Новые ТЦ Екатеринбурга пройдут тест до Нового года. На прочность

Эксперты прочат отважным девелоперам непростое будущее.

В сентябре в Екатеринбурге о своем открытии заявили сразу несколько крупных торгово-развлекательных центров. Датой 100-процентного заполнения они назвали начало 2010 года, что в условиях общего дефицита арендаторов поразило некоторых экспертов рынка. Сумеют ли отважные девелоперы пройти тест на прочность в течение нескольких кризисных месяцев и с какими проблемами им неминуемо придется столкнуться, разбирался корреспондент JustMedia.

Коммерческая недвижимость накалилась до предела

По данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга, из 494 тысяч квадратных метров торговых площадей в настоящее время пустуют 6 тысяч метров. Незанятые помещения существуют в восьми из 21 торгового центра. При этом значительные пустующие площади отмечены только в двух объектах, в остальных они колеблются от 100 до 300 квадратных метров».
В такой неоднозначной обстановке в Екатеринбурге заявляют о своем открытии несколько торговых площадок. Руководители оглашают планы заполнения на 100% к началу 2010 года. Времени, чтобы найти арендаторов, у управляющих компаний остается крайне мало. После новогодних праздников, в силу падения покупательского спроса, игроки вряд ли захотят занять пустующие площадки вплоть до конца февраля—начала марта 2010 года.
«Риски открытия таких объектов очень высоки. Я основываюсь на примере центра «Гринго». Он комплектовался еще до кризиса. Сейчас заполнен на 90%. Арендатор идет очень неохотно, учитывая даже то, что «Гринго» находится в центре города. Ежедневный трафик там 6,5-7 тысяч посетителей»,— приводит пример управляющий ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев.
«Я считаю, что открывать новые крупные торговые центры, имея реальную планку наполненности арендаторами в 60-70%, — это очень рискованно. У нас город насыщен торговыми квадратными метрами, и в ближайшее время дефицита точно не будет. Окупаемость новых торговых объектов (те, что недавно построились или нуждаются в реконцепции) сейчас не менее семи лет, а то и больше. Мы смогли позволить себе реконцепцию торгового комплекса «На Московской горке» и превратить его в «главное кухонное место города», поскольку у нас есть ресурсы других работающих бизнес-проектов. Проделывать такую работу, опираясь только на заемные средства, — очень непросто»,— считает исполнительный директор ТК «На Московской горке» Олег Ефимкин.
Слова эксперта подтверждают данные чиновников. По информации комитета по товарному рынку, сроки окупаемости новых объектов в настоящее время превышают планку в 10 лет. Это связано с падением арендных ставок. Поскольку центры строятся преимущественно на заемные средства, значительную часть дохода забирает погашение кредита, а получение прибыли от аренды становится минимальным.
«Если говорить о рисках, они есть всегда. Но их необходимо разделять на категории. В первую очередь, нужно выделить маркетинговые риски, связанные с заполнением объекта, с его позиционированием и продвижением, с ценообразованием на арендные площади. Эти риски существуют во всех новых торговых и деловых центрах. Что касается финансовых рисков, они зачастую возникают из-за неадекватного ценообразования арендных ставок и высокой долговой нагрузки, вытекающей из условий финансирования строительства объектов (величины заемного капитала и собственного). Учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке, если эти объекты были достроены и вводятся в эксплуатацию, значит, источники финансирования сочли эти риски для себя приемлемыми»,— считает генеральный директор УК «Оборонснабсбыт» (управляет ритейл-портом «ДОКЕР») Игорь Суханов.
Как видно, ситуация с открытием новых крупных торговых объектов в Екатеринбурге довольно напряженная. Фраза «Время — деньги» приобрела для управляющих компаний ТЦ особый смысл. Если до нового года они не найдут арендаторов, свободные площади могут простоять до весны.

«Европейцы» улучшают «жилищные условия»

К удивлению экспертов, в торговом центре «Европа», открывшемся в середине октября, смотрят на сложившуюся ситуацию оптимистично. Девелоперов не пугает ни опасность недозаполненных площадей, ни финансовые риски, хотя наличие последних они признают.
Многие эксперты сходятся во мнении, что «Европа» больше, чем кто-либо, имеет шансы на скорое заполнение. Это происходит как благодаря выгодному месторасположению объекта, так и привлеченным уникальным арендаторам, среди которых, например, известный продавец товаров класса luxury Bosco di Ciliegi, мировые бренды Van Laack, Toni & Guy.
В «Европе» осознают риски открытия, но, тем не менее, полагают, что к новому году свободных площадей уже не останется: их практически нет и сейчас. Как отмечает генеральный директор УК «ПРЕД-Групп» Алексей Мальцев, торговый центр наполнен на 90%. Более того, им постоянно интересуются зарубежные игроки, и «Европа» является отнюдь не дотационным, а приносящим прибыль объектом. Он уверен, что для арендаторов настало время улучшать «жилищные условия» и существующие компании будут расширяться и менять свои площадки. И в этом аспекте находящийся в самом центре Екатеринбурга, на площади 1905 года, торговый центр подходит как нельзя лучше.
Более того, многие руководители екатеринбургских торговых центров заявляют о том, что у арендаторов постепенно появляются новые амбиции.
«Сейчас все, у кого есть возможности, готовы расширяться, потому что логика торгового бизнеса в том, чтобы увеличивать объемы продаж, количество торговых точек и территорию присутствия. У нас в «ДОКЕРЕ» эта тенденция тоже четко прослеживается — арендаторы увеличивают занимаемые площади, и, пользуясь ситуацией, укрепляют свои позиции. Даже некрупные арендаторы, работающие в формате ИП в небольших павильонах, берут наиболее ликвидные площади в дополнение к имеющимся»,— заключает Игорь Суханов.

«Фан-Фан»: кто не рискует, остается без арендаторов

«Фан-Фан» для привлечения арендаторов решился на рискованный шаг. Центр строит магазины для своих арендаторов, что является неплохим подспорьем в сложившейся ситуации жесткой конкуренции между ТЦ. Возможность такой экономии средств привлечет многих ритейлеров, однако надолго ли они задержатся в «Фан-Фане», судить пока сложно. В случае низкого покупательского трафика арендаторы могут через несколько месяцев пересмотреть условия съема помещений в сторону значительного снижения платы или вовсе покинуть центр. Глава управляющей компании «Фан-Фана» Сергей Перевалов считает, покупательский трафик в центре будет обеспечен. Более того, благодаря четкой брэндовой концепции, целевая аудитория будет максимально ориентирована на покупку одежды. В центре решили сосредоточиться на бутиках молодежной одежды и отказаться от так называемых семейных магазинов, ориентированных на продажу, например, постельного белья и других домашних принадлежностей.
В ТЦ уверены, что привлеченные бренды Extyn и Jules, до сих пор не появлявшихся в России, станут своеобразным катализатором для прихода других ритейлеров. Дмитрий Сарапульцев уверен, что одних только брэндов для привлечения потенциальных покупателей в центр не достаточно. Для молодежи, на которую ориентирован центр, необходимо создание комплекса развлекательных заведений. Так, например, в центре «Парк-Хаус» зона общественного питания находится рядом с кинотеатром, боулингом и бильярдом. Сергей Перевалов не видит проблем в создании зоны развлечений в «Фан-Фане». В центр уже завезли игровые автоматы. На очереди запуск зала для фаст-мюзиклов. Также появится в заведении каток и фитнес-центр. Крайним сроком заполнения площадей арендаторами в ТЦ считают февраль 2010 года.

Приходят мировые брэнды-спасители

Надежды на появление новых арендаторов подарил екатеринбургским девелоперам визит в начале осени Салли Хилл и Эрики Чайз — представителей лондонских консалтиговых и исследовательских компаний, работающих напрямую с рядом мировых брэндов. Гости проводят исследование регионального рынка по заказу ряда западных компаний, оценивают возможности для вхождения на Урал новых брэндов эконом и премиум-класса.
«Обычно иностранные компании ориентируются в России только на Москву и Санкт-Петербург. Гостям из Лондона Екатеринбург и его торговые центры понравились. Наш рынок достаточно интересен им»,— говорит специалист комитета по товарному рынку Наталья Фирстова.
Руководители ряда ТЦ провели предварительные переговоры с Салли Хилл и Эрикой Чайз о возможности представлять на своих площадках новые брэнды. Какие именно, пока не разглашается. Процесс переговоров займет не менее полугода.
Однако, по словам Алексея Мальцева, фирмы, реализующие долгосрочную стратегию, не отменят своих планов, «возьмут уже работающие сети и брэнды» и перенесут их на новые площадки, даже с пониманием, что прибыль от этого придет не сразу.
Удастся ли новым торговым центрам привлечь арендаторов до нового года и доказать свою способность выжить в непростых условиях, станет ясно через несколько месяцев. Пока остается надеяться, что с улучшением экономической ситуации и подъемом покупательского спроса арендаторы станут более активны в приобретении новых площадей. JustMedia будет следить за развитием ситуации.

 

Просмотров: 1759

Автор: Елена АРХИПОВА

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Инженер Сергей Колмаков:

«А почему бы и не подурачиться в нашу пасмурную погоду?»

четверг, 17 октября

Сегодня

+3
+3
+4
+4
Днем
0
0
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 18:40

В Екатеринбурге покажут балет «Лебединое озеро», в рамках юбилейного тура

Тур посвящен 70-летию художественного руководителя московского государственного театра «Русский Балет».

Вчера в 17:16

Медведеву предложили снизить скорость для водителей в городах до 50 км/час

Об этом заявил глава Вологодской области.

Вчера в 17:11

Екатеринбург услышит саундтрек к комиксам про Бэтмена

В «Телеклубе» 18 октября группа Lumen представит новую программу «Страх».

Вчера в 16:55

Смартфоны Xiaomi Redmi за 99 рублей в месяц в магазинах Билайн

В акции участвуют несколько моделей смартфонов.