30 дней ночи. Геноцид на Аляске

На экраны вышел самый бескомпромиссный вампирский хоррор XXI века.

30 дней ночи. Геноцид на Аляске - Фото 1
В екатеринбургском мультиплексе «Салют» стартовал показ фильма ужасов «30 дней ночи». Посетив премьерный показ, журналисты убедились, что прокатчики не зря анонсировали это вампирское кино как нечто особенное.

На Бэрроу – самый северный поселок Аляски опускается полярная ночь. Многие едут работать на юг, и на тридцать дней прощаются с теми, кто остается. Население резко сокращается. Было чуть больше полутысячи жителей, осталось около 150. По поселку ходит укутанный в старую парку пророк, с внешностью грязного и слегка отмороженного героя библейских сказаний. Он говорит, что до рассвета не доживет никто. И высокомерно хихикает, обнажая нечищеные зубы, на которые что-то налипло ­– то ли остатки «сникерса», то ли запекшиеся собачьи мозги…

С наступлением темноты в Бэрроу приходят вампиры. Улицы покрываются лужами крови и обезглавленными трупами. Отрезанный от цивилизации поселок обречен на вымирание. И даже у тех, кому повезло выжить в первую ночь, почти нет шансов. Группа уцелевших, возглавляемая шерифом Эбеном и его женой Стелой, пытается продержаться в тылу врага. У них нет никакого плана, идей и методов борьбы. Только рефлексы. Чем ближе рассвет, тем меньше живых…

Ну, да. Новый фильм про вампиров. На поклонников чистого хоррора эти слова уже давно наводят скуку. Вампиры перестали пугать кинозрителя десятки лет назад. С тех пор сняли ряд мистических драм по мотивам прозы Брема Стокера, проникновенный кинороман «Интервью с вампиром», несколько высокобюджетных боевиков («Блэйд», «Другой мир» и т.п.), вестерн «Вампиры» Карпентера, были интересные арт-хаусные проекты, долго дарил веселье знаменитый треш-эксперимент Тарантино и Родригеса «От заката до рассвета». Сейчас готовится к выходу на экраны полицейский триллер «Вампирша»… Много чего было. Вампиры пьянствовали в готических замках, устраивали студенческие оргии, заливали кровью дискотеки и стреляли из пистолетов с двух рук… Но в настоящий хоррор их давно не приглашали. «30 дней ночи» – редкий случай, когда кровососы на протяжении всего экранного действия могут заниматься главным делом – пугать и рвать на части теплокровных. Почти без слов, совсем без мистики. Без оглядки на традиции, тексты Брема Стокера и мнения культурологов.  

Готический кино-ужас еще в середине 90-х прошлого века ослабил свой потенциал, уступив место слешерам. Еще сильнее упал авторитет представителя теологии в качестве борца со злом. Сегодня сунуть под нос вампиру распятие можно только ради смеха. Создатели «30 дней ночи» это прекрасно понимали. Поэтому старательно вычистили из фильма почти всю готику и всю церковную тематику. В результате получился эффект балансирования на грани научной фантастики, все-таки мистики и социальной драмы, подобный тому, что удалось создать Джорджу Ромеро в зомби-муви «Ночь живых мертвецов». Во многом это достигается проработкой образов самих вампиров. Более достоверных монстров сложно представить.

О вампирах с Аляски известно немного. Говорят на своем языке (для зрителей – титры), теологическими дискуссиями не увлекаются. Христианской атрибутики не боятся. Вызывающих нарядов не носят, предпочитают casual. Если в другом фильме лидер будет красоваться в кожаном плаще, то здесь сойдет и черное кашемировое пальто, как у пацанов с Уралмаша середины 90-х.

Эти монстры вообще не проявляют качества мистических существ. Не летают, не превращаются в животных. Им неведомы даже традиционные способности за секунды менять нормальное лицо на кровожадную морду и отращивать зубы. Они как появились, так и ходят – бледные и зубастые. С перманентно расширенными зрачками и зевотой, как будто кроме крови в их рацион входят псилоцибиновые грибы. Быстрота реакций и слабая восприимчивость к пулевым проникновениям – не такие уж удивительные качества. Вампиров может остановить свет, отрубание головы и другое «несовместимое с жизнью» расчленение. Тоже ничего принципиально нового для современной биологии.

Откуда взялись вампиры в американской вечной мерзлоте, не известно. Может быть, в конец отмороженная братва с российской Чукотки перебралась через пролив, чтобы застроить «землицу Алясочку» по всем понятиям. «Мы давно должны были прийти сюда», – говорит предводитель вампирской бригады, с внешностью немолодого вора в законе. Исторически он в чем-то прав. Но суть не в этом. Режиссер просто не вдается в подробности, не утруждает себя созданием легенд и мифологий (кто хочет, может одноименные комиксы Стива Нилза и Бена Темплсмита полистать). И правильно делает. Кино-зло не нуждается в оправдании. Монстры не проводят планерки и не пишут отчеты. Создатели хоррора не обязаны дотошно исследовать природу явления, докапываться до причин его возникновения, и отвечать на массу часто задаваемых вопросов. Пугает непонятное. Поэтому в хорошем хорроре хватит минимальной логики для достоверности, все остальное – на откуп зрителю.
 

Успех хоррора во многом обусловлен набором пугающих и тревожащих факторов. В их числе – масса стандартов. Но авторы хорошего фильма просто обязаны создать новые предлагаемые обстоятельства для возникновения жути. Иначе фильму ужасов сложно претендовать на успех. В «Ведьме из Блэр» есть документальность истории. В «Пиле» – невыносимость поставленной задачи, заставляющей перешагнуть через боль и совесть. В «Резне бензопилой» – генетически проросшее недоверия к провинции. В «Кошмаре на улице Вязов» – бескомпромиссная установка: умер во сне, в реальности… Какие установки определяют успех «30 дней ночи»?

Первое, что бросается в глаза, выбор МЕСТА ДЕЙСТВИЯ. Он освежает вампирскую историю, подобно тому, как виды восточной Европы делают мрачнее фильм «Хостел». Далее все в кассу: отрезанность поселка от цивилизации, собачий холод, нестандартная продолжительность ночи, достоверность сцен с увечьями и расчлененкой и другие составляющие. В число оригинальных удач режиссера стоит занести создание на экране эффекта ОККУПАЦИИ. Вся деревня захвачена, по сути, нацистами, а выжившие сидят на чердаке, боясь шелохнуться. Отличная почва для развития саспинса! И первые аналогии здесь возникают совсем не мистические, скорее вспоминается советские фильмы из серии «враги сожгли родную хату».

ГЕНОЦИД – редкое для фильмов ужасов понятие, здесь вполне уместно. Вампиры в этой истории не инициируют укушенных, не принимают в свои ряды новых адептов, наращивая свое войско. Здесь не ставят на шее пару аккуратных дырочек от клыков. Представителям «нечистой» рвут артерии, как попало, и отрывают головы. Сцена большой резни, в самую первую «ночь длинных зубов» принципиально отличается от сцен массовых беспорядков из зомби-фильмов, кино про оборотней и т.п. Население целого поселка четко и методично вырезают. Без всякой мистики и фантастики, почти «под документ». Как когда-то вырезали русские и украинские деревни, поселения индейцев и вьетнамцев, афганцев, евреев, армян. После короткого и кровавого захвата загнанное в угол меньшинство испытывает не просто страх. Страх есть и на войне. Но на войне, хотя бы в зомби-муви, со страхом бороться проще.
 

В условиях оккупации и геноцида страх усугублен ощущением бессилия, униженности и стыда. Нечто подобное должен испытывать помощник шерифа, которому приходится убить свою любимую жену и дочку аккуратными выстрелами в голову, чтобы не видеть, как их тела терзают монстры. А когда помощник шерифа засовывает ствол себе в рот, проклятое ружье дает осечку. И неожиданно очень хочется жить. Вот тут и начинается такой плохой трип, что врагу не пожелаешь… Или сам шериф – главный герой, честный добрый малый, всегда придет на помощь. Сидит в укрытии и смотрит, как посреди главной улицы группа упырей медленно пытает молодую соседку. Девушка умрет, а он так и будет сидеть, глотая сопли… Это, согласитесь, несколько круче, чем ситуация из серии: «Отруби мне голову, дружище. Меня, по ходу, укусили».

Кроме мрака и жути в фильме есть история любви. И даже с этой любовью авторы обходятся достаточно жестко. Не буду рассказывать, какие испытания ждут парочку Эбена и Стелу. Посмотрите  сами. Но ничего веселого не будет, это уж точно.

В общем, создатели «30 дней ночи» новые «темные углы» одного из самых сложных кино-жанров нашли и успешно исследовали. Сходите в кино, и убедитесь в этом сами. Пиратские диски не покупайте. Два часа смотреть на темный экран лучше в кинозале. Чтобы зрачки были перманентно расширены :))

 

Просмотров: 3358

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

На Вторчермете 25 апреля из-за репетиции парада Победы вновь перекроют улицы

Сегодня в 13:08

На Вторчермете 25 апреля из-за репетиции парада Победы вновь перекроют улицы

Также изменится схема движения автобусов.

Владыка Евгений отметил вклад учителей в духовное воспитание детей

Сегодня в 12:43

Владыка Евгений отметил вклад учителей в духовное воспитание детей

В Екатеринбурге подвели итоги «Екатерининских дней».

STENOGRAFFIA ищет поверхность для новой работы из серии «Исчезающие»

Сегодня в 12:39

STENOGRAFFIA ищет поверхность для новой работы из серии «Исчезающие»

Свое место в Екатеринбурге ищет изображение редкого дальневосточного леопарда.

Из-за разлива реки Тура закрыли движение транспорта на трех мостах

Сегодня в 12:20

Из-за разлива реки Тура закрыли движение транспорта на трех мостах

Путей объезда данных участков нет.

По делу Иванова на два месяца арестовали Сергея Бородина

Сегодня в 12:08

По делу Иванова на два месяца арестовали Сергея Бородина

Ему предъявлено такое же обвинение, как и замминистру обороны РФ.