«Явление»: кроме пчел

М.Найт Шьямалан, известный своим собственным взглядом на вещи, снял экологический фильм-катастрофу.

«Явление»: кроме пчел - Фото 1

По отношению к режиссеру М.Найту Шьямалану справедливо утверждение «мыши кололись, но ели кактус». Публика смотрит его «Знаки», «Таинственный лес», ругательски ругает фильмы, потом снова смотрит, уже «Девушку из воды», снова ругает, снова смотрит «Явление». Когда выйдет следущий фильм режиссера, киноманы наверное снова соберутся в залах разнообразных плексов, проклиная себя за постыдную слабость.

Мечтательный индиец Шьямалан попробовал в большом кино почти все жанры. Ужасы – «Шестое чувство», триллер/детектив – «Неуязвимый», фантастика – «Знаки», мистическая драма – «Таинственный лес», сказка – «Девушка из воды». «Явление» - фильм катастрофа. О том, как сначала пропали пчелы, а потом природа напала на человека.

«Явление» начинается со сцены в Центральном Парке в Нью-Йорке. Налетает порыв ветра, люди внезапно замирают, а затем массово накладывают на себя руки. Учитель биологии Эллиот («бугибой» Марк Уолберг) вынужден бежать вместе с женой Альмой (Зуи Дешанель) и друзьями от грозного явления. Причина эпидемии суицидов – смертоносный токсин, выделяемый растениями. Эллиот предполагает, что таким образом природа отвечает на агрессию человека. Скромный биолог и не великий ученый, но он верит в то, что ничего с экосистемой просто так не происходит – сначала пропали пчелы, затем к человеку вплотную подступило нечто более грозное. Вера, обладание неким тайным знанием или просто знанием и некоторый фанатизм, кстати, отличительная черта героев Шьямалана. Что, возможно, раздражает западного зрителя, так как Шьямалан предлагает верить в такие вещи, в которые среднестатический герой не то чтобы не станет, но по крайней мере постарается все проверить на соответствие здравому смыслу. В предыдущих фильмах Шьямалан предлагал верить в чудовищ, окружающих затерянный в лесу город, в нарф, скрунтов, русалок и лазурный мир.

В «Явлении» вера не является чертой определяющей характер героя, но она дает ему и его семье дождаться конца «явления». Эллиот ЗНАЕТ, что происходит и почему. И он в определенной степени верит в некие неведомые силы, которые направляет природа дабы избавится от человека. Это утверждение иллюстрирует момент, когда биолог начинает разговаривать с деревом.  Дерево оказывается искусственым. Замечательная, в своем роде, сцена.

Но за присутствие определенного фанатизма Шьямалана чаще всего и упрекают.  Тяжеловесен, дидактичен и вообще зануден – вот список основых огрехов, приписываемых индийцу.  От определенного пафоса режиссер не отказывался никогда. В общем-то, от режиссерской дидактики вполне можно абстрагироваться, тем более, что в фильмах индийского режиссера, работающего в Голливуде, она так или иначе будет. Пафос в данном случае нас интересует мало.  В «Явлении», к сожалению, не проявлено в полной мере то волшебное свойство Шьямалана создавать свои миры, как в «Девушке из воды» или более раннем «Таинственном лесе». Эти микрокосмы, среды обитания волшебных и не очень существ, как раз то, зачем на фильмы индийского режиссера собирается народ.  Создание сказки. Герои Шьямалана видят другие миры и верят в их существование. И в итоге у них все оказывается хорошо. У героев «Явления» тоже не будет все плохо, но в данном случае они – типичные для режиссера персонажи в несколько чуждом для него мире на грани катастрофы. Шьямалан обошел почти все законы жанра, люди с премьеры «Явления» выходили разочарованные и жалели о затянутости фильма. От фильма-катастрофы ожидали «фишек» фильма катастрофы, тем более, присутствие фактурного Уолберга выглядело многообещающе. В итоге же получился абсолютный фильм-катастрофа по-шьямалановски. Режиссер не стал пользоваться стандартными жанровыми клише, но и чего-то своего он практически не привнес. Разумеется, если бы Шьямалан решил следовать традиции и сделал бы более динамичный триллер, зритель бы разочарованным не ушел. Но и фильм бы вышел тогда не таким «шьямалановским». И поклонники режиссера, наверное, гарантированно бы обиделись. Так что, с нетерпением ждем нового возвращения индийца.

Мы посмотрели фильм в мультиплексе «Салют».

Таис  ЖАНГАРИНА

 

Просмотров: 1681

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером