Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок

Обсуждаем плюсы и минусы «ЭРЫ-ГЛОНАСС».

Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок - Фото 1
Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок

С 1 января в России в силу вступил новый закон, делающий систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» обязательной для установки во все новые автомобили. По задумке авторов закона, это нововведение поможет спасать больше жизней в авариях на дорогах, но многие эксперты не верят, что эта система принесет ощутимую пользу и уверены, что «ЭРА-ГЛОНАСС» нанесет большой вред для жизнеспособности и вариативности российского авторынка.

 

С этим нововведением наша страна живет уже больше месяца. Корреспондент JustMedia.Ru решил пообщаться с экспертами и участника уральского авторынка и выяснить, как рынок изменился с 1 января и что его ждет в будущем. Приятного чтения.

 

Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок - Фото 2

 

Для начала читателям, которые не следили за новостями об «ЭРА-ГЛОНАСС» важно понять, как работает новая система. В прибор, который теперь устанавливают в автомобили, входит три основных компонента: датчик «ГЛОНАСС», сим-карта и кнопка экстренного вызова, которую размещают в салоне автомобиля. Включается датчик только в момент ДТП – постоянная работа прибора обходилась бы слишком дорого, поэтому миф о том, что это «еще один способ следить за нами» можно отвергнуть сразу же. Но даже в таком принципе работы есть ощутимые подводные камни.

 

«Аварийная система «Глонасс» не будет эффективно работать, – утверждает председатель свердловского комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов. – Экстренный сигнал передается по каналам GSM, а в нашей стране еще далеко не везде еще есть идеальная мобильная связь. То есть, если автомобиль попадет в аварию там, где нет связи или она низкого качества – сигнал уйдет в никуда».

 

И уже здесь возникает первый большой вопрос к необходимости и, главное, готовности России ко внедрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Главное обоснование авторов проекта – то, что эта технология позволит оперативнее выезжать спецслужбам на место аварии и, благодаря этому, спасать больше людей. Но как раз в ситуациях, когда ДТП случается на не слишком популярных дорогах, где плохая мобильная связь, система может и не сработать. А на дорогах с плотным траффиком спецслужбы, как правило, и так приезжают оперативно – их вызывают очевидцы.

 

Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок - Фото 3

 

Впрочем, полезность этой системы далеко не единственный фактор, который вызывает серьезные вопросы у экспертов авторынка. Многих беспокоит тот факт, что в долгосрочной перспективе «ЭРА-ГЛОНАСС» сможет оказать негативное влияние на российский рынок в целом. Например, по мнению экспертов, то, что за «черные ящики» будет платить именно покупатель – несколько нечестно.

 

«Есть закон о правах потребителя, который говорит – «ребят, нельзя конкретный коммерческий продукт навязывать людям», – считает шоумен, ведущий и автоэксперт Александр Морозов. – Сравним, например, с полисом ОСАГО – это универсальный полис государственного образца, который выдается в разных страховых компаниях. А в случае с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» зарабатывать будет конкретная коммерческая компания. А это уже нарушение прав потребителя».

 

Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок - Фото 4

 

Автопроизводителям установка такого прибора обойдется в 35-40 тысяч рублей, что и станет примерной ценой роста цен на автомобили после установки прибора «ЭРА-ГЛОНАСС». Это не опечатка! Самый интересный факт заключается в том, что, хоть закон и ввели еще с 1 января, сейчас найти на рынке автомобиль 2017 года с этой системой достаточно тяжело. Сотрудник одного из уральских автосалонов, по понятным причинам попросивший остаться неизвестным, объяснил почему.

 

«На самом деле, в этом законе есть множество лазеек. Во-первых, важно, когда сертифицировали машину. Есть такой документ «Одобрение типа транспортного средства». Поэтому если автомобиль сертифицировали в 2016 году, согласно этому документу, на него можно не ставить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». А таких машин у нас было сертифицировано заранее достаточно», – рассказывает Николай (имя изменено).

 

Впрочем, рано или поздно такие автомобили закончатся, но и на этот случай у автопроизводителей и продавцов есть задумки.

 

«Все идет к тому, что стационарно «ЭРА-ГЛОНАСС» будет установлена только в дорогих машинах, – продолжает Николай. – В самых популярных бюджетных моделях ее, судя по всему, будут включать в дополнительные опции. А в базовой версии для красивого ценника ее может и не быть».

 

Несмотря на это, часть концернов, производящих элитные автомобили, планируют сокращать свои модельные ряды в России, потому что подстраивать производство своих машин под наш рынок им теперь просто невыгодно. Например, Audi об этом заявила уже официально. К тому же, в Европе аналогичная система экстренного реагирования станет обязательной лишь через год, и даже при этом актуален вопрос, будут ли европейские приборы работать на территории России под сетью «ГЛОНАСС».

 

Лазейки, рост цен и нарушение прав потребителя. Уральские автоэксперты – о том, как закон о «черных ящиках» меняет российский авторынок - Фото 5

 

Также внедрение «черных ящиков» похоже, окончательно убьет возможность самостоятельного ввоза россиянами автомобилей из-за границы. Такой способ покупки машин очень популярен, например, на Дальнем Востоке, где автомобили привозят из соседней Японии.

 

«Фактически, теперь такой автомобиль ввезти законными способами нереально по двум причинам – его невозможно будет сертифицировать на территории России, и, как следствие, – получить паспорт транспортного средства», – объясняет Максим Едрышов.

 

Напомним, впервые о системе «ЭРА-ГЛОНАСС» всерьез заговорили еще в 2010 году. Тогда Владимир Путин предложил оснастить «черными ящиками» все автомобили уже с 2012 года. Эта инициатива была встречена положительно, но в итоге сроки внедрения системы несколько раз переносились, и было решено вводить ее постепенно. Важным этапом стал 2016 год, когда «ЭРА-ГЛОНАСС» в обязательном порядке была установлена во все автобусы и троллейбусы, а также во многие грузовые машины.

Просмотров: 5936

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером