Когда спецслужбы были смешными

Стивен Спилберг сделал в ?Мюнхене? невозможное ? аполитичный фильм о террористах.

На волне всеобщих религиозных войн, когда карикатуры в газетах становятся поводом для погромов и политических демаршей, Стивен Спилберг снял кино о временах, когда террористы были романтичными, спецслужбы ? командами робких специалистов, а вместо религиозных, мир сотрясали войны с идеологической расцветкой. ?Мюнхен? появился как нельзя вовремя, но вместо миротворческого рецепта предложил зрителю просто ?Большое кино?.

1972 год. Мюнхенская олимпиада. В неохраняемый олимпийский городок пробирается группа боевиков ?Черного сентября? и берет в заложники 11 израильских спортсменов. Неопытная тогда германская полиция убивает всех заложников во время штурма. Троих выживших арабов немцы скоро освобождают и те с триумфом возвращаются в свои пустыни. Израильская контрразведка ? МОССАД ? отправляет в Европу группу ?мстителей? ? расправиться с верхушкой ?Черного сентября?. Эти оперативники и становятся главными героями фильма ?Мюнхен?.

Гигантомания ? это вовсе не синоним ?большого кино?. Любовь некоторых режиссеров к глобальным темам зачастую оборачивается большим пшиком или, в лучшем случае, недоумением зрителя. Бывает, что чей-нибудь эпический опус вообще становится чем-то нарицательным. Как тот же ?Спасти рядового Райана?. Или каноном ? если не для киноведения, то для массового зрителя. Как спилберговские же ?Список Шиндлера? или ?Искусственный разум?. В отличие от более ранних фильмов Спилберга ?Мюнхен? не грешит одиозностью. Режиссер всеми уловками киноискусства и политкорректности пытается увильнуть от штампов ?арабы ? зло, Израиль ? наше все? или наоборот. МОССАД тогда еще не снискал себе славу одной из самых бескомпромиссных и жестоких служб. Немецкая GSG еще не существовала (ее начали создавать как раз после Мюнхена), ЦРУ и советские службы увлеченно играли в прятки друг с другом и только французская СДЕКЕ обладала немереным опытом борьбы с мятежными алжирскими ветеранами в 50-е и 60-е. по всей Европе цвели и множились ?левые? радикальные организации, вроде ?Красных бригад? ?Фракции Красной Армии? и прочие. Вместо молитвенного коврика и калашникова, бал правил ?Капитал? и калашников.

Этой ?наивностью и неопытностью? и воспользовался Спилберг. Если в ?Списке Шиндлера? он ?почувствовал себя евреем?, пафоса было не избежать, то в ?Мюнхене? его герои ? далеко не джеймсбонды. Герои активно рефлектируют, боятся убивать мирных жителей, не могут правильно подобрать взрывчатку и больше Маркса, Арафата и Голды Меир любят жен. Моссадовский агент и палестинский боец в жарких спорах выясняют, что нужно им одно и то же ? дом родной и чтоб никто не трогал. Что не мешает им пятью минутами позже всласть друг в друга пострелять. Политкорректность сыграла со Спилбергом неплохую шутку ? хотел снять фильм, который можно было бы смотреть во всем мире ? в Тель-Авиве, Вашингтоне и Багдаде. А получилось так, что в арабских странах ?Мюнхен? все равно порезали (не в политике, так в постельных сценах), зато бегство от слишком явных деклараций позволило сделать собственно Кино. ?Кровная месть? МОССАДА ставит израильтян на одну доску с палестинцами, а вся идеология оборачивается, как выразился один критик, ?квартирным вопросом в планетарном масштабе?. Зато на первый план выходит актерская игра ? все политические споры лишь раскрывают характеры (прием классический, но уже сильно подзабытый Голливудом). На ?деполитизацию? работает даже подбор актеров. Чего стоит только французский режиссер Матье Кассовитц (?Ненависть?, ?Готика?, ?Ассасины?, ?Багровые реки?), который славится своими симпатиями к арабам, но сыграл израильского взрывника. А еще ? великолепная стилизация под семидесятые. Типом пленки, костюмами, интерьерами? Опять же мотивацией героев.

Спилберг оказался миротворцем, но отнюдь не идеологическим. По большому счету, то, как сделан ?Мюнхен?, разрешает все политические противоречия банальной, но действенной рецептурой ?все примиряющего искусства?. Тем более, идеологические да ?квартирные? конфликты семидесятых не идут ни в какое сравнение по силе накала с современной ?войной цивилизаций?. ?Мюнхен? можно смотреть арабофилам и сионистам, янки и стихийным русским шовинистам ? достаточно переключиться с политической фабулы на собственно материю кино.

Артем Шатунов

Просмотров: 648

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Руководитель beauty-сети Алия Масагутова:

«Независимо от погоды оставайтесь красивыми и украшайте этот мир»

четверг, 17 октября

Сегодня

+1
+1
+3
+3
Днем
0
0
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 12:30

В Верхней Пышме покупатель получит с «ДНС Ритейл» более 400 тысяч рублей за неисправный компьютер

Изначально мужчина заплатил за технику 106 тысяч рублей.

Сегодня в 12:07

На пропавшую студентку УГМУ завели уголовное дело

Предположительно, вместе со знакомыми она сама бежала в в сторону границы с Казахстаном.

Сегодня в 11:35

Активиста Виктора Балдина вновь будут судить за публикацию экстремистских материалов

Наказание для него выберут в Ленинском районном суде Екатеринбурга.