Режиссер Александр Хант: «Серебряков меня просто достал в какой-то момент»

Известный актер соврал в интервью Юрию Дудю.

Режиссер Александр Хант: «Серебряков меня просто достал в какой-то момент»
Режиссер Александр Хант: «Серебряков меня просто достал в какой-то момент»

Режиссер нашумевшего фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (лента получила гран-при на фестивале в Карловых Варах, — прим. ред) Александр Хант сегодня прилетел в Екатеринбург и пообщался с корреспондентом JustMedia.ru. Молодой режиссер открыто рассказал, чем его достал [надоел] Алексей Серебряков, о деле Кирилла Серебренникова, цензуре и поведении продюсеров, берущих деньги у Минкульта. Подробности в нашем интервью.

 

— После фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», получившего гран-при фестиваля в Карловых Варах, вы планируете снимать подростковую драму в Екатеринбурге. Сегодня вы приехали, чтобы уже осмотреть возможные площадки?

 

— Да. Это история про проблему подростковой жестокости. И у нее есть толчок в виде реальной трагедии псковских школьников, произошедшей в ноябре 2016 года и прогремевшей на всю страну. Они не были сумасшедшими. Это нормальные ребята, у которых просто был свой протест и желание отстоять какую-то свою свободу. Просто не нашлось человека, который смог бы стать мостом — соединить эту пропасть между родителями и детьми. Сейчас мы пишем сценарий с Дмитрием Соболевым (сценарист фильма Павла Лунгина «Остров», — прим.ред). Я начал проводить кастинг, для этого создана специальная группа ВКонтакте, где можно оставлять свою анкету. Тем, кого я выбираю, отправляю задания, они снимают видео. Дальше будем пробовать с ними делать сцены. Все это будет длиться до конца года. Сейчас я стараюсь сделать срез поколения и увидеть, как живут нынешние подростки, о чем они думают.

 

Мы планируем начать съемки весной 2019 года. Есть мысль снимать фильм полностью здесь, в Екатеринбурге. Надеюсь, что Свердловская киностудия тоже станет нашим сподвижником и поможет реализовать эту историю. Но я приехал сюда не только смотреть натуру. Дело в том, что независимость в кинематографе у нас сопряжена с тем, что ты снимаешь практически без денег. Такой опыт у меня был с фильмом по пьесе «Кастинг», который мы сделали всего за 9 смен практически на голом энтузиазме. Получив такой опыт, мне кажется, я могу дать полезные, точные советы ребятам, что им нужно делать. Поэтому 9 июня в 19:00 в первом павильоне Свердловской киностудии я буду проводить мастер-класс по партизанскому кинематографу (улыбается), когда нужно плюнуть на все и отчаянно двинуться вперед со своей идеей снять фильм.

 

— В работе со школьниками будете использовать какой-то другой метод. Отличный от того, что был в нашумевшем фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»?

 

— В «Чесноке» мы снимали в среднем по 5-7 дублей. Но я не уверен, что это тот подход, который нужен. Во время съемки подростков, у меня есть ощущение, что дублей будет значительно больше. Потому что их надо вообще выбивать из игры, погружать  в обстоятельства. Это известный метод, когда актера изматываешь так, чтобы он перестал играть, а начал жить в кадре. Это простое средство заставить актера выйти из актера и стать уставшим реальным человеком.

 

— Новый фильм будет независимым? Без государственного финансирования?

 

— Это сложный вопрос. Я веду переговоры с разными продюсерами, у которых есть мысли по поводу государственных денег. Но это тоже пока непонятно. Главное, в любой ситуации настаивать, чтобы это кино было независимым, раз уж я берусь за этот проект. У меня в школьном возрасте тоже были проблемы: я был изгоем в классе, рос без отца. Я этих ребят (псковских подростков, — прим.ред) очень хорошо понимаю. Поэтому мне важно снять фильм таким, каким я его вижу. Мы сейчас стартуем с краундфайдингом на «Планете»,  чтобы найти какие-то средства. Ищем сподвижников и энтузиастов. 

 

— Поговорим о принесшем вам известность фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В нем бесплатно снялся известный актер Алексей Серебряков. Как с ним работалось? Возникали трудности, конфликты?

 

— Серебряков меня достал, просто достал в какой-то момент. Но, зато с ним было меньше всего дублей (в среднем режиссер снимал по 5-7 дублей, — прим.ред). Алексей настолько потрясающий актер, что у меня вообще с ним не было ни одного плохого кадра. Он очень хорошо чувствует камеру и работает над ролью. У меня, наверное, просто не получилось выйти с ним на какой-то личный контакт. Чувствовалось, что ему что-то не нравится. Кажется, что он смотрел на меня, как на зеленого кузнечика, который случайно заскочил в кино. 

 

Когда мы сняли фильм, у всех было ощущение, типа: «ну ладно, парень постарался, всякое бывает». Мне кажется, что Евгений Ткачук (известен по многосерийному фильму «Мишка Япончик» и новой экранизации «Тихого Дона», — прим.ред), что Алексей Серебряков, не ожидали того, что фильм получится. Но самое интересное, что не ожидал этого и я. Даже когда закончил работу над ним, казалось, что получилось совсем не то, чего я хотел. 

 

Но, благодаря сценарию и моей усидчивости все вышло. Я шесть месяцев только перебирал монтаж. Даже продюсер, который давал мне время на это, уже подумал, что, наверное, я просто неадекватный. В итоге он постарался вмешаться в этот процесс, чтобы я закончил побыстрее. После того, как фильм был снят, я еще год над ним работал. Что вообще-то не так долго, но в нашем случае это было многовато.

 

 

— Была напряженность от ощущения, что вы дебютант?

 

— Да, дебютантами были я и еще оператор. Было ощущение, что опытные кинематографисты смотрели на нас, как на двух молодых «отлетевших парней». Но мы со всем справились, просто тянули свою лямку, вот и все. Но к фильму все равно у меня остались вопросы.

 

— Какие? Что бы вы изменили, если бы была возможность?

 

— Самый главный момент, который бы изменил. Я бы, все-таки, вынудил и добился репетиций от Серебрякова и Ткачука. Серебряков согласился сниматься бесплатно и поэтому, в общем, я как-то … (паузой режиссер дает понять, что ему было бы неудобно просить о репетиции известного актера, который снимается бесплатно). Он сказал, что и без этого все будет хорошо. А Ткачук был очень занят. Я сколько мог дернуть его с другими актерами, подергал. Если бы мы с ними сели, все проговорили, разобрали. Они могли бы сделать историю тоньше, точнее и характеры героев были бы больше раскрыты. Это такое мое признание.

 

—  В интервью Юрию Дудю Алексей Серебряков говорил, что если бы вы «поработали чуть больше и послушали бы чуть лучше, то кино могло бы получиться гораздо лучше». Что предлагал изменить Серебряков?

 

— Серебряков невероятно хитрый человек (смеется). Все, что он сказал в интервью, я не могу сказать, что это было на площадке. Он мне повторял изо дня в день следующую вещь: «То, что написано в сценарии и что ты мне скажешь. Только это я сыграю и ничего больше, потому что это твоя работа». Могу сказать, что он не простой человек, у него есть свое мировоззрение и характер. 

 

Он отстаивает свои мысли и философию. У нас был такой момент на площадке, когда он просто сказал: «а сейчас я сыграю смерть» (в интервью Дудю Серебряков утверждал, что его герой  в конце умирает, — прим.ред). Это было удивительно, потому что никто этого не планировал. У нас был кадр, правда он не вошел в фильм, где Леха Штырь (герой Серебрякова, — прим.ред) умирает. Он просто в какой-то момент перестает дышать. В итоге я не оставил этого в ленте, потому что для меня это не логичная концовка для его героя. Но у Серебрякова было свое прочтение.

 

 

— А какое прочтение было у вас?

 

— Дело в том, что в жизни Чеснока не нашлась бы такая книга, прочитав которую он мог бы что-то о себе понять. Он бы не пошел к психологу, он бы сам собой заниматься не начал. С ним должно было случиться что-то кардинальное, что бы выбило его и заставило задуматься. Поэтому для меня не главное, куда в итоге поедет Чеснок. Моей целью было привести героя к возможности выбора. Буквально какое-то время назад он бы не остановился вообще. 

 

Для меня было важно, что перед ним впервые за долгое время возникли более сложные вопросы: а куда он едет? кто такой отец? кто такой он и зачем вообще он это все делает? После того, как возникли все эти вопросы, не важно, куда он поедет — обратно к отцу или к себе в город, все эти вопросы с ним останутся. Важно, что Чеснок оказался в ситуации выбора. Это и есть финал.

 

— На производство «Чеснока» Министерство культуры РФ выделило 25 млн рублей. Цензуры не  было?

 

— В моем случае была цензура сметы. Она меня ограничивала и вынуждала искать какие-то решения и выкручиваться из ситуации. Бюджет был 25 млн рублей на все производство. Мы всюду добивались каких-то скидок. На музыку — 150 000 рублей, практически вся она была бесплатной, либо за какие-то символичные деньги. А то, о чем вы спрашиваете, могу сказать, что я вообще не столкнулся с цензурой. Никто не возникал за спиной и не делал какие-то знаки, что это хорошо, а это плохо. Да и у меня история не за какой-то гранью, нет никаких политических подтекстов и тем, которые бы остро затрагивали общество. 

 

—  А продюсеры, которые ходят в Минкульт за деньгами, как себя ведут?

 

— Я чувствую, что у продюсеров, которые заходят в Минкульт или Фонд кино, и приносят оттуда деньги на фильм, их риск конвертируется в их страх. Есть ощущение присутствия у них боязни, что их там потом не погладят по головке, и на следующую картину бюджета они не получат. И то, это по моим наблюдениям не в «Чесноке», а в дальнейшей работе. Но, в этом, в принципе, тоже ничего страшного нет. Главное, чтобы не возникало самоцензуры, когда боишься острых углов, пытаешься их смягчить. 

 

Ну, и у нас существует прокатное удостоверение, которое получить достаточно непросто. Оно само по себе уже ограничивает в выборе той или иной темы, сцены. Ты не можешь позволить говорить герою нецензурными словами. Даже сцены курения. Порой, в каких-то фильмах, это необходимость, а сейчас вообще стало каким-то вызовом. Сейчас приведу пример.

 

Как оператор я сделал второй фильм, он по пьесе Германа Грекова «Кастинг». В этой истории очень много мата, который нельзя было раскрашивать мягкими ругательствами. Когда был закрытый премьерный показ этого фильма мы заметили, насколько остро публика реагирует на присутствие мата в кино — это как-будто глоток воздуха. И после этой ситуации мы поняли, что фильмы, благодаря только мату, нашей публикой уже воспринимают на ура. Такого, я считаю, быть не должно.

 

 

— Какой гонорар вы получили за фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»? 

 

— У меня была фиксированная сумма, которую я получил, когда закончил фильм. Мой гонорар в 1 миллион рублей растворился как вода в песке. Я делал кино два года. Если его (гонорар, — прим.ред) намазать на два года, получается очень тонкий слой. Я его даже не заметил. Периодически мне приходили деньги, я их тут же куда-то тратил.

 

— Не могу не спросить молодого режиссера. Ваше отношение к делу Кирилла Серебренникова?

 

— (вздыхает) Я, к сожалению, не в курсе всех подробностей этой ситуации. Но это выдающийся режиссер с мировым именем. Он так или иначе транслирует нашу культуру для зрителей других стран и создает представление о России. Не важно, нравится он кому-то или нет, он делает свое дело успешно. И этот человек сейчас сидит под домашним арестом. Я думаю, что это неправильно. Пока со стороны следствия не было ни одного заявления, которое хоть кого-то убедило, хоть кого-то заставило усомниться в его репутации. В нашей стране есть гораздо более достойные кандидаты попасть под арест. 

 

— Среди моих знакомых достаточно людей, которые не посмотрев фильм, а увидев только название, говорят: «ржачный наверно». Вы на такой эффект рассчитывали, ведь снята социальная драма? 

 

— В каком-то смысле мы на это и рассчитывали. Во-первых, не название делает фильм. Сам фильм вложил в это название уже некое прочтение. Но мы хотели, чтобы зритель погружался в эту историю про героев-подонков не через социальную драму и какие-то мрачные краски. Нашей задачей было найти контраст между этой темой и тем, как мы хотим ее рассказать. Чтобы зритель не вошел в этот мир ужаса и не сказал: «нет, у меня и так проблем выше крыши, я не хочу сидеть и мучиться еще и вместе с фильмом». 

 

И название, и те ходы, которые мы придумывали, это как-раз тот контраст, который мне кажется даже более реалистичным. Когда встречаешь этих людей на улице (таких, как герои фильма «Как Витька Чеснок…», — прим.ред), я бы не сказал, что их переклинило, они злые и у них нет ни улыбки на лице, ничего. Эти люди достаточно позитивные, и это тоже жизнь. Когда я занимался сценарием фильма про тюрьму и исследовал этот мир, я понял, что там нет какого-то мрака. Там есть «нормальная» жизнь, просто нам она кажется не нормальной. Там у людей присутствуют все эмоции, они также радуются, грустят и переживают. Просто это все погружено в более жестокие рамки.

 

— У меня, когда я досмотрела ваш фильм, остался осадок «звягинщины». Как относитесь к этому режиссеру?

 

—  Сейчас время какой-то разобщенности в нашем цеху (режиссерском, — прим.ред), все спрятались по своим углам. Мне кажется, это какой-то тупиковый путь для нашего кинематографа. Мы (режиссеры, — прим.ред) должны объединиться. А Алексей Звягинцев — человек, который в России больше всех известен как режиссер и получает успех, в том числе и на международных фестивалях. И через него другим открывается возможность найти путь для своего кино. Что касается личного отношения к Звягинцеву, мне не хочется заниматься критикой. Пусть этим занимаются киноведы.

 

 

—  Давайте вернемся к вашему фильму-дебюту. Он про то, что 90-е возвращаются. Они, все-таки, возвращаются или на самом деле просто никуда не уходили?

 

— Я думаю, что возвращаются. Даже на примере своего родного города (Ханы-Мансийск, — прим.ред). У нас били стеклянные автобусные остановки. Политика у властей была такая: разбивают, но все равно ставим. И в какой-то момент их просто перестали бить. Я замечал изменения даже по своим одноклассникам. Ребята, которые были гоповатыми, такие пацаны с понятиями, стали нормальными, социализировались. Чувствовалась  тенденция к переменам. Речь сейчас о 2000-х. А начиная с 2010 появилось ощущение, что все развернулось в обратную сторону, остановки снова начали бить. Они могли бы исчезнуть (90-е, —прим.ред), но на самом деле мы повернулись обратно.

 

— В кинокартине много рэпа. До работы над «Чесноком» вы слушали такую музыку?

 

— Очень редко и мало, а русский вообще не слушал.  Даже не знал, что он стал настолько самостоятельным, самобытным. Мне казалось, что русские ребята просто решили поиграть в крутых рэперов. А потом я открыл для себя Хаски. В плане текста это очень сильный автор. Отдельно запомнилась группа «Красное дерево». Я переслушал море рэпа. Это было крутое погружение со всеми плюсами и минусами. С некоторыми рэперами стали хорошими приятелями и надеюсь, что с Хаски мы снимем клип. В общем, много планов на будущее.

 

 

Просмотров: 4798

Автор: Дарья Александрович

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...
комментариев
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook

Студентка Виктория Макарова

«Не люблю уральскую осень. Мне надо больше тепла и солнышка»

среда, 19 сентября

Сегодня

+15
+15
+22
+22
Днем
+14
+14
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 19:57

«Думаю, быстро примем его в партию». Основной кандидат на пост главы Екатеринбурга Высокинский стал сторонником «Единой России»

Избирать главу города будут депутаты, большинство мандатов в ЕГД у членов ЕР.

Вчера в 18:01

На Уктусе мужчина получил серьезные увечья после взрыва в страйкбольном клубе

Полиция уже проводит проверку по факту случившегося.

Вчера в 17:50

В Екатеринбурге пройдет первый и единственный Международный музыкальный фестиваль, объединяющий звёзд разных поколений

Музыкальный праздник всех поколений «Легенды Ретро FM» состоится 9 ноября в КРК «УРАЛЕЦ»

Вчера в 17:41

Пожарным потребовалось почти четыре часа на тушение огромной «заброшки» в Новоуральске

Сейчас огнеборцы проводят проливку и разборку сгоревших конструкций.

Вчера в 16:59

В центре Екатеринбурга вырастет старший брат ЖК «Макаровский» с видом на парусные регаты

УГМК презентовала сегодня проект микрорайона «Нагорный».