Экспертное заключение: В ?Клубной культуре? пропаганды наркотиков нет

JustMedia публикует результаты экспертизы книг ?Клубная культура? и Культура времен Апокалипсиса, проведенной в УрГУ.

JustMediaпубликует результаты экспертизы книг ?Клубная культура?

и Культура времен Апокалипсиса, проведенной в УрГУ.

 

JustMediaпубликует результаты экспертизы книг ?Клубная культура? и ?Культура времен Апокалипсиса? на наличие пропаганды наркотиков, проведенной специалистами УрГУ.

 

Как уже сообщал JustMedia, вопреки оправдательному приговору специалистов уральского госуниверситета, наркоконтроль добился решения Кировского районного суда Екатеринбурга  об  уничтожении тиражей книг ?Клубная культура? издательство ?У-Фактория? и ?Культура времен Апокалипсиса? (?Ультра. Культура?). Это беспрецедентное для постсовесткой России решение впоследствии отменил Областной суд. Но вчера по решению Кировского районного суда из-за опальных книг пострадала типография ?Уральский рабочий?. Как сообщал JustMedia, за каждую книгу издательство приговорено к штрафу ? 45 тыс.р.

 

История злоключений книг ?Клубная культура? и ?Культура времен Апокалипсиса? еще не окончена. Но все уже давно могло закончиться благополучно для уральских издателей, если бы сторонники уничтожения книг обратили должное внимание на экспертизу, проведенную в УрГУ. Сегодня, уважаемые читатели, мы предлагаем вашему вниманию полный текст этого документа.

 

Основание для проведения экспертизы: запрос издательств ?У-Фактория? и ?Ультра. Культура?.

 

Эксперты:

Быков Леонид Петрович, доктор филологических наук,

профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX века

(специальность - русский язык и литература), стаж научной работы -

35 лет:

Киселев Сергей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент

кафедры   клинической   психологии   (специальность   -   психология

развития), стаж научной работы - 12 лет:

Лозовский Борис Николаевич, профессор, кандидат филологических

наук, декан факультета журналистики, член Союза журналистов

(специальность - журналистика), стаж научной работы - 30 лет.

 

Для комплексного исследования представлены книги:

Джексон Фил. Клубная культура / Пер. с англ. - Екатеринбург:

У-Фактория, 2005 - 336 с.

Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А.Парфея. / Пер. с

англ. - Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. ? 600 с.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1.  Содержатся ли в книге Ф.Джексона ?Клубная культура? сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств?

2. Содержится ли в книге Ф.Джексона ?Клубная культура? пропаганда наркотических средств?

3.  Содержатся ли в книге ?Культура времен Апокалипсиса? сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств?

4.    Содержится ли в книге ?Культура времен Апокалипсиса? пропаганда наркотических средств?

Исследование осуществлялось методами лингвостилистического, литературоведческого, культурологического анализа текста указанных книг.

 

Эксперты исходили из следующего определения исходных понятий:

 

Наркотические средства (наркотики) - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (см.:.. Ст. 1 Федерального закона ?О наркотических средствах и психотропных веществах? от 8 января 1998 года ? 3 - ФЗ / ?Собрание законодательства РФ?, 12 января 1998, ? 2, ст.219): пропаганда наркотических средств - деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (см.: Ст.46 Федерального закона ?О наркотических средствах и психотропных веществах? от 8 января 1998 года ? 3 - ФЗ / ?Собрание законодательства РФ?, 12 января 1998, ? 2, ст.219).Согласно академическому Словарю русского языка (М.: Русский язык, 1981), пропаганда - это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний и т.п. с целью внедрения в поведенческие установки людей (см.также: Лозовский Б.Н. Журналистика: Краткий словарь.-Екатеринбург:Уральский государственный университет, 2004. с.83).

 

В процессе анализа выявлено следующее.

Книга Ф.Джексона ?Клубная культура?, будучи переводом американского издания, представляет собой научно-популярную характеристику       крайне       противоречивого и весьма распространенного в мире (прежде всего - западном, но в последние годы - и российском) явления, которое именуется клаббингом. Это явление порождено развитием цивилизации и связано с усиливающимся ?стремлением к общему чувственному удовольствию? (с.314). Клаббинг, показывает книга, и возникает как ответ на эту потребность, давая возможность человеку погрузить себя в чувственные эксперименты - на грани, а то и за гранью принятого в обществе.

В книге выразительно и разносторонне освещены самые разные ?способы чувственного выражения, которые современная культура одновременно творит и порицает? (с. 16). При этом специфика данного издания состоит в том, что о сущности тех или иных ?социально-чувственных опытов? говорят сами ?экспериментаторы?, вступившие так или иначе в ?зону крайностей?.

 

Эти информанты не скрывают того, что в жажде остроты и новизны физических и эмоциональных ощущений они прибегали к помощи наркотиков, хотя при этом автор и оговаривает: ?Среди моих информантов не было потребителей героина и крэка... Героин и крэк разрывают социальные сети, поскольку в силу вызываемой ими зависимости жажда наркотика становится для его потребителей   важнее   окружающих   людей?   (с. 104).   Говоря  об употреблении таких ?наложений? на сознание, как алкоголь или марихуана, кокаин или ЛСД, автор разворачивает динамику отношения его собеседников к подобным ?допингам?, выделяя следующие этапы: 1) знакомство, 2) медовый месяц, 3) злоупотребление, 4) переоценка. Красноречива, в частности, обращенная к читателю авторская сентенция на с.236: ?Ты можешь по-новому взглянуть на свою жизнь или кончить тем, что попробуешь найти в наркотиках утешение, потому что они станут единственной вещью, которая позволит тебе подавить свои чувства?.

 

Автор трезво осознает суровую реальность, отмечая, что ?наркотики оказались вплетены в социальную и эстетическую ткань нашей культуры? (с. 107). Но при этом откровенность и непредубежденность ?путешественников? ?на      планету удовольствий? позволяет считать книгу Ф.Джексона рассказом не только о возможностях ?удовольствий?, но и об их пределах, равно как и о таящихся на пути к этим ?удовольствиям? опасностях и ловушках. В соответствии с собственной позицией свидетеля и аналитика автор не морализует, но показывает, чем, на его взгляд, оборачивается употребление наркотиков, обозначая как возможности их в том, что он называет ?расширением чувственного опыта?, так и способность стать ?разрушительной силой, грозящей превратить самую яркую личность в нудного ?химика? (с.160). Выбор собственной позиции по отношению к клаббингу и всему, что ему сопутствует - в том числе и наркотикам, остается за читателем, которому доверяет автор.

 

В силу сказанного на вопросы, относящиеся к книге Ф.Джексона ?Клубная культура?, отвечаем так.

Ответ на вопрос 1. Книга Ф.Джексона ?Клубная культура? не содержит сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств.

Ответ на вопрос 2. В книге Ф.Джексона ?Клубная культура? не содержится пропаганда наркотических средств.

Книга ?Культура времен Апокалипсиса?, представляет сборник переведенных из иностранных источников статей, в которых даны характеристики всевозможных ?далеко идущих? в своей экстремальности социальных отклонений. К вопросам 3 и 4 имеет отношение одна из статей - ?Кетаминовая некромантия? Дэвида Вударда (с.415 ? 423).

В статье объяснена психофизиологическая природа действия кетамина (?Кетамин блокирует нейротрансмиттеры глутамата между нервными клетками в мозгу...? - с.421), описан эффект его действия (он ?вводит нас в бессловесное - в фигуральном и прямом смыслах - состояние? - с.416: ?Я нахожусь в странном состоянии величайшего безразличия? - с.417).На этих страницах (см. с.418, 420, 423) содержатся сведения и об использовании данного препарата, однако при этом предупреждается, что благодаря кетамину обретается ?статус посла в царстве мертвых? (с.423).

 

В анализируемом материале, как и в книге Ф.Джексона, нет прямого осуждения употребления наркотического средства, но неоднократно подчеркивается, что ?кетамин является воплощением мечтаний похитителей, насильников и убийц, поскольку обеспечивает абсолютное отделение личности жертвы от тела? (с.419).Указывается также и весьма реальная для подобной жертвы перспектива ?подвергаться регулярным изнасилованиям в мексиканской тюрьме в течение десяти лет лишь для того, чтобы ему после вырвали глаза и таращились в сырые пустые глазницы еще лет двадцать до того когда (арестованному за употребление кетамина - уточнение экспертов) назначат время суда? (с.421). Подобные., перспективы, очерченные автором статьи, полагаем, однозначно свидетельствуют о далеко не положительном его отношении к кетаминовой некромантии (или, что, на наш взгляд, точнее, - некромании).

 

Сказанное позволяет ответить на вопросы, связанные с книгой ?Культура времен Апокалипсиса?, следующим образом.

 

Ответ на вопрос 3. Книга ?Культура времен Апокалипсиса? не содержит сведений о способах, методах разработки и изготовления наркотических веществ. хотя и содержит сведения об использовании кетамина (см. с. 418, 420, 423).

 

Ответ на вопрос 4. В книге ?Культура времен Апокалипсиса? не содержится пропаганда наркотических средств.

 

Вывод: На основании осуществленной экспертизы утверждаем, что книга Ф.Джексона ?Клубная культура? и книга статей ?Культура времен  Апокалипсиса?  не  содержат  пропаганды  наркотических средств.

 

Члены экспертной группы:

Профессор Л.П.Быков

Профессор Б.Н.Лозовский

 

5 сентября 2006 года                                                                                 

Доцент С.Ю.Киселев

 

?УТВЕРЖДАЮ?

Проректор Уральского

государственного университета

Профессор В.П. Прокопьев

Просмотров: 1297

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анастасия Амерханова, волонтер «Силы Урала»:

«Самоизоляция – это прекрасное время попробовать себя в чем-то новом».

среда, 27 мая

Сегодня

+17
+17
+25
+25
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...