Свердловские ВИПы: все за и против собора Святой Екатерины

На градостроительном совещании спорили о строительстве собора на площади Труда.

Свердловские ВИПы: все за и против собора Святой Екатерины - Фото 1

Сегодня на градостроительном совете в администрации Екатеринбурга градостроители, архитекторы, политики, религиозные и другие видные деятели Екатеринбурга высказывались о проекте собора Святой Екатерины. Этим градостроительное совещание в администрации необычно, как заметил сегодняшний его председатель Владимир Крицкий. Выступающие могли высказывать свои мнения, которые в качестве рекомендации будут донесены высшему областному и городскому начальству. Оно и будет решать вопрос восстановления собора Святой Екатерины.
Напомним, Екатеринбургская епархия на прошлой недели предложила областной и муниципальной власти построить его на площади Труда, перенеся фонтан «Каменный цветок» и часть насаждений.
Проектом занималась компания «Стройреставрация». Главный архитектор компании Олег Паршуков рассказал на совете о том, каким будет собор, если его решат строить: «Мы планируем восстановить собор Святой Екатерины таким, каким он выглядел на 1930 год перед разрушением коммунистами. Длина храма — 53 метра, высота такая же, это канонические размеры. Единственное различие в масштабах сооружений — мы увеличим цокольный этаж. Там будет находиться паркинг на 130 автомобилей. Его будет вполне достаточно. По данным нашей епархии в церковь на авто приезжает два человека из ста. Вместительность храма — 1600 человек. Храм будет сдвинут на 15-20 метров на юго-запад в отличие от своего предыдущего образца, чтобы не затруднять пешеходное движение. Часовня сохранится и, скорее всего, будет использоваться как исповедальня. Зону Крестного Хода замостят, а храм украсят зелеными насаждениями и подсветкой. Со стороны памятника Татищеву и де Геннину площадь оградят, чтобы разграничить зоны».
Главное недовольство присутствующих на градостроительном совете обрушилось на ограду храма высотой в 1,2 метра, а также на отсутствие в плане подземных переходов, которые смогли бы «разгрузить» пешеходное движение на перекрестке улиц Ленина и Пушкина.
Как верно отмечал в своих ремарках заместитель главы города Владимир Крицкий, большинство выступавших относились к проекту с идеологической, а никак не с архитектурной точки зрения. Православная идеология столкнулась с либерально-демократической в борьбе за площадь Труда. JustMedia представляет самые яркие мнения по поводу строительства храма.

Григорий Мазаев, бывший главный архитектор области: «Вчера читал на одном сайте мнения авторов «Письма 50-ти». Они высказывались за восстановление исторической справедливости, но выступают против строительства храма. Я не понимаю, чего они хотят? В этом случае речь как раз идет о восстановлении градостроительной справедливости. Уральский город представляет собой речку с плотиной, улицу через нее и две площади по оба берега, предназначавшиеся для церквей. Архитектор здания администрации города сделал гениальный ход, разместив на нем большой шпиль. Таким образом, он сохранил доминанту на западе. Нам нужна еще одна, на площади Труда, чтобы довести облик Екатеринбурга до ума. Кроме этого, проспект Ленина — улица площадей. Например, чуть выше на площади располагается Оперный театр. Площадь Труда — единственная пустая. Несколько лет назад поднимался вопрос от трехэтажном паркинге на этом месте, у этого проекта почему-то не было множества противников».

Валентин Лукьянин, главный редактор журнала «Урал», соавтор «Письма 50-ти»: «У этой идеи две стороны. Одна, архитектурная, сыра и непродуманна. В прошлом выше 70-тиметрового Большого Златоуста ничего не строили. Теперь купола церквей теряются на фоне стеклянных «билдингов». Я обращаюсь к Владыке Викентию — в центре храмы выглядят униженно по сравнению с новыми высотками. Вторая сторона — идеологическая. Разрушали собор Святой Екатерины не потому, что он мешал, а по идеологическим соображениям. Так и сейчас. Строят с целью торжества православной идеологии. Это столкновение рынка и церкви, если разобраться, догматическое. Кому-то не терпится, выражаясь словами Высоцкого, «оконтропунктить» атмосферу. Не надо делать резких движений, лизать сзади и спереди, нужно жить спокойно и достойно. Считаю проект скороспелкой, который не надо принимать всерьез».

Андрей Григорьев, заместитель гендиректора НПЦ по охране памятников: «Мы собрались здесь зря: решение о строительстве храма принимается тайно и без широких обсуждений. Строительство собора Святой Екатерины служит объектом отвлечения общественности от уничтожения Поросенкова Лога, где найдены останки царской семьи и где мы, вероятно, можем многое открыть. Задача строительства часовни на площади 1905 года, по-моему, стоит острее. Здесь располагалось кладбище, на его месте теперь ставят елки, катаются с горок и паркуют авто».

Михаил Голобородский, член Союза архитекторов: «Я вырос в центре, на улице Вайнера, и постоянно гулял в этих местах. Гулял в замечательном сквере перед Вознесенской церковью, когда она была складом, Теперь же перед ней страшно пройти из-за сообщества профессиональных нищих. Я сам реставратор и специалист по объектам православного зодчества. Но мне жалко город, если он лишится зеленого уголка и места отдыха».

Всеволод Слукин, руководитель Общества уральских краеведов: «Кто виноват в разрушении храма, обсуждать не резонно. Резонно его восстановить. Он был единственный собор в мире, именовавшийся Горным. Здесь хранились боевые реликвии свердловских полков и христианской церкви. По площади Труда и так никто не гуляет: сел на скамейку и все. Нужно развивать парковые комплексы. Фонтан убог. На этом месте я застал фонтан из полированной яшмы. Это была находка. А в новом фонтане вижу не монетки, а бутылки».

Татьяна Ярошевская, начальник управления культуры администрации города: «Предлагаю попросить епархию выставить вопрос на широкое обсуждение. Общественность привыкла упрекать градостроителей в точечной застройке. По-моему, восстановление собора такой является».

Анатолий Иванов, член Общественной палаты Свердловской области: «Я хоть и язычник, но за восстановление храма. Также нужно восстановить историческую топонимику. А то получается, что Храм-на-крови стоит на улице Карла Либкнехта. Мы готовы помочь, чем можем».

Николай Лантух, депутат городской думы: «Вопрос, строить или не строить храм с точки зрения архитектурных норм, СНИПов, неправилен. Нужен ли вообще православный храм? Большое количество людей ответят, что нет. Если мы построим православный храм в центре Стамбула, то столкнемся с отторжением его общественностью. Я своими руками построил церковь и говорю: у общества в храмах нет потребности».

Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский: «Невозможно построить нравственное общество без строительства храмов. В Екатеринбурге завод строили вместе с собором Святой Екатерины. На священников налагалась особая миссия — просвещать людей, многие из которых были сосланы или осуждены. Нашим предкам был нужен этот храм. Почему мы не считаемся с мнением предков? Это нонсенс: в городе нет храма его небесной покровительницы. Думаю, здравый разум восторжествует».

Что бы ни говорили противники и сторонники строительства собора Святой Екатерины, этот вопрос будет решаться по-своему. Наверху. Скорее всего, в положительную сторону — Екатеринбургская епархия вряд ли допустила бы обсуждение вопроса строительства видными деятелями города, опасаясь проиграть.

ФОТО: orthodox.etel.ru

Просмотров: 2541

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером