Александр Меренков: «Тем, кто пытается нас купить, я рассказываю анекдот про двух эстонцев, которые хотят в публичном доме получить удовольствие за три рубля»

Интервью с генеральным директором крупнейшей региональной страховой компании «Северная Казна» об итогах года, покупке «Гаммы», реформе ОСАГО, попытках крупнейших страховщиков поглотить компанию и многом другом.

Александр Меренков: «Тем, кто пытается нас купить, я рассказываю анекдот про двух эстонцев, которые хотят в публичном доме получить удовольствие за три рубля» - Фото 1
Александр Меренков – генеральный директор СК «Северная Казна», победитель премии «Золотая Саламандра» как лучший руководитель России в сфере страхования и просто известная и интересная личность. В прошлом подающий надежды хирург, а ныне – один из топовых менеджеров страхового рынка, рассказывает о слиянии с «Гаммой», судьбе страхования в России и попытках федеральных игроков купить его «задешево». Как прошел год для крупнейшей страховой компании, какие новинки получат клиенты в юбилейном для «Северной Казны» 2008 году и что будет с автогражданкой – об этом в интервью JustMedia.
 

– Как вы оцениваете прошедший год для «Северной Казны», каких результатов ожидали, какие есть в реальности? Что изменилось по сравнению с прошлым годом в работе компании и вообще на страховом рынке?

– Если брать по динамике роста, то в этом году сложилась очень интересная тенденция. Если в прошлые годы, а особенно в 2003-2004 году, мы делали упор на автогражданку, то к 2006 году стало понятно, что этот сегмент достаточно проблемный и, по большому счету, убыточный. В этом году мы переориентировались на добровольные виды страхования. Если по ОСАГО прирост около 1%, то по добровольному страхованию он составляет порядка 45%. Соответственно, произошло смещение с обязательного страхования на добровольное, а именно – на добровольное страхование транспорта, здоровья и имущества. В последние месяцы активно начала продаваться добровольная автогражданка, то есть расширение ответственности до 1 млн. руб. Если по ОСАГО выплаты пострадавшим составляют 160 тыс. рублей, то по этому полису они доходят до миллиона. Вообще, нормальный водитель имеет три полиса: КАСКО, ОСАГО и добровольную автогражданку. А если владелец совсем продвинутый, то у него есть и четвертый полис, по которому застрахована его жизнь, а не только автомобиль. Также хорошо пошло страхование малого и среднего бизнеса, предприниматели активно начали покупать гарантии для сохранения своего имущества. В целом картина оптимистичная. Выплаты возросли по добровольным видам на 20% при общем росте премий в 45%. До этого цифры по выплатам были порядка 50%.

Кроме того, мы открыли дополнительные офисы в Магнитогорске, Челябинске, Перми и Санкт-Петербурге. Итого мы сейчас представлены в шести регионах страны. Поэтому меня всегда забавляет вопрос: «Как вы будете конкурировать с федеральными компаниями?». Мы итак являемся компанией, которая из региона вышла на федеральный уровень.

– Какие новинки в этом году запустила «Северная Казна», появятся ли новые страховые продукты в следующем году?

– Мы упростили процедуры выплат, а именно запустили Интернет-сервис, через который человек может подать заявление на выплату премии и не утруждать себя поездкой к агенту. Сейчас заканчивается создание интернет-магазина, где можно будет, не выходя из дома, купить себе страховой полис. Он будет запущен в начале 2008 года. Мы меняем свой фирменный стиль, проводим так называемый рестайлинг. Оставляем фирменные цвета, но модернизируем логотип, делаем его более информативным и современным.

В следующем году «Северной Казне» исполнится 15 лет. Сейчас мы готовим план мероприятий по юбилейному году. Мы не собираемся устраивать какие-то грандиозные распродажи, привлекать большими скидками. Мы всегда брали качеством обслуживания, сервиса, выплат. Скорее всего, для клиентов будут введены новые услуги, облегчающие общение со страховой компанией за те же деньги.       

Какие прогнозы уже сейчас можно сделать по реформе? К чему приведут новые поправки, ведь теперь ОСАГО станет еще более убыточным для страховщиков? Уже сейчас больше 10 компаний собираются добровольно лишиться лицензий на автогражданку, потому что для них этот бизнес станет еще убыточнее…

– По ОСАГО было понятно, что поправки в закон пройдут. Я сам являюсь заместителем председателя комитета по европротоколу, который эти поправки разрабатывал. То есть было понятно, что все то, что улучшает жизнь автомобилистов и пострадавших, будет принято. Мой прогноз, что на следующий год убыточность ОСАГО увеличится на 50-55% плюсом к сегодняшней. Это приведет к тому, что страховщики откажутся от обязательного страхования гражданской ответственности сначала в маленьких городах и сельской местности, затем в районных центрах, где коэффициент несколько выше. А затем ОСАГО прекратят заниматься и в региональных столицах. Работать можно будет только в Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, поправки облегчат жизнь автовладельцам. Собственно, эти популистские шаги были предприняты перед выборами и встретили одобрение в народе. Но вот о страховщиках и последствиях реформы никто не подумал. В конечном итоге, мы просто можем остаться без ОСАГО, как, например, в странах Восточной Европы, когда популизм привел к тому, что страховщики отказались заниматься этим видом деятельности. У государства есть два варианта: первое – это оставить ОСАГО коммерческим видом страхования и увеличить тарифы по регионам, чтобы это было не так убыточно, второе – это создать государственный орган под автогражданку, который будет финансироваться из федерального бюджета.

Но ведь в Западной Европе такая система автогражданки давно работает. Почему в России с ней возникнут проблемы?

– Мы вводим так называемую «систему европейского протокола», которая не будет работать у нас, как в Европе, потому что у нас совсем другая культура вождения, количество аварий несопоставимо с количеством ДТП в Европе. Да и стоимость полиса там гораздо выше, чем в России. Но, безусловно, поправки сделают рынок более цивилизованным. Раньше наши клиенты говорили: «Ребята, а в чем смысл к вам идти, мы все равно будем получать выплаты после ДТП в компании «рога и копыта», где нет никакого сервиса». Сейчас мы выиграем, потому что система прямого регулирования, принятая законом, предполагает, что выплаты пострадавшему будет производить его страховая компания, а, значит, к нам придет еще больше клиентов. Если культура вождения российских автомобилистов станет выше и количество ДТП сократится, то европротокол заработает и у нас.

А что происходит с добровольным страхованием транспорта? Какая динамика прослеживается по КАСКО по сравнению с 2006-2007 годом?

– Безусловно, доля страхующихся добровольно год от года растет. Автомобиль для русского – это не просто средство передвижения, а любимая женщина для мужчины и лучшая подруга для девушки. Поэтому царапина на лице любимой машины для владельца – это просто кошмар. Свои деньги за ремонт отдавать жалко, поэтому страхуются с каждым годом все больше.

Давайте перейдем к другому актуальному вопросу – покупке «Гаммы». Общественность долго обсуждала, кому достанется эта компания, долго гадали, кто стал покупателем. Когда о сделке стало известно, эксперты много рассуждали о ее рентабельности. Как вы сами оцениваете приобретение, есть ли уже результаты слияния? И когда вы планируете окончательно завершить процесс присоединения, ведь сделка произошла еще в конце лета?

– Как ни странно, окончание слияния мы планируем на 29 декабря. Присоединить компанию мы намеревались еще в октябре. Но бумажная работа и оформление документов отняли слишком много времени. Поэтому завершение слияния отодвинулось на 1,5 месяца.

Оценивать результаты покупки я пока не готов. Делать итоги о подобных приобретениях можно будет лишь через год. Пока могу сказать, что с имиджевой точки зрения мы получили отдачу. Естественно, увеличилась прибыль, так как вместе с «Гаммой» к нам перешли ее клиенты. Мы увеличили количество наших филиалов и расширили географию продаж в тех регионах, где нас не было, в частности, в городах Миасс, Златоуст, Березовский. Также усилили количественно наши филиалы в Новоуральске, Челябинске, Нижнем-Тагиле. 

Есть ли минусы приобретения, какие надежды не оправдала газпромовская «дочка»?

– Я был разочарован кадровым составом, доставшимся мне в наследство. К тому времени, когда сделка состоялась, хорошие менеджеры ушли в другие структуры. А те, которые остались, не соответствуют нашим стандартам. За те полгода, что «Гамма» была в подвешенном состоянии и не имела жесткого руководства, коллектив расслабился и стал вести себя неадекватно, в некоторых случаях даже пытался подворовывать. Мои ожидания, что мы пополним наш штат квалифицированными сотрудниками, не оправдались. Всем работникам «Гаммы» было предложено повысить квалификацию за счет страховой компании, но на это согласились единицы. Я вынужден заставлять людей зарабатывать деньги, сами они этого делать не хотят. Я сделал все для того, чтобы штат «Гаммы» сохранился, они же приняли решение, что им такая работе не подходит. 

В связи с развитием и укрупнение, какие дополнительные виды страхования вы намерены осваивать?

– Мы сейчас получаем лицензию на страхование сельскохозяйственных рисков. Будем активно развивать его в регионах. Также расширяем перечень рисков по строительно-монтажным работам, в частности, ошибки при геодезическом проектировании. Мы будем страховать предприятия, вводя туда ответственность за качество продукции и выплаты при простое производства. Кроме того, меняем систему страхования от клещевого энцефалита. Раньше при наступлении страхового случая клиент получал либо вакцину, либо деньги на лечение. Сейчас он будет иметь и то и другое.

При таком огромном количестве страховых продуктов сколько потребителю нужно денег, чтобы застраховать себя и свою семью и ни о чем не беспокоиться?

– Представителю среднего класса, который имеет квартиру, дачу и машину, а также хочет застраховать свое здоровье, нужно около 65 тыс. рублей. Если же платить за все самому при наступлении страхового случая, то сумма пойдет на сотни тысяч рублей. А потраченные на решение этих проблем нервы вообще не восстановить. Я сам страхую свою семью, и у меня не болит голова, если что-то происходит.

­2007 год подходит к концу. Что принес этот год Вам и Вашей семье?

­

– Я получил национальную премию «Золотая Саламандра» как лучший руководитель страховой компании в России. Это самая высокая награда на страховом рынке. Еще сбылась моя давняя мечта, я наконец-то съездил на стажировку во Францию, посмотрел, как французы управляют финансами в страховых компаниях. Что касается личного, то самое большое удовольствие в этом году мне доставляют мои дочери. Старшая дочь в следующем году будет поступать в вуз, я очень надеюсь, что у нее все получится. Пока она не собирается продолжить мою страховую деятельность. Она планирует стать психологом. Младшую дочь, которой 3,5 года, в самое ближайшее время я планирую приобщить к спорту, а именно поставить на горные лыжи.

­«Северная Казна» является крупнейшей страховой компанией в Свердловской области, входите в ТОП 70 страховых компаний страны. Какие непокоренные вершины вы планируете взять в следующем году?

– Я хочу войти в число 50 крупнейших компаний России, хочу, чтобы «Северная Казна» стала полноценной федеральной компанией, с большой филиальной сетью. Чтобы доля других городов, кроме Екатеринбурга, в оборотах составляла как минимум 50%. Потому что пока основные прибыли мы получаем благодаря столице Урала.

Пессимисты говорят, что через несколько лет страховой рынок России будет представлен десяткой крупнейших страховщиков, в том числе и с иностранным капиталом. Как Вы относитесь к таким прогнозам?

­– Я не переживаю. Во-первых, «Северная Казна» не будет продана дешево. А если даже она станет несамостоятельной структурой, то все останутся довольны. Клиенты будут переданы более крупной компании, которая предоставит им аналогичные услуги. Учредители при продаже получат хорошую прибыль. Сотрудники перейдут на хорошие должности в новой компании. А я буду стремиться к чему-то еще, ранее не освоенному. Я не отношу свою фирму к категории маленькой гордой птички, которая будет биться за самостоятельность, пока не сгорит. Если будет хорошее предложение по приобретению, то я считаю, что «Северную Казну» можно продавать.

А есть такие предложения?
 

– Хороших пока нет. Что касается московских компаний, то они предлагают очень смешные цены. На что я всегда отвечаю одним и тем же анекдотом: двое эстонцев пришли в публичный дом и попросили сутенера предоставить им услуги, имея в кармане три рубля. На что им корректно предложили за эти деньги удовлетворить друг друга самостоятельно. После этого анекдота все попытки нас купить задешево пропадают.

Если не секрет, какие компании пытались вас купить?

– Вся первая десятка федеральных страховщиков. Все они были у нас. Согласно рейтингам прошлого года, мы на пятом месте по привлекательности для приобретения среди всех региональных компаний России. У нас менеджмент построен по европейскому образцу, что делает компанию еще более привлекательной особенно для иностранных инвесторов. Нас не нужно перестраивать под западную систему.  

Есть ли конкретные предложения от западных инвесторов?

– Когда я был во Франции, то параллельно провел переговоры с представителями их рынка. У наших французских коллег есть желание войти в состав учредителей компании. Сейчас к нам должны приехать партнеры, чтобы посмотреть, как работает «Северная Казна». В следующем году будет видно, на каком уровне мы будем сотрудничать.

Они собираются участвовать в капитале или все-таки хотят полностью купить «Казну»?

­

– Пока просто быть инвесторами. Да и слава Богу, потому что сегодня ни я, ни правление, ни учредители компании не рассматривают вопрос 100-процентной продажи компании. Сегодня нужны инвестиции в развитие сети и технологий продаж, за них компания готова поделиться. Если европейцы войдут в состав учредителей, то расширится линейка продуктов и появятся новые технологии, которых на нашем рынке пока нет. 

У нас нет задачи продать «Северную Казну». Ведь компания очень успешна, она самая прибыльная в регионе. Она динамично развивается и имеет все перспективы занять еще большую долю рынка. При любом раскладе у нас все будет хорошо.

Просмотров: 2251

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

суббота, 27 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Вчера в 21:19

В Екатеринбурге проходит Чемпионат России по синхронному плаванию

Во Дворце водных видов спорта выступают более 250 участников.

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

Вчера в 18:55

Спрос на автоматизированные камеры хранения на вокзалах СвЖД вырос на 22%

По статистике самая востребованная продолжительность аренды ячеек – 3 часа.

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Вчера в 17:39

Свердловские аграрии начали посевную кампанию

Работы начались на 20 тысячах гектаров полей.

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Вчера в 17:26

Власти обновили стенд Свердловской области на выставке «Россия» на ВДНХ

Глубокой модернизации подверглась мультимедийная начинка стенда.