Бремя белого человека или Скелеты в шкафу

Фестиваль французского кино представил фильм-призер Каннского фестиваля.

Фестиваль французского кино представил фильм-призер Каннского фестиваля.

JM, Екатеринбург, 12 декабря.

В рамках фестиваля ?Французское кино сегодня?, который в минувшие выходные прошел в Екатеринбурге, состоялась российская премьера последней картины Михаеля Ханеке ? ?Скрытое?.

Ханеке один из знаковых режиссеров Европы. По фильмам ?Время волков?, ?Забавные игры? и ?Пианистка? его хорошо знают в России. Фильм ?Скрытое?, премьера которого состоялась в рамках фестиваля ? российская презентация. Премьера европейская состоялась напоследнем фестивале в Канне, где Ханеке получил приз за лучшую режиссуру.

По жанру новая картина ? триллер. В центре внимания режиссера ? простая французская семья ? папа (Даниель Отей) и мама (Жюльет Бинош). У них есть сын-подросток. История начинается с того, что мама находит под дверью видеокассету с записью. На первый взгляд ничего особенного ? кто-то снимал портативной видеокамерой то, как они утром выходят из дверей, садятся в машину, уезжают на работу. Потом записи стали появляться под дверью регулярно. Среди них появилась съемка дома, в котором провел детство глава семьи, съемка непонятного коридора ? камера замирает перед дверью с номером сорок семь.

Тот, кто привык к Ханеке, понимает, что режиссер поднимает здесь извечную тему насилия, террора осуществленного через видео. Я тоже привыкла к тому, что Ханеке ? глубже большинства режиссеров Европы, которые в той или иной степени подвержены текущей идеологии и повестке дня. Тот, кто смотрел хотя бы ?Пианистку?, тот в момент просмотра внутренне содрогался не раз.

Что касается фильма ?Скрытое?, то здесь я вижу искомую ?повестку дня?, решенную правда в специфической для Ханеке манере. В манере того самого видеонасилия, которое в данной картине стало еще и художественным приемом.

Повестка во Франции последний год не менялась. Разве что в последние месяцы по телевизору замелькали совсем уж удручающие кадры ? горящие в предместьях Парижа автомобили. Много лет Франция допускала, чтобы внутри прослойки мигрантов вызревала сила, способная смести весь цивилизованный мир с лица Европы. Арабские погромы стали неизбежным следствием толерантности французского правительства.

Зачем эта преамбула? Докапываясь до того, кто стоит за видеопосланиями глава семьи, кстати, популярный телеведущий, припоминает кое-что из своего прошлого, что он пытался забыть все эти годы. В раннем детстве его семья хотела усыновить осиротевшего мальчика-алжирца. Его родители погибли в результате полицейского рейда в Париже. Маленький француз хитростью добился того, что алжирца отправили в детдом. Как вы догадываетесь, в дешевом мотеле, за дверью под номером 47 живет его повзрослевший, несостоявшийся брат.

Чем признаться самому себе в предательстве совершенном когда-то, французу легче обвинить в таинственной съемке своего брата. Психологическая паутина, сплетенная здесь Михаелем Ханеке, по ходу развития сюжета становится все более липкой и удушающей. Несмотря на то, что брат отрицал свою вину, главный герой продолжал упорствовать в обвинении, постепенно теряя свою маску порядочного человека. Кончается все достаточно трагически ? алжирец покончил с собой на глазах у белого брата.

А теперь в сторону розовые сопли. Ответа на то, кто был анонимным режиссером таинственных записей ? Ханеке не дает. Это здесь абсолютно не нужно. Неприкрытый посыл фильма ? все тайное станет явным. Поскольку мы живем в мире масс-медиа, то скрытое проявляется с помощью медиа-средств. И поэтому главный герой работает на телевидении. Внешняя публичность его жизни постепенно становится публичной в буквальном смысле и не совсем с той стороны, с которой он хотел. Я не удивлюсь, если пленка с записью самоубийства брата потом точно также оказалась на пороге квартиры, в дирекции телеканала. История продолжается, несмотря на то, что фильм кончился. Сам Ханеке на премьере в Канне сказал, что никто никогда не узнает, чем кончился его фильм. Это понятно ? он не кончился.

Теперь мое личное мнение. Такие фильмы погубят Францию. Никто не в чем не обвиняет Ханеке, но Франция неизбежно падет, как когда-то упал Рим под натиском варваров. События последних месяцев ясно показали, что политика толерантности не оправдала себя и разрушает систему изнутри. Герой-алжирец в фильме вызывает сочувствие. Но зритель никогда не задумается над тем, что на его месте мог быть человек любой национальности. В его памяти четко отпечатается одно ? плохой француз, зажравшийся буржуй и бедный алжирец. Да, мы знаем, что мигрантам зачастую живется тяжело, что именно борьба за свои права в белом мире закалила характер и дух этих людей. Но фильм не об этом! Он о двух братьях, он именно о скрытом, о тайнах в каждой семье. И тем более непонятно ? Ханеке как умный человек не мог этого не понимать. Значит, фильм содержит намеренное послание.

Таис ЖАНГАРИНА

Просмотров: 941

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Юрист Алена Беликова:

«При любых погодных условиях оставайтесь людьми»

среда, 16 октября

Сегодня

+6
+6
+7
+7
Днем
+4
+4
Вечером
Загрузка...