«Елизавета. Золотой век»: Когда история становится мифом

Мелодрама о королеве и пирате вышла в прокат

Костюмная мелодрама о непростых взаимоотношениях английской королевы Елизаветы I и «пирата карибского моря» сэра Уолтера Рэйли оказалась неплохой иллюстрацией современного подхода к истории. Фильм очень не рекомендуется искателям масштабного эпического полотна в духе «Унесенных ветром» или сурового размаха настоящего «большого кино» в стиле «Бен Гур».  Слащавая мелодрама о королеве-девственнице ознаменовала рождение нового мифа в кино. Мы посмотрели фильм на пресс-показе в мультиплексе «Салют» и готовы поделится впечатлением с вами.
Чувства, сомнения, терзания королевы Елизаветы I (Кейт Бланшетт) – вот настоящий предмет исследования режиссера. Режиссера Шекара Капура интересует только Елизавета, ее тернистый путь от обычной женщины до «матери всех своих подданных». Капур прописывает детали, с помощью которых он обожествил и опоэтизировал Елизавету. Белая накидка королевы, принимает от ветра форму крыльев. Золотоволосая королева в блестящих на солнце доспехах выглядит как древняя воительница. Небольшой эпизод в истории, когда Англия разбила превосходящий числом флот Испании, трансформировался в величайшее историческое свершение, а сама Елизавета стала героиней мифа, сказочной правительницей, которая привела Англию к истинно золотому веку. Поэтому «Золотой век» - это не совсем историческое кино, скорее это фентэзи, быль, ставшая сказкой. Время правления Елизаветы действительно стало «золотым веком Англии», в связи с расцветом культуры эпохи Возрождения. И режиссер возносит Елизавету на недосягаемый пьедестал.
С точно таким же подходом мы столкнулись совсем недавно. Фильм «1612. Хроники смутного времени», снятый Владимиром Хотиненко, тоже создает сказку на основе исторических событий. Население маленького вымышленного городка во главе с бывшим холопом, а ныне лидером народного ополчения и его другом-татарином останавливают орду поляков, двигающихся в сторону Москвы. Историческая реальность приобретает совсем уж сказочную форму:  по русским лесам бегают единороги, ходят странствующие монахи и призраки испанских кабальеро. И народу нравится такой формат! Люди выходили с сеанса со словами: «Ну, совсем как «Властелин колец»!.
Да, в мифологизации истории нет ничего дурного, особенно, если вырастает действительно крепкий, не разваливающийся «по ходу пьесы» сюжет. Как в «1612». Но вот «Золотой век» этим, к сожалению грешен. Вымышленных персонажей здесь, разумеется, нет. Но в центре не добрая история, не сюжет, а эмоции. Восхищение режиссера королевой-ангелом - «женщиной, воином, королевой». Обидно, что в «Золотом веке» есть персонаж, который бы сделал честь любому историческому кино. Это легендарный сэр Уолтер Рэйли (Клайв Оуэн).
Уолтер Рэйли был удивительным человеком. Сын бедного девонширского дворянина с семнадцати лет участвовал в религиозных войнах во Франции на стороне гугенотов. В 1578 году в полупиратской, полуисследовательской экспедиции Рэйли командовал кораблем «Фалькон». Шесть месяцев он находился в Атлантике, испытав множество опасных приключений, не раз вступая в схватки с испанскими кораблями, и, наконец, в мае 1579 года вернулся в Англию. Уолтер Рэйли был в Америке и назвал открытую им землю Виргинией в честь своей королевы-девственницы.
Рэйли - друг Вильяма Шекспира и Фрэнсиса Бэкона. Он мечтал о возвышении Англии, хотел сделать ее матерью свободных штатов. Был казнен по требованию Филиппа II.
Рэйли - исключительный исторический персонаж, который мог и должен был стать центром повествования. Ну, по крайней мере, «разделить кинопрестол» с Елизаветой. К сожалению,  в картине он фигурирует только как соблазнитель фрейлины Елизаветы, Бесс Троглортон и невнятный объект страсти самой правительницы. Как будто проработкой персонажа никто не занимался, и все это время прекрасный Клайв Оуэн был чем-то вроде еще одной декорации рядом с волшебной правительницей. Например, показательна сцена битвы на море – Рэйли поджигает свой корабль и направляет его в гущу испанских судов. На его лице при этом ноль эмоций, хотя при уничтожении своего корабля дрогнула бы даже морская душа вымышленного Джека Воробья. Здесь – нет эмоций. Все красивое, все холодное. Эмоции только вокруг Елизаветы, и то - это эмоции режиссера.
Фильм «Золотой век» - это прекрасный сад, в центре которого стоит статуя Королевы как «памятник» золотому веку в истории Англии и самой Елизавете I. Красивая и статичная картинка.
Если вас есть что сказать о фильме «Золотой век» - мы приглашаем вас высказаться. Хотите поспорить, похвалить фильм или высказать замечание – мы рады любым мнениям.

Просмотров: 3073

Автор: Таис ЖАНГАРИНА

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Мария Вьюгова, студентка УрГПУ:

«Я люблю наряжаться и не смогу подобрать наряд, если не буду знать, какая сегодня погода»

понедельник, 25 мая

Сегодня

+17
+17
+25
+25
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 14:59

ФНС упростила процедуру подачи заявлений на получение субсидий для ИП

Сформировать заявление теперь можно без квалифицированной электронной подписи.

Сегодня в 14:42

Прожиточный минимум в Свердловской области составил 10 376 рублей в месяц

Депутат Госдумы РФ, уверен, что необходимо усовершенствовать структуру потребкорзины.

Сегодня в 14:22

Массовую вакцинацию россиян от COVID-19 могут начать уже осенью

Производство вакцины планируют начать в конце лета.

Сегодня в 14:02

Академик РАН Лео Бокерия рассказал, когда в России победят COVID-19

Накануне Анна Попова заявила, что ситуация с пандемией в России стабилизировалась.