?Мемуары гейши? оказались ультрасовременным фильмом.
Последнее время прокатчики балуют нас разнообразными экранизациями. ?Мемуары? почти нос в нос вышли с фильмом ?Гордость и предубеждение?, снятым по роману Джейн Остин. Как именно обошелся с золотой классикой английского романа режиссер Джо Райт не предмет сегодняшнего разговора, однако, можно отметить, что мог бы и лучше.
?Мемуары гейши? Голдена очень интересное явление само по себе. Мир, в котором живут гейши квартала Джион, прописан с тщательностью антрополога. Вместе с тем, Япония середины XXвека, то есть до и после второй мировой, изображена с эпическим размахом. Уже читая эту книгу, я думала о том, что экранизировать ?Мемуары гейши? удовольствие, сравнимое разве что с работой над фильмом ?Унесенные ветром?.
Роб Маршалл режиссер таких картин как ?Виктор/Виктория?, ?Синдирелла? и ?Чикаго?, самая, кстати, известная его работа и лучшее, что сделал уважаемый режиссер. Почему? В сущности, ?Мемуары гейши? ? совсем неплохое кино, скажем так, но оно, к сожалению, не оправдало ожиданий.
Краткая суть повествования в следующем. Главная героиня ? Чио, девушка из бедной семьи рыбака. Проституция, назовем вещи своими именами, вполне обычное явление на востоке, поэтому ситуацию, когда девочек из нищих семей продают в публичные дома, нельзя назвать выдающейся. Именно таким образом, Чио и ее сестра были проданы в Джион, квартал гейш. В разные дома.
Дальнейший рассказ ? это история становления Чио в качестве гейши по имени Саюри. Сами японцы категорически против уравнивания профессии гейша с банальной проституцией, однако, мотив подавления женщины, присутствующий в романе в фильме проступает с гораздо большей остротой. По сути, фильм ? это три судьбы, соответственно ? три центральных персонажа: Саюри, ее наставница Мамеа и ее соперница Хацумомо. Три разные гейши, три непохожих варианта становления жизненного пути.
Если отталкиваться опять же от романа, то в основе стремления маленькой японки стать гейшей, было желание приблизится к главе компании ?Ивамура Электрик?, который без изысков назван просто Председателем. Мамеа, наставница, по просьбе Председателя, делала все, чтобы ее воспитанница продвинулась в высшее общество. Хацумомо, не желая терпеть рядом с собой соперницу, направила свою жизнь на уничтожение начинающей гейши.
Вот тут мы столкнулись с первым логическим казусом. Если верить роману, то Мамеа было едва двадцать лет, в то время как в фильме ее играет Мишель Йео, создавая образ зрелой женщины никак не моложе 25 лет. Великолепная Гон Ли ? Хацумомо подходит под данное автором определение сущности гейши-стервы, однако, образ созданный актрисой больше и ярче, чем ходульная Хацумомо из романа. Сама Саюри в исполнении Чжан Зийи, маловыразительна на фоне своих партнерш по сцене. Мишель Йео ? актриса в принципе вне категорий и показывает, если судить о характере, именно ту Мамеа, какой она была, с неподходящей юной девушке деловитостью и расчетливостью. Хацумомо же, вырывается из образа глупой недалекой интриганки. По сути, именно персонаж Гонг Ли ? настоящий, четкий образ гейши Джиона. Обаятельная, сильная женщина, которую сломала профессия, не подразумевающая присутствия любви в жизни. Трагический персонаж.
Теперь о любви. В мире гейш такое понятие не присутствует. Поэтому сами изыски Голдена о любви между Саюри и Председателем есть ни что иное, чем попытка примерить реалии западной культуры, а именно ?любовь всему вопреки? на реалии японские. Что не выдерживает никакой критики уже на начальной стадии. Что же касается режиссера Маршалла, то он возвел принцип ?чувства превыше долга? в ранг абсолюта. Его Саюри чуть ли не борется за любовь, разнясь в этом с покорной юной гейшей Голдена, которая только в дневнике решается робко обозначит чувства к главе ?Ивамура Электрик?. Почему вызывает сочувствие Хацумомо. Ее разлука с любимым, актером театра Кабуки, один из пиковых моментов в фильме. Кто не оправдает женщину, чья жизнь рухнула под давлением обстоятельств?
Косвенно доказывает мое утверждение невнимание Маршалла к типичным реалиям японской жизни, которые Голден прописал с большой любовью. Момент, когда за спиной начинающей гейши высекают две искры ? обрядовый момент, никак не объяснен зрителю. Зато слез и страданий, типично американских в картине выше разумного предела. Ни одна японская женщина не покажет своих чувств прилюдно. Особенно если это гейша, так как скромность и сдержанность ? одна из основных черт людей этой профессии.
Напоследок, среди главных персонажей нет практически ни одного японца. Кроме Кена Ватанабе, многие знают этого прекрасного японского актера. Далее ? Чжан Зийи ? китаянка и ее национальную принадлежность белилами гейши не замажешь. Мишель Йео лишь наполовину японка, на вторую половину она малазийка. Наконец, китаянка и Гонг Ли. Это не пустые придирки. В исполнении Роба Маршалла мы получили прекрасную историю любви, рассказанную языком современного западного кинематографа. К настоящей жизни гейши она имеет весьма условное отношение.
Стивен Спилберг, продюсер картины сказал: ?Я верю в любовь с первого взгляда. Может быть, именно поэтому меня так вдохновил этот роман. Читая его, я уже видел свой будущий фильм?. ?Мемуары гейши? - фильм для влюбленных. А образ гейши ? это просто очередная маска, которую по очереди примеряют актеры голливудского кино.
Таис Жангарина
Просмотров: 5818