Владимир Спиваков: «Свердловская филармония — самая лучшая в России»

Маэстро поделился впечатлениями об уральских ценителях музыки.

Владимир Спиваков: «Свердловская филармония — самая лучшая в России» - Фото 1

Дирижёр Национального филармонического оркестра России Владимир Теодорович Спиваков рассказал екатеринбургским журналистам о давней дружбе со Свердловской филармонией, о своём отношении к квотам на исполнение современной российской музыки симфоническим оркестром, о причине отказа от проекта Хворостовского, и важности физической подготовки.
—Что Вас связывает со Свердловской филармонией? Какие у Вас сложились отношения?
—Думаю, что это вообще самая лучшая филармония в России на сегодняшний день. У нас очень давняя дружба с филармонией. И с дирижёрами, и с музыкантами оркестра у нас очень хорошие отношения. Отсюда очень творческие люди. Мой фонд хорошо сотрудничает с Филармонией. Детишки моего фонда неоднократно бывали у вас с концертами. Здесь у меня крестник — Иван Бердюгин, сын священника вашего Отца Николая. Потом Настя Кобекина отсюда, она здесь играла на виолончели. Потом здесь девочка одна, если мне память не изменяет, Катя Трусова, маленькая, 11 лет ей. Великолепно танцует. Она выступала в программе на фестивале у нас в Москве. Я ежегодно устраиваю фестиваль в Москве — тысяча детей приезжает из 47 стран. «Москва встречает друзей» это называется. Вот, девочка эта танцевала замечательно. Ну, так… К оркестру я некоторое отношение имею (улыбается.) Планов много совместных.
—Когда в Екатеринбург приезжает Олег Табаков, обязательно проходят встречи со студентами из театрального института. Для них это не только учёба, но и развлечение. Считаете ли Вы, что студенты консерватории должны посещать подобные концерты у вас?
—Обязательно. В последнем американском турне люди сидели на сцене в самых крупных городах и престижных залах. За последние 50 лет такого не было, чтобы в Нью-Йорке больше 100 человек сидело на сцене.
—Как Вы относитесь к предложению установить квоты для отечественных оркестров на исполнение современной российской музыки? Вообще, достаточно ли современной музыки для того, чтобы её мог исполнять симфонический оркестр?
—У нас существует такое понятие, как «парадигма советской власти». Живёт, существует, действует. Чиновникам нужно писать что-то в отчётах. Они придумывают такие вещи. Я не думаю, что сейчас есть такое количество композиторов, как было раньше, которых стоит исполнять и вывозить за рубеж, чтобы они представляли нашу новую современную композиторскую школу. Есть, конечно, хорошие композиторы, но квоты — я не очень уверен, что это будет жизненно, будет действовать. Не уверен.
—Недавно по телевидению показывали концерт Хворостовского и Крутого. Как Вы относитесь к такому сотрудничеству?
—Хворостовский предлагал мне этот проект.
—Сначала Вам?
—Да, я должен признаться (улыбается.) Но я отказался. Потому что я себя в этом проекте не видел. И не вижу. Это его (Игоря Крутого) личное дело — принимать приглашения, не принимать приглашения. Часто нетворческие идеи руководят некоторыми артистами.
—На протяжении гастрольного турне программа оркестра меняется?
—Да, пожалуй, это единственный оркестр, как нам сказал администратор Филармонии, который на протяжении достаточно короткого турне играет разные программы. В предыдущий раз мы играли другую программу. Солист — тот же. Замечательный молодой музыкант Александр Гаврилюк. В принципе, вторые отделения — они разные у нас. Это был выбор, насколько я понимаю, ваш. Мы на выбор представили несколько программ. Было четыре варианта программ — каждый город выбирал одну из программ в зависимости от публики, в зависимости от интереса, в зависимости от сезона — что уже прозвучало, что ещё нет. Я когда-то в молодости в Германию первый раз ехал — там у меня было 14 или 15 концертов, меня попросили на выбор программы. Я дал 12. Я думал, что вообще, в больницу меня свезут! (Улыбается.)
—Хочется как лучше, а получается как всегда.
—Да. Это опасное дело. Но как можно выходить на сцену и не любить всё, что ты играешь. Всё что мы играем, всё это я люблю. Обожаю! И каждый раз нахожу что-то новое.
Наш оркестр и современную музыку играет. Мы даже играем музыку группы «Кино»! 31 декабря новогодний вечер — оркестр будет сопровождать гениальный фильм Чарли Чаплина «Огни большого города».
—То есть Новый год Вы будете отмечать не дома?
—Я уже последние — сколько? — лет пять играю с оркестром в новогодних программах.
—В вашей жизни были драки. В частности, в аэропорту. Как вы себя чувствуете в таких ситуациях? Защищаться, применять силу можете?
—Да, защищаться могу, но нападать не могу. Даже был такой удивительный случай — он уже драки не касается. Просто, так сказать, физическая форма важна была. Я был президентом конкурса в Монако, который там под патронажем князя Ренье проходил. И девочка одна, японская скрипачка, перед финальным выступлением подвернула ногу очень сильно. И хромая вышла на сцену, но единогласно получила первую премию. А там по условиям этого конкурса президент жюри должен был привести её к ложе князя, что в 150 метрах. И я взял её за руку. Она сделала несколько шагов, и страшно заплакала. Говорит, я не могу идти, просто не могу. Что делать? Я взял её на руки, и через весь зал понёс под аплодисменты. Должен сказать, что хоть она и японка, она была тяжёлая! (Улыбается.) Причём вес был значительный. Когда я подошёл и поставил её возле ложи Ренье, он сказал: «Как хорошо, что у нас русский президент жюри!».
—Какие книги Вы читаете?
—Да у меня много интересных. Ну, сейчас «Евангелие от Пилата» — очень интересная книжка. Эрик Шмитт, французский современный писатель. Это такой «вижен», оригинальный очень. Потом Дина Рубина выпустила новую книгу — раньше я так совершенно средне относился к её творчеству. Но после «Почерка Леонардо» она написала «Белая голубка Кордовы» — удивила меня внедрением живописи. В общем, интересная вещь получилась!

—Вы скрипач, дирижёр, общественный деятель. Каждому делу Вы отдаетесь на все сто процентов?
—Вообще не знаю, я бухгалтерией не занимаюсь, честно вам сказать. Стараюсь делать всё. И отвечаю за свои действия.

 

Просмотров: 2798

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером