«Код Апокалипсиса». Как Няня стала патриотом

О сложностях «патриотического» кино.

Вчера в кинотеатре «Мультиплекс» состоялась премьера «патриотического» боевика «Код Апокалипсиса». Эта история в картинках за 115 минут расскажет рядовому зрителю, что такое хорошо, и что такое плохо для молодой демократии РФ, обладающей самой мощной вакуумной бомбой в мире.
 

Фабулу уже известна многим. Агент российских спецслужб Анастасия Заворотнюк (Няня Вика из ситкома «Моя прекрасная няня»), должна спасти планету от довольно экстравагантного международного террориста (Венсан Перес). Для победы добра над злом необходимо предотвратить взрывы бомб, спрятанных в четырех столицах. Чтобы найти бомбы, и врагам человечества, и спецслужбам придется собирать по миру три группы цифр. Эти цифры составляют тот самый Код. Кому и зачем он нужен, догадаться несложно.

Про экшн
 

На нехитрой фабуле строится вполне добротный боевик, к которому с технической стороны сразу не придерешься. Про технику и поговорим для начала, а спорные моменты обсудим позже. Следуя давно проверенной традиции американского экшна, фильм начинается с самой дорогой и разрушительной сцены. Штаб-квартиру влиятельного пакистанского террориста Джафара ровняют с землей с таким смаком, что о российском происхождении картины на время забываешь. Масса качественно угробленных дорогих транспортных средств, полные адреналина перестрелки и рукопашные схватки, эффектная атака вертолетов, по-настоящему взрывающиеся каменные стены… За несколько минут на экране устроили отличную мясорубку, в которой вся команда – от пиротехника до монтажера и мастера по звуку – проявила лучшие бойцовские качества. А рисовальщики компьютерных трюков получили время на перекур.

Далее, большую часть экранного времени – опасная и трудная служба, которая «порою не видна». За террористами бегают русские, за русскими – вечно опаздывающие агенты ЦРУ. Стреляют, устраивают незамысловатые, но бодрые ДТП в Париже, гоняют на катерах, орут и бьют друг другу морды. Мощных батальных сцен в фильме уже не будет, зато имеющиеся – на высоком уровне. С учетом ошибок претенциозных постановок вроде «Охоты на пиранью» (помните, как нелепо выглядели дерущиеся Миронов и Машков на фоне кое-как прилепленной крыши поезда?), создатели «Кода Апокалипсиса» разумно сочетают бюджет и качество. В этом фильме нет ни одного трюка, созданного на пределе возможностей современного кино. В результате экшн-открытий фильм не делает, но и белые нитки из склеек пленки не торчат. А ведь этим порой грешит даже «Крепкий орешек-4».

Если говорить о достижениях класса «А», то они все-таки есть. Это самый изящный трюк фильма - прыжок героини Заворотнюк с легендарных небоскребов малайзийской столицы. Просто, со вкусом, и никакого мошенничества: восемь камер и чемпионка РФ по бейсджампингу Лика Борзова со своим парашютом. Иногда в эксклюзивной «ручной» работе присутствуют легкие дефекты, которые только добавляют шарма. Так получилось и с Ликой, которая при приземлении зацепилась парашютом за ЛЭП. Реальная ошибка спортсменки выглядит очень кинематографично.

Еще один плюс. Следуя по пути создателей «Бонда» и «Борна», авторы упаковывают экшн-сцены в оживающие картинки из атласа Мира. Не дают заскучать быстро сменяющиеся виды Москвы, Парижа, Флоренции, Бергена, Токио, Нью-Йорка, Лондона и главного города Малайзии – Куала-Лумпур. «Туристическая» составляющая наделяет боевик про агента Дарью качествами дорогой adventure-movie. И в этом «туризме», к чести создателей, уже не чувствуется дикарской эйфории жителя средней полосы, впервые выбравшегося в автобусную поездку по Загранице. В общем, за приятные картинки – зачет.

Про патриотизм
 

Теперь – о том, как над созданием фильма потрудился Фонд поддержки патриотического кино. Именно это некоммерческое общество при участии администрации президента, Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ, ФСБ, и агентства по культуре участвует в формировании многомиллионных долларовых бюджетов странных проектов вроде фильма «Сдвиг», «Код Апокалипсиса» и «Обратный отсчет». Последнюю постановку, кстати, осуществил все тот же Вадим Шмелев, автор «Кода Апокалипсиса». «Обратный отсчет» – это все те же ФСБ-шники и все та же бомба, только масштабы действия помельче.

Внятного мэссейджа населению у этих защитников родины нет. Не удивительно, ведь на одних антитеррористических посланиях Президента произведение искусства не слепишь. При всех плевках в свой адрес Бондарчук в «9 роте» все-таки разговаривал со зрителем по-человечески. И Балабанов в своих «Братьях», и Тодоровский во «… Франкенштейне», и Михалков в фильме «12», и многие другие, которые не порциями патриотизма на единицу экранного времени бюджет отрабатывали, а реальными попытками понять нового российского зрителя. Человечность инвесторов и авторов «Апокалипсиса» не распространяется дальше довольно циничного трюка по превращению Народной Няни в женщину с ружьем.

С «патриотической» точки зрения фильм очень интересен. Как экспонат, ярко иллюстрирующий неумелые шаги госпрограммы по поднятию боевого духа россиян средствами кино. Как очередной пример нового русского «блокбастера», выводящего на экран агрессивных и бездуховных киборгов, по сравнению с которыми американский боевик по кличке Рэмбо – просто апостол Павел.

Если все-таки улыбаться, то трогательное кино получилось. Оно навевает романтические воспоминания о западном кинематографе времен Холодной войны. Запад так сейчас почти не снимает. Зато наши, наконец, научились. Вот и бряцают оружием с туповатой ухмылкой. Когда-нибудь все это художество займет заслуженное место на пыльной полке в кинофонде. А пока в пиар-эксперименты, на сценарном уровне сохраняющие признаки кино класса «Б», вбухивают десятки миллионов долларов.

По сути, подобные фильмы на художественном уровне – не многим сильнее, чем постперестроечная «чернуха», из которой торчали «пальцы» отмытых полукриминальных денег. Только распальцовка на этот раз – государственная. А деньги – не украденные у населения, но честно заработанные трудом миллионов налогоплательщиков. Общее в том, что идут эти доллары, как и раньше, мимо кассы.

Кстати, мессейдж, умиляющий своим пионерским максимализмом, в этом фильме все-таки имеется. Он сводится к банальным тезисам:

1.Россия имеет полное право в одностороннем порядке вести войну (с террористами, само собой), в любой точке планеты;

2.Для начала этой войны Россия не нуждается в одобрении кого бы то ни было ­– тем более США;

3.Американцы – не самые лучшие в деле борьбы с терроризмом. Сначала их бывшие друзья Башни-близнецы взорвали. А сейчас вот дружат с Пакистаном, но всемирный террористический заговор у себя под носом проморгали. 

4.Прилетим на СУ-34, куда хотим. Даже в Пакистан. Никто не возразит, только «спасибо» скажут;

5.ФСБ – мудрая как Гесер, а ее сиськи упругие как у Няни.
 

Очевидно, что государственная линия в большом кино присутствовать должна. Это понятно и американцу, и китайцу и французу. Только делать это нужно несколько тоньше. Для этого кинематографисты должны быть, прежде всего, художниками, а не начинающими политтехнологами. Какими бы ни были кассовые сборы «Кода Апокалипсиса», уже сейчас протестная аудитория этого фильма – колоссальна. Ее формируют люди, способные отличить качественный продукт поп-культуры от обычной агитки. Эта аудитория, заполняющая залы на «Утомленных солнцем», «Ночном дозоре», «Жаре» и других бесспорно патриотических фильмах, в последние годы голосует кошельком (именно у этой аудитории есть деньги на билеты в кино) против нового милитаристского «зомби-муви». Начиналось все это вроде неплохо – с талантливой реконструкции советского фильма «Звезда». А волна протеста сформировалась совсем недавно, где-то после выхода на экраны боевика «Зеркальные войны», который потерял массу потенциальных зрителей, представляющих социально активную часть населения.

Все не так уж плохо. Население сейчас как никогда готово к патриотизму на экране. Только зритель имеет право на диалог с достойным автором, а не работником на заказ типа Вадима Шмелева. Иначе у этого «патриотического» кино останется только одна поддержка – в лице «Фонда».

А Вадиму Шмелеву, одному из лучших мастеров боевиков в РФ, хочется пожелать расслабиться, включить чувство юмора и снять хороший полицейский фильм, например. Это у него получится. Главное – быть хорошим технарем, а не технологом.

Просмотров: 1133

Автор: Николай КУРИЛОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Фотограф Евгений Зуев:

«Вдохновляйтесь и творите при любой погоде»

вторник, 15 октября

Сегодня

+5
+5
+8
+8
Днем
+5
+5
Вечером
Загрузка...