Мостик из окна в сад и советские «древнегреческие герои». JustMedia.ru узнал, как изменялись фасады Свердловской филармонии. Раритетные ФОТО

Первоначально в здании располагался Уральский областной деловой клуб.

ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1920-е годы
ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1920-е годы

Рабочий и колхозница в стилистике древнегреческих героев, мостик из окна в сад Вайнера и фирменные буквы от архитектора Константина Бабыкина. Сегодня JustMedia.ru расскажет о том, как формировался и менялся облик Уральского областного делового клуба, ставшего впоследствии Свердловской филармонией, а также о том, как архитектура фасада соотносится с внутренним убранством здания.

 

История объекта началась еще в XIX веке. Тогда городская дума купила для общественного собрания Екатеринбурга, куда входили в том числе купцы и промышленники, здание на пересечении Вознесенского проспекта с Клубной улицей (ныне здание учебного театра на Карла-Либкнехта-Первомайская). «Отцы города» постоянно расширяли свой клуб. К началу XX века они поняли, что существующий для выступлений зал очень мал.

         

                 ФОТО: Ф. Кислова, опубликовано пользователем ArtOleg на портале 1723.ru

                                     

Для строительства большого концертного зала, камерного зала, буфета и служебных помещений был выкуплен участок земли слева от здания общественного собрания города. Конкурсный проект был заявлен в питерском журнале «Зодчий» в 1914 году. В мае 1915 года заложен первый камень объекта, но строительству помешало начало Первой Мировой войны. К 1917 году практически возведены стены и можно было начинать внутреннюю отделку, но грянула революция. Это наложило свой отпечаток на украшение здания. Культурные наслоения советской власти выразились в скульптурных барельефах.

 

 

             В полукруглую нишу левой башни часто помещали афиши об очередном съезде РСДРП
                              ФОТО: из архива Свердловской филармонии, 1930-е года

 

За реализацией проекта наблюдал архитектор Николай Лебединский. Но в целом к постройке и отделке фасада и внутренних помещений приложили руку многие архитекторы, и сегодня нельзя сказать точно, кто конкретно и что предлагал, можно только предполагать.

 

          Cпециалист по работе со слушателями Свердловской филармонии Надежда Горбунова

 

«Строительство пришлось на 10-е годы XX века. В то время в мире господствовал стиль модерн. В Екатеринбурге в той или иной мере он тоже проявился, в нашем случае эклектикой. Достраивали здание в советскую эпоху, поэтому закономерно смешение стилей. В результате получилось такое необычное «строгое» здание, единственное в своем роде. Повтора архитектурного проекта, как например, с ТЮЗом, который был взят за основу нескольких культурных учреждений в других городах России, нет. Данный объект, конечно, в незавершенном варианте, видели Николай II и его семья», — говорит специалист по работе со слушателями Свердловской филармонии Надежда Горбунова.

 

    ФОТО: Свердловской филармонии. Репетиция в концертном зале, дирижер Отар Дурян, 1966 год

 

Итак, а теперь подробнее о фасаде, его симметричности и советских дополнениях.

 

Большой центральный объем с пятью окнами скрывает за собой концертный зал. Правда, с 1970-х годов проемы заложили и сегодня там фальш-окна.

 

                      Большой центральный объем с пятью окнами скрывает за собой концертный зал 

 

Башни-ризалиты с одной стороны симметричны, с другой - отличаются количеством элементов. Левая, скрывающая сцену и все служебные помещения над и под ней, состоит из четырех композитных колонн и обелисков. Правая, открывающая парадный вход, – из двух колонн и обелисков.

 

Симметричность усиливается наличием больших арочных окон на уровне четвертого этажа и синхронностью украшений этих архитектурных элементов. Повторяется растительный орнамент под окнами.

 

                  Правый ризалит украшен полукруглым балконом с балюстрадой и витражным окном

 

«Теперь об отличиях. В объем левого ризалита вписана полукруглая ниша. На это место часто помещали афиши об очередном съезде РСДРП, фасад украшали флагами. Правый ризалит украшен полукруглым балконом с балюстрадой и витражным окном, рисунок которого выполнен в том же стиле, что и проемы большого зала. Те, кто проектировал здание, наверное, предполагали, что дамы и кавалеры, приходя летом на концерт, будут выходить на балкон», — говорит Надежда Горбунова.

 

                                           ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1940-е годы

 

Фасад здания дополняют пилястры, полуколонны, барельефы, маскароны, которые часто украшают классицистические архитектурные сооружения, и вазоны. Большинство этих элементов присутствуют и в декоре интерьеров здания.

 

 

 

«Там, где на центральной лестнице сегодня стоят афиши, раньше были вазоны с огромными пальмами. Стены и сегодня украшены вазонами, растительным орнаментом – всем тем, что есть на фасаде. Интерьер малого фойе филармонии дополняют две ниши с голубыми вазами в проемах. В целом можно сказать, что если фасад ближе, как я уже говорила к модерну, то внутри в большей степени превалирует классицизм и неоклассицизм», — отмечает наш сегодняшний экскурсовод.
            Интерьер малого фойе филармонии дополняют две ниши с голубыми вазами в проемах

 

К скульптурному оформлению здания приложил руку Георгий Валенков. Он предложил композицию рабочего и колхозницы с гербом на левом ризалите. К слову сказать, данный барельеф сделан аккуратно, ненавязчиво, и больше напоминает не советских тружеников, а древнегреческих героев. На входной группе композиция «Труд», как напоминание того, что мы живем в промышленном, нежели сельскохозяйственном регионе.

 

         Композиция рабочего и колхозницы с гербом напоминает древнегреческих героев 

 

Пространство большого фойе (скрытого за балконом, - прим. ред.) украшено несколькими живописными панно, которые по аналогии с тематикой барельефов на фасаде изображают труд рабочих и колхозников. Фасад здания всегда был оштукатурен, цокольный этаж обрамляет шлифованный также оштукатуренный гранит.

 

 

            Надписи: «Концертный зал общественного собрания» не существовало никогда

 

Константин Бабыкин привнес в проект свой штрих. Так, надпись: «Деловой клуб», а затем «Филармония» (объект перешел в собственность культурного учреждения только в 1938 году – прим. ред.) были написаны тем же шрифтом, что и на здании Сберегательного банка на Малышева, выполненного по проекту архитектора. Надписи: «Концертный зал общественного собрания» не существовало никогда.

 

                                                        На входной группе композиция «Труд»

 

«Объект строился почти 11 лет и был закончен в 1926 году. Здание вводилось в эксплуатацию как Уральский областной деловой клуб рабочих и колхозников, не предполагалось, что здесь будет филармония. При этом сюда на выступления звали Маяковского, Утесова, Лемешева», — дополняет специалист по работе со слушателями Свердловской филармонии.

 

                              ФОТО: из архива Свердловской филармонии, 1950-е годы

 

Если главный фасад сохранил свой изначальный внешний вид, то остальные, особенно северный и восточный, претерпели серьезные изменения.

 

При строительстве здания использовался клинкерный кирпич, который на трех непарадных фасадах было решено не покрывать штукатуркой. Этот вид кирпича изготавливается при очень высоких температурах и нередко выглядит обожженным. Поэтому черные участки стены совершенно не связаны со временем или неправильным уходом. Напротив, кирпич высокого обжига меньше впитывает влагу и более устойчив к временным и погодным условиям. Кирпич, скорее всего, был изготовлен на одной из местных фабрик, потому как привозить издалека такой объем материала финансово нецелесообразно.

 

 

         Циркульные арки второго этажа выполнены в классическом варианте с замковым камнем

 

Цоколь трех фасадов оправлен необработанным гранитам.

 

Кирпич производства рубежа XIX-XX века был по размеру значительно больше, чем в советские годы. Качественнее была и кладка, в чем можно убедиться, глядя на пристрой со стороны северного фасада на уровне второго этажа. Его возводили в период установки органа в филармонии в 1970-е года.  Здесь расположены  небольшие служебные помещения. Увеличение пространства позволило расширить пространство за сценой и выходить музыкантам оркестра на сцену с двух сторон как это и было ранее.

 

 

         Пристрой на уровне второго этажа возводили в период установки органа в 1970-е годы

 

Немного изменилась часть фасада в районе окон первого этажа, расположенных под пристроем (самых первых от угла с центральным фасадом – прим. ред.). Сегодня их обрамляет черный обработанный мрамор.

 

 

Крайнее левое окно первого этажа северного фасада превратилось в двери для технужд. Именно через нее происходит выгрузка и разгрузка музыкальных инструментов. До сентября 2016 года здесь располагался служебный вход (сегодня просто запасной выход – прим. ред.), крылечко и навес которого также были построены позднее 1926 года.

 

                            ФОТО из архива Свердловской филармонии, 1980-е годы

 

«Северный фасад ничем не обработан и скульптурно не украшался. Тем не менее, стены украшены пилястрами, овальными элементами.  Как и центральный, северный и восточный фасады имеют на уровне второго этажа арочные окна. Правда, наличники здесь не целиком оформляют окно, а только верхнюю часть. Циркульные арки второго этажа выполнены в классическом варианте с замковым камнем. На верхних этажах филармонии со всех сторон прямоугольные проемы окон», - рассказывает Надежда Горбунова.

 

                          Именно из этого (левого) окна раньше тянулся мостик до сада Вайнера

 

Восточный фасад претерпел еще больше изменений. Одно из арочных окон напоминает балконное, и, по словам нашего экскурсовода, ранее здесь действительно был балкон, соединенный мостом с садом Вайнера. То есть раньше из филармонии можно было попасть прямиком в парк, где проходили концерты. Мостик был довольно протяженным и занимал пространство нового корпуса. К сожалению, фотографий периода, когда он существовал, в архиве не сохранилось. («Если у кого-то в архиве они есть – поделитесь с нами, пожалуйста!» - обращается с просьбой Надежда Горбунова)

 

 

             Третий и четвертый этажи были со стороны восточного фасада надстроены в 1995 году

 

Третий и четвертый этажи были надстроены в 1995 году, чтобы сотрудникам было удобнее рационально использовать внутренние помещения. В первоначальном плане на уровне этих этажей здание представляло букву «П». Новодел выдает размер, цвет и кладка кирпича, но вот габариты и рисунки-переплетения окон здесь такие же, как и на других фасадах здания.

 

                                            Пространство большого фойе украшено несколькими живописными панно, которые по аналогии                                                                                                        с тематикой барельефов на фасаде изображают труд рабочих и колхозников

 

«До 1995 года артистам все время приходилось ходить через первый этаж и бухгалтерию: в туалет, репетиционный зал, который был расположен в правой башне, за сцену, на сцену. Это было крайне неудобно как самим музыкантам, так и бухгалтерам, которые еще до конца 1980-х вручную считали зарплату. Надстрой позволил организовать очень рациональный коридор, усовершенствовать служебные помещения. Бухгалтера теперь хранят документы в нишах, которые остались от старых окон», - говорит Надежда Горбунова.

 

Вход в репетиционный корпус был проложен прямо из окна дирижерской Дмитрия Лисса

 

В 2016 года завершилось строительство здания репетиционного корпуса, возведенного в современных традициях, приближенных к классическим. Оно соединяется с основным зданием филармонии переходом. Причем вход в репетиционный корпус был проложен прямо из окна дирижерской Дмитрия Лисса – так у маэстро появился новый кабинет.

 

Еще одно окно на восточном фасаде, расположенное симметрично балконному над главным входом в здание, было заложено. Сделано это было в то же время, когда заложили пять окон концертного зала. 

 

В 1930-е годы на окне торцевого фойе висел портрет Иосифа Сталина. (ФОТО: Свердловской филармонии)

 

«Понятно почему это окно было в проекте: естественное освещение лестницы, симметричность и прекрасный вид на сад Вайнера. Потом здесь возвели еще одно здание комплекса учебного театра и окно стало выходить на не слишком красивую стену нового объекта. Видимо, поэтому было принято решение его заложить. В 1930-е годы на окне висел портрет Иосифа Сталина. Отец народов приветствовал всех входящих и выходящих из филармонии. После того, как окно заложили, на этом меcте появился барельеф великого композитора Петра Чайковского», — говорит специалист по работе со слушателями Свердловской филармонии.

 

                            На месте заложенного окна появился барельеф Петра Чайковского

 

Также портрет Чайковского и других известных композиторов, по аналогии с Московской филармонией, украшают стены малого фойе культурного учреждения. Живописные панно были выполнены студентами Свердловского художественного училища имени Шадра.

 

 

Свердловская филармония является памятником архитектуры Свердловской области, поэтому вносить еще какие-то изменения в его внешний облик и конструкцию крайне тяжело. Да и не за чем. Конечно, культурному объекту очень бы хотелось увеличить площадь большого концертного зала, который уже давно не вмещает всех любителей классической музыки, но существующая территория не позволит этого сделать.

 

 

Вопрос строительства нового концертного зала филармонии в Екатеринбурге стоит уже давно. Последний раз буквально на прошлой неделе его вновь поднял маэстро Валерий Гергиев. Много раз он обсуждался областными и городскими властями. Даже были придставлены проекты концертного зала и его предполагаемые месторасположения, но пока этот вопрос продолжает оставаться открытым. 

 

 

Полный ФОТОРЕПОРТАЖ смотрите здесь.

 

 

Просмотров: 6963

Автор: Екатерина Турдакина

Фотограф: Владислав Бурнашев

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Телеведущий Игорь Патрушев:

«В любую погоду можно поддерживать себя в хорошем настроении»

среда, 23 октября

Сегодня

+2
+2
+4
+4
Днем
0
0
Вечером
Загрузка...