Сообщить новость
24 октября в 13:32

Чиновники зарубили идею Наталии Соломеиной об открытии Музея платья в Екатеринбурге, экспозиция которого охватывает два столетия

В коллекции дизайнера множество раритетных предметов – от швейных машинок XVIII века до шелковых чулок, которым более 100 лет.

Чиновники зарубили идею Наталии Соломеиной об открытии Музея платья в Екатеринбурге, экспозиция которого охватывает два столетия
Чиновники зарубили идею Наталии Соломеиной об открытии Музея платья в Екатеринбурге, экспозиция которого охватывает два столетия

Известный уральский дизайнер Наталия Соломеина уже 20 лет не только создает одежду, но и бережно собирает историю о ней. В домашней коллекции арт-директора модного дома «Соло дизайн» есть множество раритетных предметов – от швейных машинок XVIII века до шелковых чулок, которым более 100 лет.  Когда уникальных экспонатов набралось столько, что места для их хранения стало не хватать, Наталия Соломеина загорелась идеей открыть в Екатеринбурге Музей платья. Несколько лет она ходила по кабинетам городских и свердловских чиновников, но почему-то никто не проникся идей реализации такого проекта. И это несмотря на то, подобные музеи в других странах мира пользуются огромной популярность у туристов.

 

О том, что сегодня можно увидеть в коллекции дизайнера и почему она до сих пор не смогла реализовать свою задумку, в материале JustMedia.ru.

 

 

 

Наталия Соломеина никогда не планировала собирать коллекцию. Ценные экспонаты сами попадали к ней в руки. Первыми из них были личные вещи ее собственный семьи. Среди них - швейные машины, чугунные утюги, самовары, зеркала, часы, сундуки. От папы-инженера дизайнеру досталось множество счетных машин и арифмометров. От знакомых и друзей стали приходить старинные часы: от небольших до напольных с маятником. Все они рубежа XIX-XX векa.

 

«Начала собираться коллекция швейный машин. Сегодня в ней есть практически весь ряд тяжелых белошвеек, за исключением сапожных, из разных стран мира с XVIII по XXI века. Например, Марина Бакова, когда переезжала, подарила японскую белошвейку, Олег Рудой – польскую машину рубежа XIX-XX веков. Все эти вещи даже антиквариатом назвать нельзя. Это – история. Люди нашего государства традиционно обшивали себя сами множество столетий. Дворяне имели портных, которые подгоняли им английские и парижские наряды», - говорит Наталия Соломеина.
 

 

 

В коллекции дизайнера огромное количество предметов гардероба разных лет. Так, в ней есть платья, чулки, в том числе из дедеронова (дедерон – первый заменитель натуральных материалов) и шелка, которым более 100 лет. Была раньше и бельевая экспозиция. Но, к сожалению, ее невозможно долго хранить, потому как раньше не было химических средств, которыми обрабатывали ткани, материалы, чтобы увеличить их «срок годности».  

 

«В советской России цена чулка, белых колготок и гольфов была велика, это был тотальный дефицит. Такое никогда не выбрасывалось, даже если пронашивались до дыр. Эти изделия штопались с помощью специальных грибков и передавались по наследству. Белые колготки надевали на детей только по праздникам. Иметь красивое белье мог иметь ограниченный круг людей. Поэтому все это бесценно», - говорит Наталия Соломеина.
 

 

 

Хранит Наталия и изделия из меха, которые в связи с климатическими условиями в нашей стране всегда пользовались огромным спросом. Правда, как и в ситуации с бельем, сохранять такие вещи крайне трудно.

 

«В Сибири водятся уникальные звери: баргузинские соболя, рыси, куницы. Одежду из шкур этих животных раньше носила вся русская знать. Поэтому я не могла обойти часть истории стороной. Но, к сожалению, две шубы – из крота и кролика – уже истлели», - сетует дизайнер.
 

 

 

Есть в коллекции и обувь, в том числе черевички, которые модницы носили в нашей губернии еще в дореволюционное время, и резиновые галошики, которые надевались поверх обуви на улицу.  

 

 

 

Не обошла вниманием коллекционер и мужское платье.

 

«В Советском Союзе хорошая верхняя одежда, как женская так и мужская, - тотальный дефицит. Люди перешивали, перелицовывали ее. Если был плащ из болоньи, то его носили, пока он не рассыплется или не сгорит под утюгом. Я помню, у нас был «Москвич», и папа, когда холодно было на улице, брал аккумулятор домой. И как-то кислота из него сожгла плащ отца. Он и мама тогда сильно из-за этого расстроились. Мужской одежды, конечно, меньше сохранилось. Мужчины все-таки по-другому к этому относятся. Вот бабушка все складировала и сохраняла», - говорит Наталия Соломеина.
 

 

 

Когда у дизайнера собралась приличная коллекция, она задумалась о создании первого в Екатеринбурге Музея платья. По мнению автора, экспозиция объекта могла бы быть интересна не только местным жителя, гостям города, но и студентам пяти профильных вузов Екатеринбурга. Здесь люди могли бы знакомиться с историей одежды, бытом людей прошлого столетия.

 

 

 
«5 лет назад Dior привозил экспонаты из своего модного дома. Под экспозицию отдали весь Пушкинский музей. Тогда дом моды показал даже сохраненные манекены-наколки из бязи, на основе которых потом шили платья. А у нас есть свое, но мы не умеем осознавать и ценить это. Мы бы могли показать историю и стилистику нашей великой нации. Жизнь не зависит от строя. Люди рождаются, влюбляются, женятся, и костюм – это своего рода проявление человеческой жизнедеятельности. У нас уже есть Музей истории советского быта, дачи. И чем больше таких историй, тем лучше. Ценность к таким вещам придет уже через 50 лет, но до этого их надо сохранить. Пока этим занимаются только патриоты, причем на собственные деньги», - говорит арт-директора модного дома «Соло дизайн».
 

 

 

В 2014 году дизайнер написала проект музея, который предлагается оформить в виде небольшой квартиры. В одной комнате предлагается показать то, как жила и работала белошвейка. В ее «уголке» традиционно располагалась одна или две швейные машины, большое зеркало или трюмо и сундук.

 

«Мода менялась с технологиями. И это касалось всех предметов гардероба, даже чулок. Так, сначала были трикотажные типа длинных носков, потом их стали вязать промышленным способом из хлопка. Эластана не было, нитки не тянулись. Девушки садились, коленки тут же вытягивались и надо было бежать в туалетную комнату, чтобы поправить. Затем появился дедерон, нейлон. И мне кажется, что людям было бы интересно узнать об этом», - отмечает Наталия Соломеина.
 

 

 

Вторую комнату музея предлагается отдать под механизмы и манекены, с помощью которых будут рассказала история мужского и женского платьев. Также Наталия Соломеина очень бы хотела добавить в экспозицию музея предметы и лекала из архива Дома моделей (Располагался на проспекте Ленина, 68) и Центра моды (8 Марта, 8 «в»), но, к сожалению, вся библиотека и архив этих объектов были утеряны.

 

 

 
«В советской России были Центры моды, дома бытовых услуг, в которых располагались ателье и химчистки. Даже тоталитарный режим продвигал костюмную историю. Государство тратило деньги, чтобы одевать население. В 1990-е мировоззрение властей изменилось. Библиотеку Дома моделей вообще выкинули на помойку, в том числе лекальную базу, съем антропометрических данных людей того времени. Сейчас она другая. Наши дети- акселераты. Наш рост был ниже, а бедра шире», - говорит Наталия Соломеина.

 

 

 

Со своим проектом частно-государственного партнерства дизайнер отправилась по кабинетам городских и областных властей, но везде был один ответ: «Проект хороший, но помещений нет». И такое отношение удивляет Наталию Соломеину. По ее мнению, в городе много прекрасных музеев и других площадок, которые могли хотя бы временно разместить экспозицию музея. Это позволило бы показать ее, а также увидеть насколько она интересна жителям и гостям города.

 

 

 
«Александр Васильев смог собрать костюмы из театров и вывезти это национальное достояние из России. Для размещения собранной коллекции русского платья в Париже ему был предоставлен целый особняк на берегу Сены. Для сохранения нашей истории в пределах России – не могут выделить даже угол. И это при условии того, что у нас 5 вузов, занимающихся подготовкой специалистов fashion-индустрии. Сегодня у меня собралась коллекция, которая охватывает почти два столетия истории нашей страны. И если не сохранить это сегодня, то завтра эта часть истории может исчезнуть», - резюмирует Наталия Соломеина.
 

 

 

 

Просмотров: 2273

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также