Зеленые клоны профессора Булатова

Будущее уже началось, или как научная фантастика становится объектом искусства

Зеленые клоны профессора Булатова - Фото 1

JM, Екатеринбург, 19 сентября.

Научная фантастика родом из наивных шестидесятых давно уже стала реальностью. И телевизоры на запястье, и сверхскоростные поезда, и смог над городами висит, как в последний день Помпей. ?Киберпанковские?писатели, устав удивлять технологическими новинками, которые через день появляются в продаже, разрабатывают любопытные экономические и политические модели общества, которые подозрительно напоминают реальность. Фантастика теряет актуальность ? сейчас интереснее стало читать научные отчеты или заметки политологов. Современное искусство в поисках любопытных форм и новых способов эпатажа тоже стало заниматься фантастикой? в современном понимании. Для арт-проектов теперь используются новейшие разработки и самые нереальные идеи ученых в области робототехники и генной инженерии.

Некоторые результаты этого странного симбиоза представил в минувший уикэнд калининградский филиал Государственного центра современного искусства. Презентация 500-страничного тома антологии ?BioMediale. Современное общество и геномная культура? (куратор ? Дмитрий Булатов) сопровождалась лекциями, видеопоказами отечественных и зарубежных проектов, индустриальной музыкой от метсных ди-джеев, китчевыми и вполне себе киберпанковскими интерьерами клуба ?Метрополия?.

?Видеоарт, компьютеринг и Энди Уорхол ? это музей, вчерашний день!?, - заявил сходу Дмитрий Булатов. А потом представил убедительные доказательства ? видеозаписи био-, генно- и робото-инженерных проектов. Саморазмножающиеся роботы (?Пост-Содом и пост-Гоморра?). Группа молодых ученых под руководством Хода Липсона (Hod Lipson), профессора Корнельского Университета, создали первую в мире модель робота, способного собирать себе подобных. Над этими ?трансформерами? издевается французский художник Пол Гранжон (Paul Granjon), специалист по low-tech робототехнике. Он создал ?Спаривающихся роботов? (?sexed robots?). На экспозиции зритель может видеть двух автономно перемещающихся роботов, мужского и женского пола соответственно, своим внешним видом напоминающих советские пылесосы типа "Вихрь". Микрочипы, ультразвуковые сенсоры семейства Devantech, инфракрасные датчики Pololu и авторское программное обеспечение от Криса Эванса творят чудеса эротики. Определяя местонахождение партнера, машины, обуреваемые страстью, дрожа и постанывая (акустика и низкочастотные динамики ButtKicker), с помощью системы лазерного наведения осуществляют прилюдную стыковку. Несмотря на то, что роботы Гранжона мало походят на человека, посетители выставки отмечали отдельные тонко проработанные анатомические детали, которые, благодаря направляющим, делают весь экспозиционный процесс более чем реалистичным. Видимо для полного удовлетворения авторских амбиций каждый из роботов снабжен батареями на 12V 17A, позволяющими обеспечить 3 часа автономной выставочной работы.

Австралийский художник Стелиоса Аркадио (Стеларк) выращивает себе третье ухо (проект ?Extra ear?). Специалисты в области тканевой инженерии осуществят пересадку дополнительного уха, "выращенного" на питательной среде из его же тканей, в правую щеку художника. Слышать новое ухо само по себе не сможет, но с имплантированным звуковым чипом и сенсором оно обретет способность вещать тому, кто к нему приблизится. Также Стеларк планирует периодически соединять третье ухо с модемом и портативным компьютером, чтобы оно стало неким подобием интернет-антенны, способной передавать звуки в формате RealAudio. "В случае отсутствия собеседника, - добавляет автор, - оно будет нашептывать всякую приятную чепуху моему настоящему уху". Одним из самых неоднозначных проектов был просто зеленый флюоресцирующий кролик (?GFP Bunny?) бразильского художника Эдуардо Каца. Трансгенное млекопитающее - крольчиха, в геном которой был встроен фрагмент ДНК медузы Aequorea Victoria, отвечающий за выработку флуоресцирующего белка (GFP). В результате проведенных экспериментов на суд публики была представлена крольчиха-альбинос по имени Альба, способная генерировать свет в зеленом диапазоне спектра в ответ на ее освещение синим или ультрафиолетовым светом. За этот проект ?зеленые? Америки подняли волну протеста и крольчиха была представлена лишь в Париже и Токио. Теперь и у нас ? несколько опосредованно. А художник всего лишь хотел вызвать дискуссию ? на тему распространения генной инженерии в обществе. Финальная стадия работы подразумевала помещение Альбы в дом художника, где предметом пристального изучения должно было стать поведение химеры в семье Эдуардо Каца. Но не случилось. То ли ?зеленые? сглазили, то ли социализация мутантов ? дело в принципе невозможное, но через год светящаяся крольчиха банально издохла. Как иронично прокомментировал в лекции Дмитрия Булатов ?Таким неожиданным образом проект Каца получил свою логическую и эстетическую завершенность, войдя в историю новейшего искусства длинноухим призраком геномной реальности??.

Можно назвать еще ?живые движущиеся картины?, бабочек, чей рисунок на крыльях изменяется вмешательством в их геном, роботокрысу-художника, изображавшего ?Черный квадрат? и прочие любопытные проекты. Однако список может чересчур затянуться: порой изобретения ученых выглядят совсем как арт-проекты. Например новое программное обеспечение, созданное помешанными на робототехнике корейцами: в Южнокорейском центре исследований разумных роботов (однако, есть и такое НИИ) создано такое ПО, которое может сделать роботов личностями. Софтвер будет вставлен в ?мозг? робота, что придаст механическому созданию предрасположенность к таким чувствам, как счастье, печаль, злоба, апатия, голод, страх и так далее. Новое программное обеспечение будет моделировать работу человеческой ДНК, наделит роботов 14 ?хромосомами?, которые и будут определять будущие склонности наших искусственных собратьев по разуму, а в конечном счете приведет их к мысли о саморепродуцировании. В это новости как раз искомые 10% реальных результатов научной работы, и 90% чисто медийного надувательства. Что, в принципе, и позволяет представить такого кибер-голема как арт-объект. Био-художники работают на стыке, на смешении научных достижений, медийных розыгрышей и нагнетания истерики. Такими способами зрителя пытаются сделать непосредственным участником проектов, персонажем мира произведения. Рой Эскотт, один из пионеров британского электронного искусства (цитируется в предисловии в антологии BIOMEDIALE) , называет создание подобной художественной реальности сочетанием трех VR:
1). валидативной реальности, основанной на реактивной технологии механики Ньютона;
2). виртуальной реальности, использующей интерактивную цифровую технологию;
3). вегетативной реальности, использующей психоактивную plant-технологию, основанную на принципах этноботаники. Одновременное существование зрителя в этих санкционированных художником реальностях должно развить у него состояние некой метанойи, "креативной шизофрении", т.е. состояния, когда зритель по отношению к изображению будет и внутренним и внешним зрителем одновременно.

Если быть честными, то идею использовать научные разработки каким-то еще способом, первыми взяли на вооружение масс-медиа и поп-культура. Безмерно тиражируя страхи и умело поддерживая ажиотаж перед экспериментальными технологиями в ?святая святых? - генной структуре живых существ, масс-медиа превратили научные открытия в популярный товар. Чем воспользовались и сами ученые: скандальная публикация с 90% допущений и лишь несчастными десятью процентами точных данных приносит огромные дивиденды и монету на новые разработки. Публика, благодаря искусственно подогреваемому интересу и страхам, воспитанным еще на научной фантастике, начинает воспринимать современную науку как зону хаоса и потенциального бедствия. СМИ, являясь идеальной мифологической машиной, с удовольствием подливают информационного масла на костер обывательского сознания. Так, по всем мировым информационным каналам периодически проходят сообщения, подтверждающие самые страшные опасения тех, кто и без того всегда выступал против техники клонирования: в последнем из них было объявлено о рождении первого клонированного ребенка в стенах компании ClonAid. Когда художники взяли на вооружение био- и генные технологии, они просто по-привычке отрефлексировали не столько сам факт этих научных исследований, но именно предрасположенность зрителя к истерике и сами механизмы масс-медиа.

Артем ШАТУНОВ

Просмотров: 2397

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 20 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Вчера в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Вчера в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Вчера в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Вчера в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.