Авторские права: гостиницы, рестораны, ТЦ и сайты Екатеринбурга под прицелом РАО

Интервью с заместителем Генерального Директора Российского Авторского Общества Олегом Патриным.

Авторские права: гостиницы, рестораны, ТЦ и сайты Екатеринбурга под прицелом РАО - Фото 1
Российские авторы продолжают в 2009 году активную борьбу за свои авторские права. О том, что за использование музыкальных произведений в барах, кафе, ресторанах, гостиницах, фитнес-центрах и других публичных местах, а также за исполнение их на концертах кроме исполнителей произведений вознаграждения должны получать авторы музыки и текста, - это как-то забывается. Из знаменитого пушкинского изречения «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» чаще вспоминается только первая его половина. Вдохновением, видимо, и должны питаться авторы. Это суждение постепенно перестает быть верным.
В кризисные времена современные «пушкины» все чаще встают на законную защиту своих прав и обращаются в Российское Авторское Общество. Сейчас  РАО на основании прямых договоров защищает права около 25 тысяч российских авторов и на основании соглашений о представительстве взаимных интересов с иностранными авторско-правовыми организациями – более двух  миллионов  зарубежных авторов и иных правообладателей авторских прав. О развитии общества и его перспективах в интервью JustMedia рассказал заместитель генерального директора РАО Олег Патрин.
—Что сейчас представляет собой Российское Авторское Общество?
—На самом деле общество защиты авторских прав существовало еще в Советском Союзе. Тогда оно называлось Всесоюзное агентство  по авторским  правам. В 1993 году при поддержке Президента Российской Федерации было создано Российское Авторское Общество. Сейчас мы работаем во всех регионах РФ, у нас 12 филиалов и 30 представительств. В Авторский совет РАО входят такие известные деятели науки и искусств, как Жорес Алферов, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лион Измайлов, Владимир Матецкий, Юрий Антонов, Андрей Макаревич, Вадим Самойлов.
—Что дает самим авторам членство в РАО?
—Общество регулярно перечисляет авторам сборы за использование их произведений: прозы, стихов, музыки, картин, скульптур. Это далеко не маленькие суммы. В 2007 году сбор авторских вознаграждений РАО составил 1,5 миллиарда рублей, в 2008-м — уже 2,2 миллиарда рублей. За 7 месяцев текущего года собрано 1,6 миллиарда рублей. Только в Свердловской области по состоянию на 1 августа сбор составил 44 миллиона рублей и планируется, что он достигнет к концу года 75 миллионов. Авторы должны получать деньги за созданные ими произведения. И тут нам есть куда расти. В Англии, например, ежегодный сбор авторского вознаграждения составляет 1 миллиард евро, в Германии — 800 миллионов евро. К сожалению, у нас не все компании и организации вспоминают об обязанности выполнять требования законодательства РФ об авторском праве и наивно полагают, что можно безнаказанно отказаться от выплаты авторского вознаграждения за использование в своей деятельности музыкальных произведений. В этом случае РАО защищает интересы авторов в суде.
—Для получения авторского вознаграждения обязательно стать членом РАО?
—Желательно — тогда общество лучше будет оповещено о созданных автором произведениях. Мы и сами ищем малоизвестных авторов, чьи произведения тиражируются, транслируются по радио и в телеэфире. Находим их, заключаем авторские договоры и добиваемся от организаций-пользователей выплаты им авторского вознаграждения.
—Каким образом общество взаимодействует с организациями, использующими авторские произведения?
—Мы заключаем с организациями-пользователями лицензионные договоры о предоставлении права использования произведений, на основании  которых пользователи обязаны представлять в РАО отчетные документы, в которых должно указываться,  какие именно произведения используются и в каких объемах. Радио и телеканалы предоставляют нам расписание своей сетки вещания. Практически все радиостанции и телеканалы Москвы и Санкт-Петербурга заключили с РАО лицензионные договоры. Активно заключаем их и в регионах. Кроме того, взаимодействуем с концертными организациями, проводящими концертно-зрелищные мероприятия. Авторы текстов и музыки, а также их правопреемники, должны получать 5% от валового сбора от продажи билетов на концерт. Это справедливо и для артистов, которые исполняют собственные произведения. Через концертную организацию они получают исполнительский гонорар, через РАО — авторское вознаграждение, которое перечисляется обществу концертной  организацией.
—Все организаторы концертов исправно платят?
—Не все, поэтому нам приходится нередко защищать права авторов в суде. Например, мы выиграли процесс против организаторов концерта Таркана в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский», против организаторов концертов «Хора Турецкого» в Ростове-на-Дону и против многих других недобросовестных организаторов концертов. Лицензионный договоры с РАО организаторы концерта не заключали и вознаграждение авторам слов и музыки песен не перечислили. В Екатеринбурге в июле этого года выигран суд у организатора концерта группы «Мираж» за бездоговорное исполнение произведений на концерте. Сумма компенсации составила 270 тыс. рублей. Также в Екатеринбурге после концерта Кена Хенсли не последовало выплат авторского вознаграждения. Готовим заявление в прокуратуру.
—Концертные компании прибегают к каким-то особым уловкам, чтобы уйти от выплат?
—Да. Вы представьте, какие суммы там крутятся!!! Если самый дешевый билет, допустим, стоит 800 рублей, а зал на 1000 мест. Сумма валового сбора от продажи билетов будет равна 800 тысяч рублей, а сумма авторского вознаграждения в этом случае составит 40 тысяч рублей — не такая уж и маленькая сумма. Организаторы концертов часто работают через подставные фирмы. Фактически договор о концерте заключается с фирмой-однодневкой, которая сразу же после шоу исчезает, а на деле работают над проектом совсем другие люди. Чаще всего фирмы-однодневки регистрируются в других городах и даже регионах, вместо тех организаторов, которые фактически проводят концертно-гастрольные мероприятия. В Свердловской области в 2008 году мы зафиксировали 36 случаев проведения концертов с участием таких фирм без выплат авторских вознаграждений, за 7 месяцев 2009 года их пока насчитывается 12. Например, концерты группы «Машина времени», Криса Норманна. Большинство таких мероприятий были организованы подставными компаниями. По нашим оценкам, в области регулярно работает 4-5 таких фирм.
—Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
—Стоит усилить работу с концертными площадками. К сожалению, они часто неохотно сотрудничают с РАО. Действенным шагом было бы законодательное закрепление запрета заключения договора на предоставление площадки в аренду организатору концерта, если у него отсутствует договор с правообладателями или авторско-правовой организацией, защищающей права авторов на коллективной основе. Такой организацией  в настоящее время в России является РАО на основании полученной в августе 2008 года государственной аккредитации. Сейчас мы направляем свои обращения к руководству концертных площадок, как правило, за месяц до проведения мероприятия, если у организаторов нет договора с РАО. Так, по заявлению общества в Екатеринбурге были отменены концерты «Баян-Микс», группы «Аматори».
—Деятельность РАО сводится не только к работе с организаторами концертов?  Как осуществляете контроль за магазинами, кинотеатрами, фитнес-центрами, кафе, клубами и другими заведениями, где транслируются музыкальные произведения?
—В Москве многие крупные рестораны заключили с нами договоры. В регионах пока ситуация хуже. Среди организаций общепита по Екатеринбургу договоры с РАО имеют около 27%, среди предприятий  сферы услуг — 5%, гостиниц единицы. Говорить о том, что во многих из этих учреждений не знают о защите авторских прав, не стоит. РАО регулярно рассылает таким организациям уведомления с предложением заключить лицензионный договор. Для них, кстати, применяется другая система ставок авторского вознаграждения, рассчитанная на определенное число мест в кафе или номеров в гостинице. Сборы взимаются не только при исполнении «живой» музыки, но и при использовании аудио и видеозаписей, радио и телетрансляций. Чтобы выявить нарушителей, в Екатеринбурге мы проводим регулярные проверки с прокуратурой и УВД. Сейчас готовим соглашение о взаимодействии с ГУВД Свердловской области. Конечно, не для всех организаций нужен визит правоохранительных органов, чтобы понять силу закона. Так торговые сети «Звездный», «Монетка» сами заключили с нами соглашение, а в «Мегамарте» сочли, что лучше сэкономить и перестали включать музыку. Теперь встречают покупателей в тишине.
—Регулирование использования музыкальных произведений занимает значительную часть работы РАО. Как защищает общество права поэтов, прозаиков, художников, скульпторов и других деятелей искусства?
—Тут не меньший объем работы, чем при использовании музыки. У нас есть договоры с издательствами. К примеру, такие известные газеты, как «Известия», «Коммерсант» заключили лицензионные договоры с РАО. В Свердловской области и других регионах мы усилим работу в этом направлении в 2010 году. Сейчас в РАО для этого расширяют штат сотрудников. Исключительные авторские права на произведения изобразительного искусства охраняются в течение 70 лет после смерти автора. В этом случае авторское вознаграждение перечисляют правообладателям-наследникам. Например, мы добились выплаты вознаграждения от компании, выпустившей запонки с уменьшенными копиями фигур работы известного скульптора.
—Громкие судебные процессы, связанные с нарушением прав авторов крупными компаниями, у РАО были?
—В Башкирии компания «Кока-Кола» напечатала на банках своего фирменного напитка изображения памятника Салавату Юлаеву. Мы подали иск и добились соблюдения закона. «Кока-Кола» через РАО выплатила наследникам скульптора С.Д. Тавасиева 200 тысяч рублей.
—Вы уже говорили о том, что расширяете штат общества. В связи с этим какие задачи ставите для себя в перспективе?
—В будущем мы намерены заняться контролем над соблюдением авторских прав в Рунете. В отличие от стран Запада в России эта область не затронута. Нужно еще законодательно отрегулировать  работу РАО в ней. В ближайшее же время усилим работу по защите авторских прав в регионах в реальном, а не только в виртуальном, пространстве.

Просмотров: 4535

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером