Симпсоны как предчувствие

?Что ж, мой сын, счастлив встретиться с тобой. Приятно знать, что? для меня есть еще одна почка (TheSimpsons, Burns, Baby Burns).

Симпсоны как предчувствие - Фото 1

?Симпсоны как философия?. Серия ?Масскульт?.

Издательство ?У-Фактория?, 2005г.

Тираж 10000экз, 420 стр. inquarto, твердый переплет.

Составитель серии Владимир Харитонов.

Масскультура - это общепризнанно плохо. Никто ее не любит. Все смотрят американские блокбастеры и плюются, щелкают рекламу и покупают запавшие в душу вещицы, ненавидят хитпарады, но напевают под нос навязчивые песенки, презирают глянцевые журналы, но все-таки листают, листают гламурные фотографии, как заведенные.

Масскультура ? это почти ругательство. И вообще, ?правильные люди такое не потребляют?. В метро да трамвае Донцову читать в открытую ? стыдно. Газеткой надо обернуть обложку. Покупая диск Киркорова стыдливо оглядываешься ? не заметил ли кто. А уж треники ?Adibas? даже дома одевать неловко ? вдруг кто в гости зайдет. Табу. В одной африканской стране тоже есть табу ? и этическое и законодательное одновременно.Там за оральный секс в тюрьму посадить могут.Недавно одного туриста европейского на четыре года закрыли.Непойманных туристов еще много бродит. Потому что табу нарушать ? приятно и доблестно. Когда нет сил на подвиг большой, с гордым видом и публично потребляется что-нибудь ?масскультурное?. Получается какой-то акт гражданского неповиновения.

Эту маленькую особенность потребительского сознания отлично использовали создатели книжной серии ?Masscult? издательства ?У-Фактория?. В серии выходят любопытные квазинаучные западные работы: ?Симпсоны как философия?, ?Властелин колец как философия? и так далее.Популярные культурные явления интерпретируются через различные философские дискурсы, классическую литературу, и прочая и прочая. И все под обложкой ?Масскультура?. Идеальный ход ? на потребителя. Если нечисть назвать по имени, она станет безвредной. Читателю вроде как указали на табу, и тут же сказали ?можно?. Как принцип ?негативная реклама ? это больше чем реклама?. С читателем заигрывают и заигрывают красиво, и очень технично. ?Симпсоны как философия? - вообще гениальная (как проект) книга.

Невольно восхищает сама идея проекта: озвучить и развернуть авторский мультфильм-стеб в стеб книжный и многоступенчатый. Но исполнение слабовато, постоянно маячит в уголке сознания мысль: ?Эх, недожали! Давай еще!?, постоянно кажется ?а вот тут можно было и еще так...?. прокрадывается самолюбивая мысль, - читатель то ли умнее автора, то ли просто задумки не понял. Авторы изучили всю мифологию действа, привели кучу конкретики, хорошо подготовились, в традиции американских социальных наук, изобилуют перечислениями, сыплют цитатами, но можно было бы веселее и изящнее поиграть с этим материалом. Все равно, что построить из мокрого песка кулебяку, вместо замка, или, хотя бы, муравейника.

Идея определить к какой же именно философской традиции принадлежит каждый из семьи Симпсонов безусловно восхищает, однако же, позволю себе не согласиться с авторами.Того же Гомера, авторы так и не договорились, к какой философской школе его приписать, какую маску ему одеть, или, проще говоря, куда его засунуть. Гомер неплохо бы смотрелся среди стихийных эпикурейцов ? сибаритов, напиваясь, чревоугодничая, и, с детской непосредственностью поощряя свои прочие немудреные надобности.

Невнятно определили и Лизу. Вместо того, чтобы рассуждать об отношении американского общества к интеллектуалам-элитистам, можно было вспомнить о Руссо, Дидро, и прочих энциклопедистах, поскольку у Лизы с ними много общего. Она с маниакальным удовольствием коллекционирует, собирает любую информацию, в том числе и не представляющую никакой ценности для человечества. Также можно было бы неплохо порезвиться в дискурсе фрейдизма, например проехаться насчет анальной стадии и коллекционирования, чего не применули бы сделать как сам мэтр Фрейд, так и Бодрийяр.

Сделать из Барта ницшеанского сверхчеловека тоже не вышло. Основная часть текста была посвящена собственно Ницше. В конце проскользнула мысль об эстетическом наслаждении Барта хулиганством, о его самоидентификации через циничное противопоставление себя социально адаптированным ?директорам Скиннерам?, но, как обычно, не доведена до конца. Постмодерн предложил писателям немало веселого, что и можно было использовать. Мардж слишком уж явно впихнули в аристотелевскую этику.

Порадовала только характеристика Мегги. Авторы оригинально подвели читателя в восточной традиции самосовершенствования в тишине, к парадоксальным утверждениям Дао. Потом, авторы скрупулезно начинают осматривать тему со всех очевидных точек, от атомизма и гендерной проблематики, до анализа с точки зрения самых ?попсовых? философов. Обстоятельно сделали и список серий, что тоже требовало, наверное, немалого труда.

Завлекательный брэнд ?масскультуры? сыграл с авторами злую шутку ? цельной картинки мифа создать не удалось. ?В игрушку не поигрались?, застряв на деталях. Словно авторы (Уильям Ирвин, Марк Т. Конард и Эон Дж. Скабл) просто хотели проиллюстировать самые известные имена известной ?мультяшкой?. На читателя вываливается ворох культурных коннотаций в общий ?паззл? никак не укладывающийся.Это, собственно, одна из отличительных черт массовой культуры?

Андрей ВАРГОЛИН

Просмотров: 1808

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

вторник, 23 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером