Художники выставки задействуют все ваши органы чувств.
Вы идете на открытие IV Уральской индустриальной биеннале и даже не подозреваете, что уже видите, ощущаете, слышите, вдыхаете все то, что вас ждет на экспозиции. Журналисты первыми после художников и технических служб прошли по бывшему зданию Уральского приборостроительного завода и посмотрели на знакомые вещи с другой стороны.
«Мы работаем с «телом» завода – не хотелось ничего менять, а наоборот подстроиться под его ритм, пространство. Экспозиция представлена в трех основных форматах: документах, комнатах с жест-погружением и индивидуальными проектами», - встречает журналистов куратор объекта Евгения Чайка.
Девушка просит журналистов одеться и выйти во двор завода. Экскурсия начинается с технического помещения, в котором стоят две локомотивные тележки по 13,5 тонн каждая. Заносить их пришлось грузовым краном. Все ради того, чтобы дать на тележках несколько музыкальных концертов. Автор арт-объекта «Неразрушимый контроль» мексиканский художник Гектор Самора.
«Нам специально к биеннале изготовили эти тележки – они немного легче оригинала, но звучат также. Мне больше всего нравится звук колокола, - Евгения берет в руки молоток и начинает ударять по частям тележки. - Но Самора не разрешает, чтобы на них играли только этим звукоv – вокруг завода итак много храмов. Композитор Александр Жемчужников специально разработал партитуру. Сегодня и завтра после восьми вечера можно будет послушать, как звучат эти тележки», - делится Евгения.
«Играть» на локомотивных тележках не ново. Раньше на железных дорогах специальные работники – обходчики – проверяли составы и железнодорожные пути звучанием на исправность. Если волна не резонировала, а гасла, это говорило о трещине или поломке.
Музыкальный концерт для журналистов продолжается недолго – необходимо успеть посмотреть на основные проекты художников, которые размещены в здании завода.
Коридоры здесь оформлены видео и фотоматериалами, рассказывающими о буднях индустриального Урала. Про наш регион можно не только посмотреть, послушать, но и прочитать – карточки с информацией заполняют многие залы. На них очевидцы делятся своими мыслями и впечатлениями от двадцати объектов резиденции: чем пахнет производство? Может ли художник изменить жизнь предприятия?
«Архив мнений мы собирали на протяжении полугода. Мы также собирали екатеринбуржцев на «полдники» и разговаривали с ними на абстрактные темы. Теперь мнения можно сложить в единое целое, как мозаику. Получается своеобразная неэкспертная дискуссия», - поясняет девушка.
Мы проходим в следующие комнаты: в одной из них известковые стены исписаны химическими формулами.
«Мы все знаем эти запахи заводов, но как они выглядят? Мы постарались угадать их формулы», - рассказывает экскурсовод.
Евгения Чайка заводит нас в залы с развешенной на лесках рудой и большой соляной песочницей, где журналисты наощупь знакомятся с художественным материалом объектов «Жесты погружений». Здесь все можно и нужно трогать, что не скажешь об угольной комнате. Тут придется быть максимально аккуратным, чтобы верхней одежной не испортить объект современного искусства.
Самый большой ажиотаж и очереди вызвали плавающие острова проекта «Сплавни» - вид Верх-Нейвинского пруда, который расположен в Новоуральском районе. Когда не знаешь, как лучше передать атмосферу комнаты, то включаешь видео и снимаешь, как медленно выходишь по мостку к воде.
Напомним, IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства откроется уже сегодня.
Просмотров: 6550
Автор: Анна Позднякова
Фотограф: Владислав Бурнашев