Универсальные магазины. Борьба за формат превращается в борьбу за статус

Способен ли Екатеринбург выйти на формат универмагов. Комментарии экспертов.

Универсальные магазины. Борьба за формат превращается в борьбу за статус - Фото 1

Универмаг. Слово, которое не имеет синонимов и обозначает лишь одно - универсальный магазин. По сути, понятие простое и не требует объяснений: в торговом зале просто должно продаваться практически ВСЕ. Однако, определение этого формата для ритейлеров обрастает множеством мелочей и нюансов, соблюдать которые получается не всегда. Как обстоят дела с "форматированием" в Екатеринбурге и что по этому поводу думают специалисты - в материале JustMedia.


До неба пока не дотянулись


В феврале этого года в Екатеринбурге должна была пройти беспрецедентная премьера: жителям столицы Урала хотели представить новый для города формат магазина - универмаг. По месторасположению объект должен находиться на пересечении улиц Розы Люксембург-Народной воли. Nebo - именно так должен был называться инновационный проект - планировал занять 6 из 8 этажей строящегося здания. На защите его концепции в ноябре 2006 года директор проекта Ирина Ямаева пообещала возродить главный принцип формата - поэтажную специализацию. Распределение по товарным группам было представлено следующее: цоколь - паб, 1 этаж - парфюмерия-косметика, 2 и 3 этажи - мужская и женская одежда соответственно, 4 - верхняя одежда. Тех, кто добрался бы до верхних этажей, ждали спорттовары, молодежная одежда и товары для детей. Идея и принцип их торговли обладали теми необходимыми качествами для очередного торгового центра, так что проблем с арендаторами быть не должно. К тому же, посыл "уголок Европы на Урале" должен был привлечь насытившихся предложениями продавцов. Да и перспективы, при соблюдении формата, были заоблачными.

Тем не менее, к маю о проекте успели забыть. Причем не только жители города, немного посвященные в планы застроек ТЦ, но и даже власти. Как рассказала JustMedia министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева, Nebo действительно рассматривался как перспективный проект с солидными инвестициями. "Я только "за" введение новых форматов и улучшения качества торговли в нашей области. Ведь сейчас единственный классический универмаг - это "Пассаж". Но складывается такое впечатление, что руководители проекта пропали с поля нашего зрения: от них давно ничего не слышно", - отметила Вера Петровна.

Тем не менее, как стало известно JustMedia, руководство Nebo все-таки открывает свой объект в заявленном формате, но не ранее чем в сентябре. Как рассказала нашему корреспонденту Ирина Ямаева, на данный момент заканчиваются отделочные работы. В середине июня начнутся пост-строительные - клининг объекта и обустройство парковки. Предварительная дата открытия - 25 августа. Однако, договора даже с якорными арендаторами до сих пор находятся на стадии подписания. Многие все-таки боятся нового для ритейлеров формата: продавать на одном торговом пространстве.

"Могу сказать, что перегородок между арендаторами точно не будет. Вся поэтажность сохранилась с незначительными корректировками. Вопрос с едиными рассчетно-кассовыми узлами так и не решили: они будут индивидуальны для каждого арендатора. По большей части проблема возникла из-за налоговой инспекции", - отметила г-жа Ямаева.


Быть или не быть: мнения экспертов


В целом, с учетом всех факторов, Nebo вполне мог бы стать первой ласточкой среди универмагов в Екатеринбурге. Однако, мнения экспертов и участников рынка однозначны: город еще не готов и ритейлеры не смогут выстроить торговый объект, полностью соответствующий формату. Так, по мнению директора консалтинговой фирмы "Урал-Гермес" Александра Засухина, поэтажная специализация - далеко не самый главный фактор в определении формата универмага. В пример он привел ТЦ "Успенский", который уже много лет работает "поэтажно", но универмагом себя не называет.

Как рассказал JustMedia гендиректор ТЦ "Успенский" Леонид Базеров, формат универмага имеет огромное преимущество, и, даже он сам, мечтал бы построить такой объект. В России универсальные магазины обязательно появятся, но, к сожалению, это возможно только через десятки лет. Между тем, это, действительно, выгодно. К примеру, в "Успенском" 150 магазинов, 200 касс, а в универмаге было бы всего 30-40. Чиcло продавцов и другого персонала сократилось бы вчетверо. Значительно упрощается для покупателей проблема выбора нужного товара, т.к. нет необходимости заходить в десятки магазинов. Но главное преимущество универмага – это более рациональное использование торговых площадей - отмечает г-н Базеров.

По его словам, пока в России, не говоря уже об отдельно взятом Екатеринбурге, будут создаваться только подобия универмагов и частично копирующие их формат бутики. Так, один из арендаторов "Успенского" - "Снежная королева" - провел небольшую реконцепцию. Магазин, изначально занимающийся продажей верхней одежды, включил в свой ассортимент летние вещи, аксессуары, джинсовую линию. Но, по мнению Леонида Сергеевича, это хороший ход, который хорошо скажется на посещаемости и, как следствие, на продажах.

В действительности, хоть Екатеринбург и бьет рекорды по строительству торговых площадей, конкуренции, как таковой, еще нет. Пока вопрос в арендаторах, а не в формате: за определенной маркой потребитель готов ехать даже на другой конец города. "Понятие конкуренции между торговыми центрами еще только начинает появляться. В будущем успешными объектами будут только те, у которых есть грамотная концепция и отличие от всех остальных", - отметил г-н Засухин.

Получается, что в будущем каждый крупный торговый объект должен обладать своей "изюминкой": это может быть определенный пул арендаторов, идеальное месторасположение, наличие развлекательного сектора и многое другое. Но ввод новых форматов, на данный момент, сложен для восприятия потребителем. Так что насколько близко это самое будущее - пока неясно.

"До универмагов нам еще как до неба. Взять хотя бы лондонский "Harrods" и парижский "Gallerie Lafayette". Думаю, что подобные объекты реальны только в Москве, и то очень нескоро. Хотя, люди там более демократичны и легче воспринимают новаторства", - отмечает г-н Базеров.


В целом, можно сказать, что для каждого нового принципа торговли всегда есть свое время. Так, в определенный момент Россия стала готова к крупным торговым центрам, которые по прошествии времени стали обзаводиться развлекательными секторами и вторыми очередями. Потребитель готов покупать, и становится предельно ясно: он будет делать это там, где удобно, а не там, где самые низкие цены. Пока же остается надеяться, что все новое, по сути, хорошо забытое старое, будет восприниматься покупателем как еще один способ хорошо провести время и остаться довольным. А когда к новаторствам станут готовы сами ритейлеры - уже другой вопрос.

Просмотров: 1957

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером