Из Сибири с любовью II. Рекорды КраЗА, Енисей и командор Рязанов

Как нас встречал Красноярск.

…Оценить кухню «Яхонта» мне не удалось – завтрак я проспал. Сбор был на крыльце, где сотрудница пресс-службы Красноярского алюминиевого завода Ольга сообщила нам, что на весь день до нашего убытия в Абакан она становится нашим гидом. Нам предстояло посмотреть предприятие, ряд социальных объектов, а если повезет, то и немного сам Красноярск. Мы погрузились в автобус и покатили к месту нашей работы – на КрАЗ.


Ничего не скажешь, предприятие большое. Конечно, нас, свердловчан большими заводами не удивишь, у нас есть свои промышленные гиганты – Уралмаш, завод им. Калинина, ВСМПО, но, от того же Уралмаша почти ничего не осталось, кроме огромных площадей. Панорама Красноярского завода впечатляет – две большие аллеи, даже нет, это настоящие улицы, каждая протяженностью 3 километра. Как и на обычной проезжей части, по всей территории завода установлены знаки дорожного движения, активно снует транспорт и спецтехника. В разгар рабочего дня людей почти не видно – все заняты производством. Кстати, на КрАЗе трудится порядка 5 тыс. человек, средняя заработная плата составляет 23 тыс. 700 рублей. По красноярским меркам это весьма неплохо.


На заводе, который был пущен еще в 1964 году, по современным меркам «неплохо» все. Начиная от продуманной организации производства, заканчивая вопросами экологической безопасности и социальной политики. Кстати, несведущим людям это покажется невероятно, но если над заводскими трубами нет дыма, значит, что это замечательное и безопасное в экологическом отношении предприятие. Спросите почему? На этот же вопрос нам ответил директор по модернизации КрАЗа Константин Стеблин. «Если раньше, чтобы показать мощь производства, достаточно было увидеть мощно дымящие трубы, то теперь для современного производства это будет худшей визитной карточкой. Наши трубы не дымят, так как на них установлены современные системы сухой газоочистки», - рассказал он.


Модернизация КрАЗа началась в 2004 году и с этого времени на предприятии произошли большие перемены. Стоимость их велика – 340 млн. долларов, но и результат налицо: уже запущено 14 сухих газоочисток, в перспективе пуск еще пяти. Таким образом, последние трубы КрАЗа перестанут «дымить» уже к следующему году. Кстати, системы, которые ставятся сейчас, разрабатывают норвежцы.


Теперь немного о пресловутых чулках, о которых было сказано выше. Это не что иное, как фильтры, которые проходят по центральному коллектору сухой очистки. Всего их 400, стоимость одного - 75 евро, а продолжительность работы – 4-6 лет. Однако можно убедиться, что колоссальные затраты того стоят. И в первую очередь в этом уверены жители Красноярска, для которых, собственно, все это и делается. В тоже время экологические достижения КрАЗа признаны и ведущими экспертами. Так, в 2006 году года предприятие было признано соответствующим новой версии международного стандарта ISO 14001:2004.


Несколько слов надо сказать о литейном производстве КрАЗа, литейный агрегат которого выдал самый большой алюминиевый слиток в мире. Его длина достигает 11,5 м, вес – 34 тонны. По словам директора по литейному производству «РУСАЛ Красноярск» Юрия Астахова, уже направлена заявка для включения этого металлургического рекорда в книгу Гинесса. Кроме того, после окончания реконструкции литейного производства на КрАЗе был запущен новый комплекс по производству баночных сплавов. К концу 2007 года комплекс должен выдать 100 тысяч тонн этих сплавов.


После осмотра предприятия, у нас появилось немного времени посмотреть на сам Красноярск. Погода была просто изумительная. Нас повезли, пожалуй, к самой известной достопримечательности Красноярска – часовне. Эту небольшую башенку знает любой взрослый житель России – она изображена на десятирублевой купюре. У ее подножия открывается изумительный вид на город – стадион с огромной символикой РЖД, железнодорожный вокзал, мрачный долгострой, который хотят превратить в современный отель. На другом берегу Енисея виден известный заповедник Столбы. Старая часовня является культовым местом – к ней приезжают все молодожены. За время нашего присутствия часовню посетили не менее десяти-пятнадцати молодых пар. Именно здесь бросилось в глаза одно из главных отличий сибиряков от уральцев – у них душа шире. Несмотря на то, что смотровая площадка была переполнена невестами, никто из них не окидывал конкуренток недобрыми взглядами. Создавалось впечатление, что это не десять свадеб, а одна большая, общая. Эту разницу сразу заметили наши девушки: «Ну, надо же, а наши бы невесты и рядом друг с другом стоять не стали».


Вообще сам город производит очень милое впечатление. Если слово «формат» в данном случае применимо, то вот по формату Красноярск разительно отличается от Екатеринбурга. Как кто-то метко подметил, Красноярск, город не для «зарабатывания денег». Как мы поняли, основным мотивом благоустройства города по мысли сибиряков является культивирование любви к своему краю. Принцип, по которому возводятся местные достопримечательности, сперва может вызвать некоторую иронию. «У нас есть Триумфальная арка, почти как в Париже, свой «Биг-бен» у горадминистрации, краеведческий музей в египетском стиле», - рассказывала нам экскурсовод.


Не спорим, та же триумфальная арка может смотреться немного неестественно, маленький «Биг-бен» немного наивно, но эти милые несуразности перекрываются главным: красноярцы по-настоящему любят свой город и стремятся его сделать еще лучше. Лучше для себя, а не для пресловутых «инвесторов». А потому Красноярск утопает в зелени, которой так не хватает Екатеринбургу. Например, мы видели семью огромных черепах в городском парке – она были сделана из какого-то кустарника, а в других районах города можно наткнуться на семьи зеленых лосей, медведей, петухов и другую живность. Возможно, это мелочи, но за ними стоит главное – любовь жителей к своему общему дому, городу в котором они живут. Стали мы и свидетелями создания памятника известному по рок опере «Юнона и Авось» командору Рязанову, который в действительной жизни умер в Краснодаре. Правда, на момент нашего путешествия у каменного командора еще отсутствовала голова… Кстати, проблемы грязи на улицах в Красноярске не стоит. Как нам рассказала Ольга, мэр Петр Пимашков уделяет этому вопросу особое внимание, за что, кстати, весьма популярен у горожан. Грязь вычищается из самых отдаленных уголков Красноярска. Результаты этой борьбы мы видели своими глазами – мусора не было.


Перед отъездом мы душевно посидели в одном из известных местных ресторанов. Дабы читатели нас не упрекнули в продвижении чьей-то марки, называть это довольно милое местечко мы не будет. Правда, если этот материал прочтут сами красноярцы, они, возможно, поймут о каком заведении идет речь. Дело в том, что в один из прошлых «дней дурака» (1 апреля) там якобы отдыхал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Надо сказать, что гостями заведения в тот вечер была одна из местных команда КВН. В самый разгар веселья в помещение ввалились вооруженные сотрудники ОМОН и повязали сотрудников «Клуба веселых и находчивых» прямо на глазах главы региона. Естественно, тут же вскрылось, что все произошедшее первоапрельский розыгрыш. Не знаю, реальна ли эта история, но выглядит она красиво.


Жаль, что все хорошее кончается быстро – этим же вечером нам надо было уезжать в Абакан. Нас ждали Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также младший «брат» уральского Михалюма - Саянал, также входящий в Упаковочный дивизион РУСАЛа. Кстати, перед отъездом в Хакасию мы получили еще одно сильное впечатление: железнодорожный вокзал Красноярска поражает своей красотой. Площадь перед ним вымощена камнем, в ее центре установлена небольшая стела со львом, кругом расположены фонтаны. Чем-то площадь может напомнить наш «Арбат» на улице Вайнера. Но, во-первых, она гораздо более к месту – все-таки вокзал это лицо города, во-вторых, вокзал примечателен не только площадью, но и современными терминалами. Екатеринбургский вокзал, к сожалению, похвастаться такими достижениями не может. По сравнению с Красноярским, он похож на грязную площадь перед каким-то рынком. Высящийся же посреди нее замечательный памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу, стоящий посреди неразвитой инфраструктуры, производит впечатление вокзала какого-то полувоенного времени.


В Хакасию отправлялись с добрыми мыслями. Мы были рады, что познакомились со славными людьми, были рады, что нас по-доброму встретили. Словно американцы мы избавились от главного стереотипа – оказалось, что сибиряки это не мрачные бородачи, а душевные и улыбчивые люди. Главным было то, что они оказались очень похожи на нас, уральцев, правда, в отличие от нас готовы раскрыть дружеские объятия первыми. Великодушие и гостеприимство наших сибирских друзей по глубине и ширине можно сравнить с красавцем Енисеем, который на всех нас произвел неизгладимое впечатлением. И точно так же, как могучая сибирская река, даже в самую лютую стужу, душа сибиряков никогда не покрывается льдом. По крайней мере, нам так показалось.


Александр РОДИОНОВ


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Просмотров: 1831

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Анна Русских, студентка:

«Если погода вас не радует, то закройте глаза и представьте себя на Соррентийском побережье»

вторник, 02 июня

Сегодня

+17
+17
+19
+19
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 16:19

Власти Екатеринбурга сделают современными 90 городских остановок

10 из них появятся на местах, где ничего, кроме знака нет.

Сегодня в 15:37

Куйвашев принял участие в заседании правительственной комиссии под руководством главы МЧС Евгения Зиничева

Власти обсудили подготовку к детской оздоровительной кампании и готовность систем оповещения.

Сегодня в 15:12

Половина заведений общепита не откроется после снятия ограничительных мер

Этому помешают новые требования Роспотребнадзора и общая экономическая ситуация.

Сегодня в 15:10

ЦВО продезинфицировали свердловскую областную больницу, где была вспышка коронавируса

За весь эпиднеблагополучный период в СОКБ №1 выявлено 56 случаев заноса инфекции.

Сегодня в 14:31

«Молча предотвращаем заражение». Метрополитены Мехико проводят кампанию по борьбе с коронавирусом

Пассажиры метро Мехико были призваны не разговаривать на протяжении всей поездки для борьбы с распространением COVID-19.