День народного единства: люби его таким, какой он есть

Россия отметила новый национальный праздник. Большинство праздник проспало.

JM, Екатеринбург, 9 ноября. Россия отметила новый национальный праздник. Большинство праздник проспало.

Спустя тринадцать лет после падения коммунистической партии и советской власти, распада Советского Союза и объявления демократизации общества новое российское правительство все-таки решилось на отмену празднования 7 ноября. Новым праздником стало 4 ноября, до того вообще нигде не упоминавшееся ни как праздник, ни как историческая дата.

День единства России назревал давно: помимо пафосных заявлений политиков и пропаганды единения страны были сделаны и практические шаги, например, партия власти называется ?Единая Россия?, что само по себе показательно. 7 ноября таким днем не стал ? либералы морщились от упоминания даты, большинство же россиян занимались ? и занимаются ? проблемой выживания, и к коммунистическим идеалам относятся довольно прохладно. Причем, это в них заложено с детства: уже тогда коммунистические символы были скорее правилами игры, а не верой. Поэтому-то общество с ними так легко рассталось на стыке восьмидесятых-девяностых, окончательно добив в августе девяносто первого.

Выходит, что 7 ноября стало праздником только ?красной? части населения, а потому уже о единстве и нельзя было говорить. Заменой стало 4 ноября. Хотя могло стать и 12 июня ? День России. Но не стало: 12 июня как праздник так и не состоялся, а ведь он ровесник современной России. Причина проста: в первые годы он назывался на манер многих стран днем независимости, но россияне так и не поняли, когда они были зависимы. Хотя бы внешне. Даже монголо-татарское иго ?зависимостью? не считается, а некоторые историки полагают, что это вообще была внутренняя разборка разрозненных русских княжеств с привлечением наемных войск. В общем, не сумев привить любовь россиян к одному празднику, власти решили начать новый проект.

И сразу же начались вопросы: с чего вдруг дата 4 ноября стала претендовать на национальный праздник? Ответ прост: это наиболее близкая дата к 7 ноября, к тому же она действительно может претендовать на день народного единства. Правда, наиболее продвинутые молодые люди заявили, что из-за разницы юлианского календаря (старый стиль) и григорианского (новый стиль) новый праздник все равно должен праздноваться 7 ноября, что выглядело, конечно, как издевка к инициативам власти. Но молодые люди несколько ошибаются: в начале XVIIвека разница была всего 10 дней, а потому на 7 ноября по новому стилю в 1612 году ничего особенного не приходится (для сравнения: большевики захватили Зимний дворец в ночь на 26 октября 1917 года по старому стилю, что соответствует 7 ноября стиля нового, войска Минина и Пожарского взяли Кремль тоже 26 октября, но из-за разницы веков это все-таки 4 ноября, а не 7-ое). Справедливости ради заметим, что 26 октября 1612 года польско-литовские войска капитулировали, а сам Кремль взяли лишь на следующий день, но именно 26 октября мы и сделали Днем единства (любопытно, почему тогда День Победы отмечают не 2 мая ? день падения Берлина и не 8 мая ? день капитуляции Германии, а 9 мая ? разгром последнего серьезного немецкого гарнизона в Праге? По аналогии с Великой Отечественной войной новый праздник должен праздноваться или 10 октября в честь разгрома польских войск 1 октября 1618 года по старому стилю под Москвой или 10 декабря ? 1 декабря 1618 года было подписано долгожданное перемирие с Польшей, хотя России так и не удалось заставить Владислава отречься от русского престола и сохранить за Россией многострадальный во все войны Смоленск).

Такое пространное вступление и обширная историческая справка только подтверждают, что единого мнения насчет нового праздника в обществе нет. Хотя сам праздник и призван как раз объединить россиян. Нет и единого мнения насчет исторических событий тех времен, которые вошли в русскую историю как Смута. Но еще больше всех волнуют исторические параллели и идеологический всплеск в обществе.

ИСТОРИЯ

Итак, в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Козьма Захарьев-Сухорук, вошедший в историю как Кузьма Минин, стал собирать очередное ополчение против очередного Лжедмитрия. На помощь был призван князь Пожарский, только отошедший от тяжелого ранения, полученного в марте 1611 года во время битвы собственного ополчения в Замоскворечье. Весной 1612 года ополченцы числом 10 тысяч человек встали в Ярославле, где находились до июля. В августе ополчение Минина и Пожарского разгромило польское войско гетмана Ходкевича (Йонаса Каролиса Ходкявичюса) и окружило Москву. 22 октября ополченцы взяли Китай-город, а 26 поляки, остававшиеся в Кремле, сдались. Ранее 4 ноября считался праздником Иконы Казанской Божией Матери, одной из главных святынь русского православия, именно на этой иконе получали благословление Минин и Пожарский.

Война с Польшей продолжалась еще шесть лет, князю Пожарскому, ставшему воеводой, еще часто приходилось добивать польских захватчиков в русских лесах, а ровно через шесть лет (1 октября 1618 года) еще раз побеждать поляков под Москвой. К тому времени и можно отнести окончательное завершение Смутного времени в России, уже царствовал Михаил Романов, а вскоре в страну из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец Михаила Романова Федор Никитич. Именно с расправы Бориса Годунова над семьей Романовых 26 октября 1601 года и началось в России смутное время. Обратите внимание: снова 26 октября!

Историческая подоплека понятна: Смутное время, Лжедмитрии и ?тушинский вор?, ополчение и клик Минина продавать все имущество и отдавать в кабалу жен и детей ради создания ополчения, победоносная война ? почти что Отечественная, как в 1812 или 1941. Только почему-то современные россияне к событиям четырехсотлетней давности отнеслись прохладно.

Все, наверное, гораздо проще: те события во многом стерлись из памяти, потому что в наших школах им уделялось гораздо меньше внимания, чем к войне с Наполеоном и уж тем более ? с Гитлером. И хотя отдадим должное подвигу Минина и Пожарского, сознаемся, что можно было назвать еще несколько дат, сродных этой. И еще раз отметим совпадение даты 26 октября ? видимо, именно это совпадение и стало ?роковым? в назначении нового праздника, который со старым разошелся в триста лет и в три дня из-за разницы календаря.

КАК ОТМЕЧАЛИ?

По большому счету, никак. Власть, конечно, постаралась придать всему всяческую торжественность: Президент возложил цветы памятнику ?гражданину Минину и князю Пожарскому?. В Нижнем Новгороде отслужил литургию патриарх Алексий и заложили церковь Иконы Казанской Божией Матери, разрушенную большевиками семьдесят лет назад. В большинстве городов российских отслужили службы памяти героев тех лет и единства России. Где-то прошли потешные бои. Кто-то катался на байках. По данным социологов 20% россиян в честь того события выпили (ну, нам только дай повод), 72% праздник проспали. Были, конечно, и публично-политические акции, одна из которых, пожалуй, и стала самым настораживающем моментом всего праздника. В Москве около двух тысяч человек молодежи с патриотическими лозунгами прошествовали по центру столицы, попутно повздорили с либеральной молодежью и без всякого сопротивления провели свой митинг. Либеральную молодежь арестовали, вернее, задержали и вскоре отпустили. Патриотам никто слова не сказал.

Вот эти ?патриоты? очень напоминали фашистов. После их шествия милиция отметила отсутствие беспорядков, хотя стычки с либералами были куда серьезнее выкриков из толпы.

Конечно, это всего лишь один эпизод, который можно назвать небольшим звоночком. Действительно, небольшим. Но что дальше? Скинхедами запугали так, что уже и сомневаешься в их существовании. Однако же, подобные силы есть. И все смешалось в доме Обломовых: демократическое ?Яблоко? заигрывает с фашиствующими элементами из национал-большевиков, а представители различных пророссийских общественных организаций оказываются по другую сторону барьера с демократами. В любом случае, теперь начинаешь понимать, что лозунг ?Россия ? для русских? вполне пригоден для политической кампании, но остается выяснить, почему этот лозунг так мирно уживался с идеологией нового праздника?

ИНОСТРАНЦЫ

Мнение иностранцев на наш сугубо патриотический праздник можно было бы и не узнавать, в конце концов, наше личное дело гордиться окончанием Смутного времени или Октябрьской революцией. Подозреваем, что на первый праздник мировому сообществу плевать, а Октябрьская революция вызывает изжогу и раздражение до сих пор во многих странах мира. Вот тут-то самый повод его и праздновать: а как еще можно ?подгадить? проклятым капиталистам? Но день революции не вписывается в современную идеологию. И в мире, конечно, многие просто не заметили новый праздник русских. За исключением, конечно, тех, в честь победы на кем мы все это и праздновали.

Строго говоря, самая обиженная реакция была в Литве. Мы хоть и гордимся победой над поляками, но на самом деле в тот момент Литва и Польша жили в одном едином государстве, которое называлось Польское Королевство и Великое Княжество Литовское, и в Кремле большинство составляли именно литовцы. Позже они снова будут жить в одном государстве, и называться оно будет Российская империя (после захвата Польши в конце XVIII века) ? вплоть до 1917 года. И у Польши, и у Литвы всегда было и долго будет особое мнение о России и нашей совместной истории. Откровенно говоря, на месте Польши и тем более Литвы мы бы не обратили особого внимания на перенос праздника с 7 ноября на 4 ноября. Ну, было и было. Но прибалтийские государства после 1991 года всегда отличались особой гордостью: и Литва смолчать не смогла. Литовцы признают, что ничего такого антилитовского в праздновании русскими своего нового праздника не было, все-таки в массовом сознании осталась победа над Польшей, а не над Литвой. Тем не менее, в Литве очень боятся русского национализма ? при этом свой собственный национализм тщательно культивируют. И боятся не напрасно: русский гнев может обернуться многими неприятностями для кого угодно, а уж ближайшие соседи России, столько лет воевавшие против нее, всегда могут опасаться, что сейчас несколько тысяч русских напьются и пойдут бить морду всяким там ливонцам, латышам или чухонцам. Никакое НАТО не поможет! Для Литвы самым обидным стал тот факт, что Минин и Пожарский так и не смогли выбить интервентов из Кремля, они сами сдались, так как от голода давно ели сначала крыс, потом ? кожаные ремни, а уже потом трупы своих соплеменников. Вскоре людей внутри Кремля забивали исключительно для еды ? как коров или свиней. В итоге после захвата Китай-города поляки и литовцы решили друг друга не доедать, а сдаться.

Очень хитро нам подают две главные мысли: именно литовцы смогли завоевать Кремль, а не поляки и не русские, и только голод сломил воинов, а не доблесть русского ополчения. Мол, и праздновать тут нечего. Но здесь, мы сознаемся, в нас сквозит чувство национальной гордости, а вот с чем нельзя не согласиться, так это с опасениями, что Россия может использовать праздник в пропаганде против бывших подчиненных, ныне состоящих в НАТО и Евросоюзе.

В Польше к вопросу отнеслись и проще, и сложнее: это период истории вообще мало изведан, к тому же он не красит саму Польшу. Сложнее же в том плане, что уходящий год стал одним из самых трудных в истории взаимоотношений России и Польши. Однако, делая вывод из первой реакции на наш новый праздник за рубежом, отметим, что хоть какой-то резонанс он вызвал лишь на ближайших окраинах бывшей Российской империи. И, как всегда, болезненный, хотя и с чувством уязвимости.

ПОЛЬША

Про отношения России и Польши можно писать многотомные труды: природные соседи, они были политическими союзниками, но чаще ? врагами, они завоевывали друг друга (сначала чаще поляки, но после 1654 года ? русские), Польша входила в состав Российской империи свыше ста лет, а русские цари все эти годы были вынуждены выступать с ежегодным докладом в польском сейме, при том, что в самой России парламент появился лишь в 1904 году. Но об истории сегодня сказано уже немало, лучше о дне сегодняшнем. Все помнят, как в Варшаве в этом году избили детей русских дипломатов. В отместку в Москве избивали сотрудников польского посольства. Тема национализма в Польше тоже достаточно актуальна, и именно националисты выиграли недавние парламентские выборы. И хотя нам трудно претендовать на особую информированность, но скорее всего, именно российско-польские такие непростые отношения, связанные с широким кругом вопросов, были краеугольными во время выборной кампании в Польше. Как бы то ни было, но празднование 4 ноября победы над Польшей тоже не во всем идеален с точки зрения политкорректности. Хотя насколько она нужна, и кто думал об этом год назад, учреждая новый праздник?

Ну, и, наконец, немного об исторических параллелях. После падения Василия Шуйского в России правила семибоярщина, открывшая путь к престолу польскому царевичу Владиславу. Владислава на русский престол не пустили сначала отец польский король Сигизмунд III, а потом русское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского. Собравшийся после победы над поляками Земский собор выбрал русским царем юного Михаила Романова, открыв путь Романовым на долгие триста лет, пока в 1917 году Николай II не отрекся от престола после Февральской революции. Считается, что современное Смутное время в России закончилось в 2000 году. Но параллели, от которых, наверное, все-таки лучше воздержаться, от этого не стали ?перпендикулярнее?. А искать исторические сравнения и на них делать политические прогнозы у нас умели всегда. 2008 год таит в себе большую опасность, - так принято считать в обществе. И что скажет Государственная Дума?

Вот таким непростым стало первое празднование нового российского праздника День народного единства. Нет единства среди народов, нет единства среди идеологов, политологов, историков и так далее. Но это не означает, что мы не должны стремиться к единству, а такой путь легким никогда не бывает.

Антон СОКОЛОВ



Просмотров: 1615

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Татьяна Кузьминых, студентка ГУ:

«Лично я обожаю пасмурную, чуть прохладную погоду»

понедельник, 25 мая

Сегодня

+17
+17
+22
+22
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...