Запах женщины ? 12

Патрик Зюскинд долго сопротивлялся экранизации своего бестселлера. Наконец она вышла.

Продюсер Бернд Айхинегер обратился к немецкому писателю Патрику Зюскинду с просьбой о продаже прав на экранизацию сразу после выхода романа ?Парфюмер. История одного убийцы? - в 1985 году. Но автор по понятным ему одному причинам долго сопротивлялся выходу фильма по лучшему из своих произведений. Разрешение на экранизацию Зюскинд дал спустя 15 лет. И Берн Айхингер вместе с Томом Тыквером взялись за дело.

 

Рассуждать о фильме тяжеловато. С анонса выхода картины ее ждали миллионы поклонников по всему миру. Тем более в России, где ?Парфюмер? неожиданно получил статус ?культового чтива? после выхода первого русскоязычного тиража. В первый день показов, вчера кинозалы были полны народу ? желающих посмотреть долгожданную ленту, не дожидаясь выходных, оказалось много.

 

Объяснить популярность ?Парфюмера? в России критики не берутся. Единственное объяснение, которое здесь может быть ? роман представляет собой качественный сплав триллера о похождениях маньяка и практически идеального художественного произведения. Мы, конечно, не беремся утверждать, что любителей хороших романов в России столько же, сколько любителей чернухи и исследований потаенных уголков нездоровой психики, но в данном случае можно объяснить только так.

 

Жан-Батист Гренуй, тот самый Парфюмер, покоривший читателей Италии, Германии, Франции и других стран, - одержимый убийца, орудовавший в XVIII веке во Франции. Он обладал феноменальной способностью чуять и распознавать запахи и, овладев навыками парфюмера, убил 12 девушек, чтобы из их ароматов составить самый идеальный на Земле парфюм.

 

Тыквер намеренно не тронул длинный эпизод в середине романа ? об отшельничестве Гренуя, в котором почти нет действия. Мастер экшена и автор ?Беги, Лола, беги?, он постарался создать в фильме ту самою амтосферу напряженного триллера: девушка ? труп ? духи, девушка ? труп ? духи. Картинка одна за другой ? резко, динамично. Проблема в том, что суть произведения этому сопротивлялась. ?Парфюмер? - это не детектив ? имя убийцы мы знаем с самого начала. Это не драма ? Зюскинд не оставил ни одной ?лазейки? для сочувствия герою. Это не история любви или психологической травмы ? Гренуй по замыслу автора родился и оставался хладнокровным монстром.

 

Что это? Роман Зюскинда ? роман о художнике с уникальным даром. Роман о сверхчеловеке, который презрел все, чем простая душа может радоваться  - любовь, карьера. Роман о монстре, который ради создания идеального произведения убивал направо и налево, попирал красоту земной жизни. О чем-то подобном рассуждал Акутагава в новелле ?Муки ада?, в которой художник писал картину с натуры ? роскошная карета, в которой сгорала живьем его единственная дочь, хотя все возможности спасти ее у него были. ?Парфюмер? при этом - роман высокоморальный, автор подчеркнуто осуждает своего героя.

 

Жан Батист Гренуй ? натура эпохи крайнего романтизма, в которой утверждался приоритет творца, для которого остальной мир ничто. Это не человек, и Зюскинд не утверждает, что его герой существо человеческое. Здесь и произошел слом.

 

Молодой актер Бен Уишоу даже, пожалуй, слишком красив для этой роли, хотя автор попытался его ?изуродовать? подручными средствами ? сымитировать корявую походку, перекошенное тело. В результате все это все равно выглядит очень гламурно и по-своему даже элегантно. По мере наступления развязки Гренуй начинает терять ?гренуевские? черты. Он постоянно вспоминает первую жертву ? девушку с улицы Маре, рыжеволосую разносчицу мирабели. При этом уже на эшафоте наш герой вспоминает ее со слезами и в сумрачном видении парфюмера он уже не душит ее, а целует.

 

При этом Зюскиндом ясно было сказано, что жертва, с которой Греную собрал аромат, становилась для него блеклой, увядшей и неинтересной, как выжатый в перегонном кубе цветок. Проще говоря ? плевать ему на красоту своих жертв, не это его интересовало. Сантименты тут неуместны.

 

Из романа при экранизации ушло то, что его держало ? темный ужас перед непонятной натурой почти нечеловеческого создания. ?Парфюмер? перестал был парфюмером, а превратился в невнятного неврастеника, который жил непонятно ради чего и умер ? глупо. Попытка навязать герою другую суть кончилась провалом сути истинной.

 

Из несомненных достоинств картины стоит отметить изобразительные тонкости. Визуально фильм прекрасен, картинка без преувеличения ласкает взгляд. Талант Тома Тыквера позволил ему обойтись без существенного ряда штампов, которые обычно вызывают отторжение. Структура экшена не дает зрителю заснуть, и это безусловный плюс, потому что часто автор, находясь в противоречии: как снять дословно и при этом снять кино, а не пересказ, скатывается к банальному занудству.

 

Но роман был идеологичен. Кино стройную идеологию утратило, и персонаж стал пустым и скучным. А ведь он ? стержень всего повествования.

 

Лучшие сцены в фильме ? сцена рождения Гренуя на рыбном рынке и последняя ? сцена его казни, где все собравшиеся терзать убийцу падают ниц, вдохнув аромат, созданный из 12 прекрасных созданий. Аромат, пробуждающий чувству любви, граничащей с идолопоклонством.

 

Этот фильм ? хороший старт для Бена Уишоу  и Рейчел Херд-Вуд, играющей последнюю жертву ?Парфюмера? Лауру Риши. Ее предыдущая работа ? ?Призрак Красной реки? явно не сделала девушке ?кассы?.

 

В целом, можно сделать вывод, что хотя ?Парфюмер? Тыквера в чем-то и неидеален, то потраченного времени ? 2,5 часа на его просмотр не жалко. Фильм станет знаковым. Как знать, может быть это единственное, что можно было ?дистиллировать? в истории самого мрачного вымышленного убийцы XVIII века.

 

Таис ЖАНГАРИНА

Просмотров: 1770

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...
комментариев
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook

Автоэксперт Дмитрий Здомский:

«Надеюсь, на Урале еще недельку постоит теплая погода»

вторник, 25 сентября

Сегодня

+12
+12
+15
+15
Днем
+9
+9
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 19:30

Классический русский балет «Лебединое озеро» покажут в Екатеринбурге

13 октября, в 19.00 в ККТ «Космос» выступит московский театр балета под руководством Хасана Усманова.

Вчера в 18:36

Екатеринбург посетит группа «Комбинация», в рамках юбилейного тура

Мероприятие пройдет во Дворце молодежи, 8 октября в 19:00.

Вчера в 17:32

Единороссы выбрали руководителя фракции в ЕГД

Им стала Ира Овчинникова.

Вчера в 17:10

В Нижней Туре подростки толпой избили школьника

Драку на камеру мобильного телефона снял один из многочисленных очевидцев инцидента.

Вчера в 16:58

Наталия Соломеина показала, что будет модно в этом сезоне

Известный уральский дизайнер представила новинки из коллекции «Solo inspiration».