Интервью JustMedia.ru с главным приглашенным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета Михаилом Грановским.
В преддверии 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского Екатеринбургский театр оперы и балета представит жителям и гостям уральской столицы уникальный концерт «Опера-Гала». В вечер, посвященный великому русскому композитору, зрителей ожидает невероятное количество премьер. Со сцены театра прозвучат по-настоящему редкие произведения Чайковского, в числе которых дуэт «Рассвет», дуэт Ундины и Гульбрандта, увертюра «1812 год».
Также гости мероприятия смогут увидеть фотографии XIX века из жизни и творчества композитора, которые, также как и ноты, удалось собрать специально для данного вечера главному приглашенному дирижеру Екатеринбургского театра оперы и балета Михаилу Грановскому.
О том, что ждет зрителей на Опера-Гала, и как собирались уникальные материалы для концерта, читайте в интервью JustMedia.ru с Михаилом Грановским.
—Михаил Григорьевич, расскажите, пожалуйста, что представит зрителям «Опера-Гала». Правда ли, что они смогут услышать произведения, которые ранее не звучали со сцены оперного театра?
—Многие слушатели потребительски относятся к композиторам, то есть знают только самые известные их произведения. Например, у Чайковского — это оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», в лучшем случае «Иоланта». Все остальное оперное творчество композитора известно в основном специалистам и профессионалам. У Петра Чайковского очень много замечательной музыки, но со сцены, к сожалению, исполняется очень малая ее часть — примерно четверть. Поэтому, определяя программу концерта, мне хотелось выйти за грань известного, приоткрыть завесу и познакомить публику с малоизвестными шедеврами этого великого композитора.
В концерте «Опера-Гала» будет много премьер. Некоторые из произведений вообще никогда не исполнялись в этом театре, например, дуэт из оперы «Ундина». Всем известен балет «Лебединое озеро», но никто не знает, что изначально адажио из второго акта было написано в опере, как дуэт Ундины и Гульбрандта. Со сцены прозвучит дуэт Иоанны и Лионеля из оперы «Орлеанская дева», дуэт Беса и Солохи из «Черевичек», дуэт «Рассвет», который все знают для фортепианного изложения, а я смог найти оркестровку Петра Ильича.
Мы впервые вместе с хором, церковными колоколами и партией пушек исполним увертюру «1812 год». Также в этот вечер прозвучат романсы, написанные Петром Ильичом на слова Алексея Апухтина и Алексея Толстого, «Благословляю вас, леса», «День ли царит», «Серенада Дон Жуана».
—По какому принципу вы отбирали произведения Чайковского для концерта?
—Во-первых, те, которые мне близки самому. Во-вторых, хотелось, чтобы оперы и романсы были разноплановыми, чтобы Чайковский был представлен в разных ипостасях. Со сцены не должна звучать, например, одна лирика, героические, меланхоличные или созерцательные произведения. Петр Ильич — многоликий. И именно этим он велик. В его музыке есть все: комическое, фантастическое, любовное, сострадание, боль, радость и счастье. В-третьих, мне хотелось больше произведений оперного жанра. Всего в программу включено 21 произведение.
—Весь ли коллектив будет задействован в постановке?
—Я бы очень хотел задействовать балет, потому что Чайковский — это не только симфонический гений, оперный творец, но еще и выдающийся балетный композитор. Те три балета, которые он создал, являются мировыми шедеврами. Но поскольку балетная трупа занята двумя майскими премьерами, мне пришлось отказаться от балетных фрагментов. В итоге в концерте будут заняты оперный цех, практически все солисты, оркестр и хор. Балет отметит юбилей Чайковского чуть позже — 17,18 и 19 июля — новой постановкой «Лебединова озера».
—Будут ли приглашенные солисты?
—У нас очень хорошая труппа, и для Чайковского все голоса есть, поэтому на этом концерте мы обходимся своими силами.
—Увидят ли зрители какие-то необычные декорации или костюмы?
—Одной из главных особенностей программы станет установленный на сцене большой экран, на котором через проектор будут транслироваться уникальные фотокадры XIX века из жизни и творчества Петра Чайковского. Это будут фотографии из музея-заповедника Чайковского в Клину, из личного архива писателя Александра Познанского, который живет в Америке, из архива Российской государственной библиотеки. Материалы для концерта я собирал сам. И невероятно то, что все документы были предоставлены театру бесплатно. Все к кому я обратился, пошли мне на встречу, поддержали наш проект. Хочется сказать им огромное спасибо за это.
—Сколько всего было собрано материалов?
—60 фотографий. Среди них: фото Петра Чайковского 1892 года, его диплома 1965 года, дома композитора в Каменке, где он творил в 1860-1870-е годы; фото освящения храма Христа Спасителя, приуроченное к коронации Александра III 15 мая 1883 года. Именно этому событию была посвящена увертюра «1812 года» (предоставлено Российской государственной библиотекой — прим. ред.).
Также будут представлены материалы из архива нашего театра. За столетнюю историю на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета ставились практически все оперы Петра Чайковского — даже «Черевички» и «Чародейка». Не ставили только «Ундину». Но ее нигде нельзя увидеть, потому что Чайковский сжег партитуру, и от произведения остались только отдельные фрагменты.
—Снимки только черно-белые?
—Да, но их немного сколорируют. Фотографии будут непросто абстрактно и хаотично появляться на экране. Каждая из них приурочена к исполняемому в данный момент произведению. Они дополняют целостное впечатление от написанной Чайковским музыки. Это фотографии первых изданий сочинений, тех людей, с которыми связано то или иное сочинение, или человек, которому оно было посвящено. Все будет одной общей картиной-посвящением Петру Ильичу Чайковскому, чтобы зритель ощутил дух создания каждого исполняемого сочинения.
Концерт состоится сегодня в 18.30. В этот же день в Екатеринбургском театре оперы и балета откроется выставка сценографии, живописи, скульптуры и детского рисунка с родины Петра Чайковского (Воткинск), посвященная 175-летию со дня рождения композитора.
Петр Ильич Чайковский, 1892 год |
Освящение храма Христа Спасителя, приуроченное к коронации Александра III 15 мая 1883 года |
Диплом Петра Чайковского, 1965 год |
Дом композитора в Каменке, где он творил в 1860-1870-е годы |
Просмотров: 8404
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Константин Мельницкий