Как корреспондент JustMedia побывал под землей на глубине 1000 метров. Репортаж с бокситового рудника.
СУБР занял достойное место в структуре Объединенной компании «Российский алюминий». В этом четко убежден управляющий директор предприятия Виктор Радько. Он с задором уверенного в будущем человека смотрит на нас, журналистов, и спрашивает, ну что, все посмотрели, как впечатления? Впечатлений, правда, масса. Первое – это, конечно, километровая глубина шахты, красный боксит о котором все много слышали, но большинство никогда не видели, вагонетка «Север» и стометровые вышки – копры шахт. Все это расположено в 500 километрах от Екатеринбурга, в местах, где стоят белые ночи, высятся Три брата и церковь Петра и Павла.
Бокситы. Это алюминиевая руда, которая дала жизнь целому предприятию, а затем и городу - нынешнему Североуральску. Даже не верится, что через два года СУБР отпразднует свое 75-летие - настолько у руководства и коллектива много планов. Здесь стремятся предусмотреть практически все – от желудка человека, до его работы в забое, а потом выходного досуга. Так повелось издавна, потому как профессия сложная – горняцкая. В кабинете Виктора Радько все соответствует этой профессии. Большой стол для совещаний и исключительный порядок. И еще схема бокситовых рудников. Разговор продолжается. «СУБР – основа алюминиевой промышленности России. Если бы в свое время не было СУБРа, не было бы и УАЗа, БАЗа, глинозема и всего остального. Даже спустя 75 лет он является надежной сырьевой базой для России», - говорит директор.
И действительно, до недавнего времени «Севуралбокситруда» давала стране до 70% «крылатой руды». С началом разработки открытых месторождений руды, например, Тиманского в Республике Коми, на СУБРе добывается 60% всех российский бокситов. Ничего не скажешь – ответственность большая, и после вхождения в состав крупнейшего производителя алюминия – Объединенной компании «Российский алюминий» руководство предприятия ставит еще более амбициозные задачи.
В первую очередь они связаны с дальнейшим развитием сырьевой базы, внедрением новых технологий добычи бокситов подземным способом. В этом, кстати, уникальность СУБРа – больше нигде в мире для алюминия не добывают сырье из-под земли. Только в Североуральске.
Примерно в получасе езды от города установлен временный копер новой шахты – Черемуховской-Глубокой. Строительство шахты начиналось еще в 80-хх годах прошлого века, но было законсервировано. Сейчас, в условиях экономической стабильности предприятия эта площадка пришлась как нельзя более кстати. В условиях роста объемов производства алюминиевой отрасли, новое сырье для производства металла как нельзя кстати. Кстати, что касается запасов бокситов в Североуральске. По оценкам специалистов руды здесь хватит еще на сотни лет вперед, во многом по этой причине на СУБРе так уверены в будущих успехах.
По словам директора по капитальному строительству и реконструкции СУБРа Александра Сафонова, шахта Черемуховская-Глубокая будет экономичным и принципиально новым способом добычи сырья. Здесь будет целиком осуществляться подъем людей, необходимого оборудования и собственно, руды. Проектная мощность шахты составляет 1 млн. 400 тонн бокситов в год. Пуск намечен на 2012 год.
За последние годы на СУБРе было введено несколько крупных объектов, таких как десятый-бис шахты Черемуховская в 2005 году, Тошимский бокситовый карьер. В 2005 году запустили Ново-Кальинскую шахту, а в декабре 2006-го – шахту «Красная шапочка».
Кстати, что касается запасов бокситов, то Виктор Радько по этому поводу рассуждает так: «Конечно, можно дойти и до середины Земного шара; залежи боксита есть и на глубине 2,5 км. Главное, чтобы сырье не потеряло своей конкурентоспособности. А между тем североуральские бокситы по праву считаются самыми лучшими в мире. Повезло, так повезло. Дело в том, что глинозема в них содержится до 50%, тогда как в бокситах, добываемых на других месторождения, его значительно меньше.
Что касается простых шахтеров, то и у них есть повод для радости. На СУБР закуплена партия современных канадских перфораторов, так необходимых для дальнейшей работы в забое. По словам главного инженера шахты «Кальнинская» Цветкова, канадские перфораторы в работе удобней отечественных. Для наглядности он приводит сравнение между отечественным автомобилем и иномаркой. У массивного KANU синего цвета не в пример удобней управление – необходимые кнопки расположены на одной рукоятке вместо двух, с их помощью можно одновременно управлять подачей воздуха и воды. Он эргономичней и легче на шесть килограмм.
В мире есть лишь два предприятия, где бокситы добывают подземным способом – СУБР и в Греция, хотя и там разработку нельзя назвать подземной в прямом понимании этого слова – сырье добывается в горе и спускается вниз по желобу. Миссия у североуральского предприятия одна, говорит Виктор Васильевич Радько, сберечь и приумножить то, что было создано предыдущими поколениями горняков, развить дальше наследство этого героического труда. «В мире мы единственные», - улыбаясь, говорит нам напоследок директор.
Александр РОДИОНОВ
Просмотров: 5047