«К этому невозможно привыкнуть». Искусствовед из Екатеринбурга потерял зрение, но продолжает учить студентов и даже рисует картины

JustMedia.ru подготовил интервью с уникальным художником.

«К этому невозможно привыкнуть». Искусствовед из Екатеринбурга потерял зрение, но продолжает учить студентов и даже рисует картины
«К этому невозможно привыкнуть». Искусствовед из Екатеринбурга потерял зрение, но продолжает учить студентов и даже рисует картины

Преподаватель факультета искусствоведения и культурологи УрФУ Алексей Филатов три года назад потерял зрение. Можно сказать, он лишился своего главного рабочего инструмента. Для искусствоведа это стало огромным потрясением и едва не выбило его из колеи. Однако любовь к искусству оказалась сильнее. За последний год Алексей вслепую нарисовал более 15 картин, он отлично помнит все произведения искусства и продолжает преподавать в вузе. А недавно принял участие в перформансе «Поцелуй кашалота, или Визуальная мобилизация» в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства. О том, как Алексею удается создавать шедевры и ловить студентов на списывании — в интервью JustMedia.ru.

 

 

— Алексей, как вы решили участвовать в перфомансе?

—Поскольку я работаю на искусствоведческом факультете, я отлично знаю, что происходит в культурной жизни города. Когда я услышал, что биеннале проходит под лозунгом «Мобилизация», я подумал — как можно пропустить такое событие? Вся жизнь слепого человека — это сплошная мобилизация внутренних сил: чтобы жить, чтобы ходить по улицам, чтобы приходить на работу. 

 

— Что вы рисовали на перфомансе и каким способом?

— В рамках перфоманса мы наливали огромный холст — два на три метра. В работе над картиной участвовали около 20 человек, причем одна из них художница из Австралии — Лиза Редфорд. Идеолог всего проекта Борис Хохонов особенным образом соединил стаканчики для краски так, чтобы художник одним взмахом мог разливать по полотну сразу несколько разных цветов. В подобном стиле рисовал американец Джексон Поллок, которого в народе прозвали Джексон Разбрызгиватель. Одна из его известных работ называлась Moby Dick, в переводе — «Белый Кит». Отталкиваясь от названия именно этой картины, мы и решили назвать свой перфоманс «Поцелуй кашалота, или Визуальная мобилизация».

 

—Расскажите о технологии создания картины?

— Используются акриловые краски. Они жидкие, и, когда наливаются на холст, начинают «гулять», то есть перемешиваться, и получается истинная абстракция. Это происходит произвольно, ведь, когда незрячие люди рисуют, они не знают, какую краску держат в руках и как она укладывается.

При этом акриловая краска рельефнографична. Если положить руки на холст, чувствуются линии. Допустим, когда на моей картине все высохнет, я прихожу в мастерскую, мы садимся с Борисом (Хохоновым — прим.ред.), я начинаю водить пальцами, а он подсказывает, где какой цвет. Так в моем уме складывается рисунок. Процесс может затянуться даже на полчаса. Затем мы начинаем фантазировать и придумывать веселые названия, например: «Аквалангист», «Охота ягуляра», «Полет Дуймовочки».

 

 

— Такое творчество можно отнести к какому-то стилю?

—Этот стиль называют экспрессивный абстракционизм. Экспрессия, потому что делается резкий жест, краска выплескивается на холст. А абстракция, потому что здесь живопись не изобразительная, а выразительная. Посмотрите на такие картины и подумайте: может быть, они даже навевают не какой-то конкретный образ, а вызывают ассоциации с музыкой? Такие изображения дают людям возможность вернуться в детство. Вспомните, когда вы в детстве брали в руки карандаш, вы же не думали, как правильно нарисовать, например, маму, чтобы она была портретно похожа. Вы рисовали ее так, как вам хотелось.

 

— У слепых с рождения получается рисовать так же хорошо, как у тех, кто потерял зрение в зрелом возрасте?

— Есть художники, которые не видят с рождения, есть те, кто ослеп при жизни. Конечно, проект лучше понятен тем, кто потерял зрение в подростковом или в зрелом возрасте. Вот я потерял зрение несколько лет назад. У меня есть то, что называют зрительной памятью и зрительным опытом. Я знаю цвета, полутона. Человеку, который был рожден слепым или ослеп в раннем детстве, сложнее. Такие люди заучивают понятия цвета и воспринимают их за счет ассоциаций: со вкусом, свежестью, влажностью. Они не могут представить цвет, поэтому им приходится мобилизовать весь свой накопленный опыт.

 

— По сути, мы видим мир их глазами?

— Практически, да.

 

 

— Как вы потеряли зрение?

— Это последствие заболевания, побочный эффект, так сказать.

 

—Как вы смогли себя мобилизовать и вернуться к нормальной жизни?

—Ну, герой должен быть героем до конца. Что, я вам буду рассказывать, как в слезах ползал по квартире, рыдал и кричал в моменты особенно депрессивного состояния? Было и такое. Представляете, я искусствовед. Преподаю на факультете искусствоведения, глаза, в принципе, инструмент, которым я работаю. А тут — раз, и ничего нет. Вообще. Я не вижу даже света, я не отличаю день и ночь. Это ужасно, к этому невозможно привыкнуть. Когда люди говорят, что привыкли, не верьте им — врут. Каждый из них живет надеждой, что однажды что-то изменится. Честно, я живу надеждой, что в один глаз мне поставят обычную камеру, а в другой рентгеновскую. Как искусствоведу мне цены не будет. Я одним глазом буду просто смотреть на шедевр, а другим определять, подлинник это или нет. Когда говорю это своим студентам, они испытывают некоторый шок (смеется — прим. ред.).

 

—Как вы работаете со студентами? Следите за тем, чтобы они не списывали?

—Да пусть списывают! Обычно я прихожу на экзамен в сопровождении помощника, чаще всего с сыном, поворачиваюсь картинно к аудитории и спрашиваю: «Ну что, сынок, списывают?». Он отвечает мне: «Да, списывают». Тогда я говорю студентам: «Списывайте, списывайте. Вот сядете сюда, это вам не поможет». Ведь они списывают из Интернета. Заходят в «Википедию» и берут те статьи, которые я наизусть знаю, а некоторые сам писал. Они же себя обворовывают. Нужно-то было всего лишь на лекции ходить, слушать и читать.

Лекции я, естественно, рассказываю по памяти. Еще будучи зрячим, я создал презентации, там по порядку идут иллюстрации с названиями. Я отлично помню эти картины, ведь я учился не для того, чтобы получить бумажку, а чтобы стать специалистом высокого класса. Сегодня таких студентов, к сожалению, мало.

 

 

Просмотров: 5212

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Мария Кукарских, психолог:

«Если на сердце тепло, то своей улыбкой можно согреть окружающих»

пятница, 19 апреля

Сегодня

+2
+2
+8
+8
Днем
+4
+4
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 17:06

Гаишники и видеокамеры будут защищать детей от мусоровозов в поселке Садовый

С такой инициативой к руководству ГИБДД собирается прийти глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко.

Сегодня в 16:47

В Екатеринбург привезут копию Короны Российской империи, украшенную 11000 бриллиантов

Оригинал венца был создан в 1762 году для коронации Екатерина II.

Сегодня в 16:07

Члены Общественной палаты будут ездить по районам вместе с Высокинским

Общественники решили выйти с такой инициативой к мэру.