?Аэлита 2005?. Безопасная премия. Последствий не имеет

Борис Долинго: ?Я бы дал Головачеву еще раз, но нельзя. Аэлита бывает раз в жизни?.

JM, Екатеринбург, 2 августа.

Еще с советских времен фантастика была самым популярным чтивом, в отличие, от того же вестерна (идеологически чуждого), серьезной прозы (она вся почти маргинальна ? кроме классики 19 века). Фэнтези бродило в самиздатовских списках, а научную фантастику даже издавали официально. На волне идеологии (или даже вопреки), было ощущение, что еще буквально пройдет десяток лет ? и все люди будут замечательными, трудолюбивыми, научными работниками. Другого просто пути как бы не было ? вот только наука человеку нужна. И, в общем, жить будут люди прекрасно и никогда не будет войн ? и все это сделает наука. И в это верилось многим людям, особенно молодым научным работникам. Для ?технической интеллигенции? фантастика была заменой советской религии ? спорту. Немудрено, что вокруг приза от редакции журнала ?Уральский следопыт?, учрежденной в 1980 году, быстро сформировался первый в СССР фестиваль фантастики. Та самая ?Аэлита? которая на днях собиралась в 22-й раз.

Обычно премии ? активнейшие участники литературного процесса. Оживляют среду, вводя новые имена, да и сама жанровая среда формируется из замысловатого коктейля начинающих публикантов, ?звезд?, критиков и прочих существ. ?Аэлите? с самого начала не повезло. То есть, в смысле среды все было отлично: из простой церемонии награждения она быстро стала (тогда, в восьмидесятые) центром притяжения писателей и любителей всея СССР. И общение, и обмен опытом и самиздатом и так далее. А вот с новыми именами и ?оживлением? этой самой среды заминка вышла. Влиять на издательский процесс тогда премия не могла (понятно почему). И награждали ей ?За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастики?. В то время, когда публикаций было мало, а известных фантастов еще меньше, это работало. В начале девяностых, когда печатать стали все подряд и всех подряд, плотная ?тусовка? любителей фантастики распалась (бросились перечитывать свежеизданную классику и новых авторов), сама ?Аэлита? не смогла найти денег и все на пару лет заглохло. Так и не добившись авторитета на книжном рынке. Премию взял под крыло ?Книжный клуб? - екатеринбургская ассоциация книжной торговли. До 2003 года премия-фестиваль как-то вяло существовала ? больше в новостных сюжетах, чем в картинке книжного дела отечества. С 2003 года организаторы встрепенулись и привлекли ?административный ресурс? (председатель оргкомитета фестиваля, писатель Борис Долинго, стал заместителем директора МУП ?Столица Урала?), а с этого года их поддерживает и крупное издательство ?У-Фактория?. Изменилось ли положение сейчас?

Премия ?Аэлита? стала в чем-то похожей на другую премию ? ?Дебют?. Формально: та же ориентация на молодых авторов (?Молодые? - понятие относительное. По наследству советских времен ?молодым прогрессивным автором? писатель считается лет до 50). Так же, по итогам премии выпускается сборник финалистов. Вот только ?Дебют? реально влияет на литературный процесс, а ?Аэлита? - нет. Авторы ?Дебюта? заключают контракты с крупными издательствами, выходят ?сольно?. Хороший пример ? ставшая культовой книжка Спайкера и Собакки (Сакина и Тетерского ? участников шорт-листа первого ?Дебюта? ) ?Больше Бэна? и множество других изданий. ?Аэлита? последних нескольких лет (а до того ее все равно что не было), ограничивается изданием сборника ?Аэлита. Новая Волна?. Вместо литературных агентов от издательств ? по фестивальным семинарам бродят стайки ?молодых прогрессивных? со всей страны, моют косточки Лукьяненко и прочим знаменитостям, поучаются уральскими светилами. Из серьезных критиков замечен был лишь Дмитрий Байкалов, главный редактор журнала ?Если?. Ах да, еще приезжают ?почетные гости?. Три года назад ? Кир Булычев и Василий Головачев, два года назад ? Роберт Шекли и Василий Головачев, в 2004-м ? Майкл Сванвик и Василий Головачев, в этом ? Пэт Кэдиган и Мария Семенова. С почетными гостями тоже какая-то неразбериха получается. Обещали участникам фестиваля мастер-класс с гостями, вместо того ?почетных? увезли на экскурсию к Ганиной Яме (это Семенову-то! Язычницу?). Главную премию фестиваля отдали Марии Семеновой, в отличие от Головачева она действительно заслужила статуэтку ?За вклад в отечественную фантастику?. Но при этом премия-то была конкурсная! Безутешными остались аж пятеро финалистов. Несколько странный, даже неэтичный ход: организовывать конкурс среди молодых литераторов на премии, которые выдаются ?за заслуги?. Честнее было бы просто отбирать тексты для сборника? Председатель оргкомитета ?Аэлиты? Борис Долинго на фуршете во всеуслышание заявил: ?Я бы вообще в этом году никому не давал главной премии. Или еще раз дал бы Головачеву, да нельзя. Один раз в жизни статуэтку нашу получают. Зато Головачев сделал больше всех для нашей фантастики. Он просто кладезь идей. Не то, что разные детские писательницы-сериальщицы (кивая на Семенову)?. Логика потрясающа: в кои-то веки премия попала не просто в нужные руки, но и в нужный момент. В том смысле, что Мария Семенова, в отличие от огромного большинства фантастов ? именно литератор. Тот самый, с большой буквы. Маленькая деталь: ее приняли в Союз писателей (тоже редкость среди фантастов) еще в советское время. Когда помимо ценза идеологического существовал очень мощный профессиональный ценз. Графоманы и писатели, слабо подкованные технически, шансов попасть в заветный список не имели. В отличие от сегодняшнего Союза. Отточенность стиля, крепко слепленные сюжеты, которые не разваливаются как у Головачева и последователей, на отдельные яркие, но бессмысленные описания фантастических ?штучек?. Тот же Головачев может, действительно кладезь идей, но читать его проблемно. Большинство бывших ?технических интеллигентов?, подавшихся в писатели, стилем напоминают гениальных школяров.

Самый позитивный момент фестиваля (помимо Семеновой с Кэдиган и новой киберпанковской серии ?Brave new world? от издательств ?У-Фактория? и ?УльтраКультура?) - это сборник молодых авторов ?Аэлита. Новая волна 002?.

Глубоко симпатичен сам принцип подбора материалов. Только новые авторы. Жанры ? рассказ, короткая повесть, литературная критика. Малая проза обычно c неохотой издается ? читатель предпочитает саги? Как пишут составители-организаторы Евгений Пермяков и Борис Долинго: ?Начинающие писатели, чтобы заявить о себе, готовы на многое: экспериментировать, искать новые формы, придумывать странные миры, изобретать нетривиальные сюжетные линии, а то и вовсе новые жанры. И, честно говоря, почему-то кажется, что именно благодаря ?безбашенности? дебютантов фантастическая литература не застывает в формах классических произведений, а поступательно развивается, несмотря ни на что?. Рассуждать о качестве текстов в сборнике молодых авторов ? малоэтично в обзоре. Это дело ведущих ?семинаров начинающих писателей?. Все, заявленное составителями, вся творческая безбашенность, в текстах присутствует. Сюжеты часто более удачны и лучше выстроены, чем у ?профессионалов?-мастеровых. Пишет большинство отвратительно, так в фантастике и не требуются джойсовские заморочки.

В литературном процессе существуют такие понятия - прямая и обратная задачи. Литературные премии решают в каком-то смысле обратную задачу - стараются привлечь внимание читателя и издателя к тем литературным явлениям, которые, по мнению жюри этих премий, того заслуживают. К решению же прямой задачи, то есть к созданию произведений, которые в силу своих литературных достоинств способны обратить на себя внимание читателя и привлечь внимание общества к тем или иным проблемам, премии не имеют отношения. Литературные премии - это градусники, которые с теми или иными погрешностями пытаются измерить температуру литературного процесса. Если ?Аэлита? - градусник, то градусник процесса буквально фантастического? Потому что к реальной ситуации в литературе отношения почти не имеет. Только чуть затрагивает его ? когда случайно, а в большей степени ? авансом.

Артем ШАТУНОВ

Просмотров: 1639

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анна Русских, студентка:

«Если погода вас не радует, то закройте глаза и представьте себя на Соррентийском побережье»

среда, 03 июня

Сегодня

+17
+17
+19
+19
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 22:16

«Необходимо обеспечить прозрачность и легитимность». Куйвашев обсудил с Мерзляковой подготовку к голосованию за изменения в Конституцию РФ

Накануне встречи в Москве прошло заседание рабочей группы по внесению изменений в Конституцию.

Вчера в 17:43

Electrotorg.ru готов к дачному сезону

Интернет-магазин предлагает приобрести все необходимое для комфортного отдыха на природе.

Вчера в 17:16

Девять уральских красавиц вышли во второй тур конкурса Miss MAXIM-2020

Победительница украсит обложку сентябрьского номера.