Как Русский музей в народ пошел

Вчера в Екатеринбурге открылась большая экспозиция и ?Виртуальный филиал? Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

JM, Екатеринбург, 18 августа.

Вчера в Екатеринбурге открылась большая экспозиция и ?Виртуальный филиал? Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Весь проект разместился в двух галереях в центре города: на Вайнера, 11 оказалась собственно экспозиция и виртуальный образовательный центр. А в Музее ИЗО на Воеводина 5, была выставлена центральная работа коллекции, полотно Сурикова ?Переход Суворова через Альпы в 1799 году? и открылся интерактивный кинотеатр. Главную картину стерегли двое лопоухих юношей в красных мундирах. В полдень, под звуки духового оркестра штаба округа директор екатеринбургского музея ИЗО, питерские гости Наталья Кулешова (заместитель директора Русского Музея), куратор выставки Галина Кречина и спонсоры торжественно разрезали красную ленточку перед картиной Сурикова. Все торжества развернулись вечером в екатеринбургском ТЮЗе. Торжественная часть, приветственные слова, концерт петербургских музыкантов, фейерверк, фуршет.

Виртуальный музей оказался комнатой в одном из залов музея ИЗО на Вайнера 11. Шесть компьютеров с установленной оригинальной программной оболочкой, в базе которой содержится вся медиатека Русского музея: тематические альбомы, СD-R-диски, и прочее.Компьютеры подключены к сети интернет, и из этой оболочки можно попасть прямо на сайт (вернее, сайты ? проектов очень много) самого Русского музея (www.rusmuseum.ru). Кроме компьютеров ? несколько стеллажей с ?живыми? изданиями ? альбомами, видеоматериалами и дисками. Вторая часть ?Виртуального музея? - это интерактивный кинотеатр, оказавшийся в двух кварталах от первого проекта: в галерее на Воеводина, 5. здесь демонстрируются фильмы о живописи ? образовательный и документальные, а главная особенность в том, что у зрителей есть возможность "попасть" в картины. Каждый гость экспозиции сможет очутиться в специально созданной виртуальной реальности - в месте и времени событий, изображенных на картине. И электронный музей, и кинотеатр станут местом не только для экскурсий: ?Меньше всего мне хочется, чтобы наш центр стал еще одной точкой доступа в интернет или украшением презентации. Главное, чтобы он сделался значимой частью образовательного процесса?, - заявил искусствовед Алексей Бойко, заведующий сектором информационно-образовательных технологий Российского центра музейной педагогики Государственного Русского музея. Но пока что неясно, как будет работать образовательный центр: чтобы попасть в него через выставку, нужно заплатить 100 рублей за вход на экспозицию вообще. А полноценная экскурсия с работой в центре стоит 260 рублей. Нормальные же образовательные центры работают со студентами и школьниками обычно бесплатно. Проект ?виртуального филиала? получился каким-то экзотичным. Красивым, но малоубедительным.Ситуация должна измениться 19 октября, когда на факультете искусствоведения и культурологи УрГУ откроется второй такой же центр. Вот в таких условияхновые технологии станут не просто украшением экспозиции.

Торжественный вечер по случаю открытия выставки и филиала, организованный в ТЮЗе, несколько озадачил. Не зрителей. Вернее, не всех. Он просто задал планку для всех местных официальных мероприятий в будущем. Ни одного лишнего ?номера?, великолепные исполнители, ни одного лишнего жеста от ведущих. Забавно смотрелись только официальные видеопоздравления ? от Михаила Швыдкого, Валентины Матвиенко и Ильи Клебанова. Вмешательство видеоинженера было настолько бесхитростным, что явственно было заметно, в каком месте какие вырезаны слова? Ведущими были петербургские актеры Анна Фомичева и Михаил Черняк. Их раскованности позавидовал бы любой пельш? Весь концерт на сцене были музыканты ?Двойного дуэта Ma.Gr.Ig.Al?. Авторские аранжировки Игоря Пономаренко (бывшего участника Терем-Квартета) популярной классики звучали тонко, непривычно и с огромной дозой иронии. Квартет (балалайка, домра альт, баян и контрабас), любую популярную классику способен превратить в еще более популярный классический easylistening, а любую поп-диву окультурить до почти интеллигибельного уровня. В этот раз они почти не играли соло. Под легкую руку аранжировщика попались популярные оперные арии. А петербургские вокалисты работали уже на полном серьезе. И голоса были отличные: Ирина Мкртичева с известной каждому школьнику (но не на слух, увы) Casta Diva Беллини, бас Александр Минченко с арией Бартоло из ?Свадьбы Фигаро Моцарта? и Галина Сидоренко, солистка Мариинского театра, которая пела и в Ла Скала, снималась в фильме "Парсифаль. В поисках Грааля" с Пласидо Доминго и выступала еще во многих театрах Европы. Лишней на вечере была только часть публики. Расслышав звон вилок будущего фуршета из-за дверей второго этажа почти четверть зала постоянно пыталась туда попасть (в запертые двери). Даже Ольга Гапонец из городского управления культуры, которая поначалу праведно шикала на коллег-чиновников и молодежь, под конец сдалась и тоже исчезла вместе с мужем в сторону накрываемых столов.

Екатеринбург оказался уже восьмым городом в котором прошла такая акция. ?Виртуальный филиал Русского музея?, и ?живые? экспозиции шедевров русской живописи XIX века часть программы ?Россия? ? комплексной долгосрочной программы сотрудничества Государственного Русского музея с художественными музеями российских городов, которая стартовала в 2003 г. в Москве. В 2003?2005 году Русский музей принимали города Нижний Новгород, Саратов, Самара, Петрозаводск, Калининград, Мурманск, Пермь. После Екатеринбурга экспозиция уедет в Челябинск. С одной стороны, проекты, подобные выставке ?Спасибо, Урал!? (?Спасибо, Пермь!? и т.д.) действительно, ?преодолевают разобщенность между музеями больших и малых городов?. Заполняют культурный вакуум, возникший между центром и провинцией за последние 20 лет (Екатеринбург и еще пара точек на карте ? почти что счастливые исключения). С другой стороны, позволяют таким культурным центрам как Русский Музей Санкт-Петербурга находить новых спонсоров, эффектно отчитываться перед государственными кураторами и самими спонсорами. Не секрет, что создание отдельных бюджетных организаций сейчас - невозможное дело. Гораздо проще и выгодней - открывать филиалы, расширяя свое присутсвие в госбюджете, и авторитет у спонсоров (хотя сложно найти организацию более статусную, чем Русский Музей). Тот же проект по организации ?вируальных филиалов? совместно с АФК ?Система? и ?МТС? за 10 лет работы (с 2004 по 2014) должен освоить более 10 миллионов долларов. На волне беспрецедентной активности в регионах Русский Музей уже готовит выставку в Нью-Йоркском центре Гуггенхайма.

Самое приятное для регионов же в проекте Русского музея ?Россия? - не дареные компьютеры с программными оболочками, а вторая часть программы, ?Музеи малых городов России в Русском музее?, реализация которой начнется после торжественного финала первой, ?презентационной? части.

Артем ШАТУНОВ

Просмотров: 1593

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Ирина Завьялова, «Стенограффия»:

«Мы должны радоваться, что живем на Урале. Холод сохраняет молодость»

вторник, 12 ноября

Сегодня

0
0
+1
+1
Днем
-1
-1
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 17:33

Самостоятельное получение лицензии ФСБ на гостайну: основные проблемы

При подготовке к лицензированию компания может опираться на собственные профессиональные ресурсы или воспользоваться помощью консалтингового агентства.

Сегодня в 17:25

Какая лицензия нужна для работы на АЭС

Для каждого вида деятельности необходим специализированный разрешительный документ с указанием объекта применения и условий действия.

Сегодня в 17:18

В Свердловской области поезд насмерть сбил 80-летнюю бабушку

По данному факту проводится проверка.

Сегодня в 17:00

Билайн стал лидером по скорости развития сети 4G

Сотовый оператор в целом по России за последние 1,5 года в 2,2 раза увеличил количество базовых станций.