Режиссер спорит с писателем о том, кто царь природы.
Неослабевающая популярность романа заключается в его оригинальной трактовке противостояния людей и зомби-вамиров. Сюжет «Я – легенда» - сюжет исключительный. Главный герой, доктор Нэвилл – последний человек на Земле, уцелевший после эпидемии, вызванной неизученным вирусом. После эпидемии планету населили зомби-вампиры, это та часть людей, которая выжила после мора, но несколько изменилась. Новый, так сказать, вид, не выносит дневного света и питается кровью. Нэвилл же, в свою очередь, работает над вакциной, а для этого ему потребны мутировавшие экземпляры новых людей, на которых он и охотится в сумерках с винтовкой и собакой.
Прелесть романа Мэтисона в его гуманистическом пафосе - писатель всерьез размышляет над тем, оправдано ли подобное отношение к вампирам, если они – абсолютное большинство. Таким образом, Роберт Нэвилл выглядит не гуманистом, а маньяком, который лечит несчастных зомби против их воли. По сути, он является не борцом со злом, а проповедником насилия. В итоге, Нэвилл Мэтисона приходит к осознанию своей неправоты – «Хватит жестокости. Хватит насилия. Пусть его смерть не станет еще одним кровавым спектаклем. Роберт Нэвилл глядел на новых людей, владевших этим новым миром, и знал, что ему нет среди них места. Он знал, что, как и вампиры, он стал анафемой, ночным кошмаром. Он нес людям ужас и страх, и его следовало уничтожить».
Подобные готические концепции и трагические финалы, мягко говоря, не совсем подходят для фильма с бюджетом в $300 млн. Поэтому создатели «Я – легенда» сменили идеологию на прямо противоложную. Этот фильм не о гуманном отношении не к зомби, а к людям. Роберт Невилл не покончил с собой, а изобрел препарат, который в итоге спас человечество. Сто процентов – подобная трактовка не понравится поклонникам литературного произведения. Но с другой стороны, фильм «Я – легенда» плохим на те же сто процентов назвать нельзя. Не нужно только его ассоциировать с романом, потому что связи между этими произведениями действительно нет.
Очевидный плюс картины – атмосфера. Все, кто посмотрел, отмечают, что напряжение от начала и к финалу картины возрастает и становится по-настоящему страшно. При том, что зверских спецэффектов в фильме нет, наоборот, все отмечают, что вампиры-зомби созданы крайне плохо. Те же персонажи в фильмах «28 дней спустя», «Рассвет мертвецов», «Планета террора», трилогии «Обитель зла» гораздо красочнее и убедительнее. В «Я – легенда» зомби и показывают чаще на бегу и смазано. Жуть нагнетается не за счет визуальных эффектов и это фильму только в плюс. Сюжет, как таковой, держится исключительно на внутренней динамике.
Немного слабоват сюжет, нет подробного рассказа о том, что произошло и из-за чего все люди вымерли, остался только схематичный набросок. Роберт Нэвилл выжил исключительно потому, что в его крови содержится некий природный антидот. Странно, что его нет у других выживших, которые также не мутировали. Очевидно потому, что не заболели или не сталкивались с заражеными. О том, как честные налогоплательщики становятся кровожадными зомби, подробно расписано в «28 дней спустя» и в «Обители зла». В «Я – легенда» решили особо не «заморачиватся» за объяснения. Так, фильм выглядит как идеологический «наследник» сразу двух тем. С одной стороны это философское осмысление постапокалиптичной картины мира и последнего жителя Земли, с другой – динамичный триллер о герое, противостоящем чуждой расе. В полной мере картину нельзя причислить ни к тому, ни к другому лагерю. Это и не философский фильм, и не «одноклеточный» боевик.
В заключение, справедливости ради, стоит отметить: куда более худшей экранизацией известного литературного произведения по-прежнему остается фильм «И грянул гром» по мотивам рассказа Рэя Бредбери. У этого шедевра пальму первенства отнять практически невозможно.
Просмотров: 1961
Автор: Таис ЖАНГАРИНА