Зрителей завораживает оригинальный спектакль «Бобок».
Мистическая фантасмагория «Бобок» поставлена по мотивам одного из самых коротких сюжетных рассказов Федора Михайловича Достоевского. Впервые рассказ был опубликован в 1873 году в журнале «Гражданин». В то время, в произведении искали и находили политический подтекст. В наши дни на «Бобок» смотрят совсем другими глазами.
Я с детства боялась оживающих кукол. Меня пугало, когда неодушевленные предметы начинали шевелиться, говорить и проявлять другие признаки жизни. Также меня вводило в ужас, если вдруг в полумраке в углах комнаты раздавались шорохи или постукивания – любые проявления потустороннего мира. В этом смысле, спектакль «Бобок» совсем не детский. Он и взрослого может насторожить, заставить задуматься, а кое-где и рассмешить, смягчив напряженную атмосферу.
В начале спектакля в крошечную коморку через окошко в потолке заглядывает странное существо с горящими глазами. Голос «за кадром» сообщает, что бывает, ангел смерти приходит к людям слишком рано и тогда он не забирает человека, а лишь наделяет его двумя дополнительными глазами, позволяющими заглядывать в иные миры. После интригующего начала, на сцене появляется главный герой – Иван Иваныч (его играет Максим Удинцев), молодой непризнанный писатель, постепенно сходящий с ума. Над его глазами красуются две симметричные бородавки. Это и есть «окошки» в царство потустороннего, которыми писатель воспользуется во втором акте, когда на сцене, наконец, появятся куклы. Более страшные, чем те, которых я пугалась в детстве…
Но пока Иван Иванович на сцене один. Он придумывает рекламный текст для купцов, продающих чай и вдруг слышит, что из угла, в котором стоит огромный сундук, раздается странный стук. Затем появляется таинственное лицо, одетое один-в-один как сам Иван. У них завязывается дискуссия. Спорят о литературе, о предназначении человека. Часто беседу прерывают перестуки, доносящиеся то из одного, то из другого углов комнаты.
И герои начинают носиться по углам с тапками, глушить то ли мышей, то ли тараканов и хоронить их в цветочном горшке, ставя на могилах вилки вместо крестов. Источник стука не очень ясен, но Иван и его второе «я» при каждом шорохе произносят странное слово «Бобок». А затем к ним присоединяется и третий участник беседы, одетый так же, как они и рассуждающий похожими категориями. Такое «растроение» личности Ивана Иваныча еще сильнее нагнетает ощущение неотвратимо приближающегося безумства героя.
Апофеоз сумасшествия наступает во втором акте, когда вместо коморки литератора на сцене появляется … кладбище. И страшные куклы, изображающие оживших мертвецов. Это мельник, зарубленный топор в пьяной драке (из спины куклы в самом деле торчит топор). Философ с пробитой головой. Военачальник с простреленным лбом. Молодой человек, скончавшийся от чахотки. Светская дама, склоняющая всех остальных покойников к разврату. Все куклы красочны, выразительны и надолго остаются в памяти. Офицер – и вовсе размером с человека. Впечатляет, что этот персонаж, когда хочет высказаться, выезжает в гробу «из-под земли».
О чем рассуждают покойники? О своем загробном существовании. О том, зачем им даны мгновения-часы-месяцы (кому как повезет) этого «доживания», когда умерший организм, живет «по инерции». И приходят к выводу: нужно пользоваться ситуацией и не отказывать себе ни в чем. Одно их настораживает: откуда-то все время доносится голос, повторяющий «бобок», «бобок», «бобок».
Что такое «бобок»? Буквально – одна горошина из стручка боба или гороха, маленький боб. Имя Бобок в старину давали детям, которые были меньше сверстников. В спектакле смысл понятия «бобок» размыт. Видимо с целью, чтобы каждый зритель определил понятие по-своему. Может, кого-то устроит «маленький боб». Другие задумаются о чем-то странном, таинственном, что стоит между жизнью и смертью, играя роль то ли коварного соглядатая, то ли строгого судьи. Может это и есть тот смысл, которым надо успеть наполнить промежуток между жизнью и смертью? Может это «позывные» из потусторонних миров, нажимающие на болевые струны души и останавливающие на грани падения в пропасть?
Как бы то ни было, бобок Ивану Иванычу помог. Спектакль заканчивается позитивно. Зритель, слегка ошарашенный увиденным, покидает зал в хорошем настроении.
Просмотров: 1897
Автор: Елена МАМОНТОВА