступать на нашей сцене, - рассказала Любовь Макарова. - Это был не только способ решить финансовые проблемы, но и полезный для обоих театров шаг: наши актеры могли и хотели работать больше, чем мы могли им дать в тот момент.

Несмотря на то, что творческие люди живут мирно довольно редко, коллективы все-таки решили сосуществовать под одной крышей, и заключили договор с целью "выполнения задач по культурному развитию, достижению целей удовлетворения духовных потребностей граждан, общественных благ". Согласно этому документу, Некоммерческое партнерство "Коляда-Театр" ремонтирует и поддерживает в надлежащем состоянии помещение центра молодежной поэзии "МЫ", а также возмещает расходы по потреблению электроэнергии и содержанию помещений Центра. Общественная организация "Молодежный центр поэзии", в свою очередь, помогает театру проводить спектакли, предоставляя ему для этого свои помещения. "Коляда-Театр" оплатил долги за аренду, которые на тот момент составляли 80 тыс. рублей, купил силовой кабель за 35 тыс. и потратил еще 20 - на ремонт фойе.

Согласно договору о сотрудничестве, дата начала общей работы театров - 15 мая 2004 года. Но самое интересное в документе - это дата окончания его действия, вместо которой просто была оставлена пустая строка. Макарова говорит, что это было сделано специально для того, чтобы стороны могли расстаться в любой момент - в случае, если два коллектива не смогут работать под одной крышей. Известный драматург понял это по-своему: "Я решил, что это опечатка, и поэтому сам вписал дату окончания сам - 15 мая 2007 года, чтобы мы проработали здесь хотя бы три года".
На ксерокопии документа хорошо заметна дата, исправленная Колядой. Оригиналов документа не сохранилось, потому что Любовь Макарова, узнав о подобном отношении к документу, в ноябре 2004 года порвала оба оригинала, сказав, что договор не имеет силы, и сотрудничество на этом кончается. Непонятно только, зачем она разорвала свой, неисправленный вариант - то ли в порыве чувств, то ли чтобы не оставлять спорных документов. Дальше пошли эмоции?

- Я просто не могла дальше терпеть работу этого коллектива на своей территории. Дело не только в том, что косметический ремонт фойе Коляда преподнес как восстановление всего театра. Он стал заявлять "Я построил театр", не принимая во внимание то, что было создано здесь до него. Коляда поставил свою свето- и звукоаппаратуру, хотя наша была старенькой, но все же работала. Этой техникой он распоряжался как единственный хозяин, - сетует госпожа Макарова.

В ноябре минувшего года Николай Коляда написал письмо губернатору Свердловской области с просьбой обратить внимание на проблему передела подвала. По словам драматурга, Эдуард Россель оставил на письме резолюцию: "Есть мало людей, которые работают. Коляда работает. Сделайте так, чтобы он получил все, что просит". В результате, 14 февраля 2005 года "Коляда-Театр" и глава Центра молодежной поэзии "МЫ" получили из Комитета по управлению государственным имуществом Свердловской области письмо следующего содержания: "Принимая во внимание поручение губернатора свердловской области Э.Э. Росселя, обращение министра культуры свердловской области Н.К. Ветровой, учитывая социальную значимость деятельности творческих объединений" и ввиду "сложной конфликтной ситуации" Любови Макаровой были предложены два новых места для театра, руководителем которого она является - 150 квадратных метров на втором этаже здания на проспекте Ленина, 52-Г или 120 метров на третьем этаже того же здания. Обмен предложили явно не равноценный. Площадь прежнего, обжитого подвала составляет 350 квадратных метров, поэтому указанные территории подойдут разве что для репетиционного зала плюс гримерки. Не удивительно, что госпожа Макарова не вдохновится столь щедрым предложением. Конфликт грозит затянуться и перейти в ту самую занудную стадию, когда у чиновников и журналистов начинает сводить зубы от важно-бумажной деятельности обоих сторон, и они теряют всякий интерес к происходящему.   

Ситуация запутывается в Гордиев узел. Имущественные споры двух театров смотрятся еще более абсурдно на фоне письма замминистра по управлению госимуществом Свердловской области Валерия Дубовцева, в котором он сообщает, что договор ОО "Молодежный центр поэзии" не прошел государственной регистрации, а потому является ничтожным. Иными словами, Центр "Мы" не имеет никакого права на использование территории злополучного подвала. "Коляда-Театр" - тем более. Впрочем, это не мешает известному драматургу говорить "я уверен, что помещение центра молодежной поэзии "МЫ" останется за моим театром, потому что справедливость должна в конце концов восторжествовать". Логика железная.
Театральные светила, начиная ругаться, не понимали, что пилят сук, на котором сидят. И пока они ожидают решения арбитражного суда относительно вопроса о том, кто имеет право занимать подвал на проспекте Ленина, 69/10, площадка может вообще отойти к третьим лицам.

Алексей ВАХРУШЕВ

Просмотров: 1331




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также