Почему никому не нужно безопасное колесо? В Екатеринбурге обсудили проблемы изобретателей-рационализаторов

25 июня — день изобретателя и рационализатора.

Почему никому не нужно безопасное колесо? В Екатеринбурге обсудили проблемы изобретателей-рационализаторов - Фото 1

25 июня — день изобретателя и рационализатора. С чем связан спад активности среди изобретателей, обсудили сегодня рядовые творцы и представители крупнейших компаний Урала за круглым столом на тему «Как помочь изобретателю?».

«Слово «изобретатель» у нас не выговаривают, а «рационализатор» — не знают, как пишется»

В России ежегодно падает количество заявок на изобретения. «Свердловская область всегда была передовиком по внедрению изобретений. Однако теперь их число неуклонно падает. Еще в 1980 году было 1454 изобретения, теперь же 300-400»,— говорит Александр Щербинин, председатель областного совета Всероссийской общественной организации изобретателей и рационализаторов. С недавних пор массовость в данной области исчезла.

Наши уральские ученые всегда славились особой изобретательностью. Они изобретают всё: от высококлассных материалов до космических аппаратов. Но работа никак не поощряется, изобретения внедрить сложно, поддержки государство не оказывает. «Мы присуждаем людям премии, без денег, правда. Всего их две. Премия имени Ползунова, которую за время существования организации получили 354 человека, и премия имени Мехонцева, присужденная 959 ученым»,— поведал Александр Щербинин.

Одним из последних «сюрпризов» государства стало упразднение звания «Заслуженный изобретатель России». С 5 сентября 2010 года его не существует. Решение поразило всех — звание изобретателя просто не включили в соответствующий перечень. Удивительно, что такую политику ведет государство, в котором чиновники без умолку твердят об инновационных технологиях.

«Не звоните сюда, здесь всё налажено»

Изобретателям-одиночкам в этих условиях живется несладко. Инноватор Владимир Поспелов во времена военного прошлого выдвигал бесконечные рационализаторские предложения и на этом неплохо зарабатывал — хватило и на квартиру, и на машину. На пенсии решил вспомнить многочисленные задумки и воплотить их в жизнь, однако столкнулся с рядом трудностей.

Последним изобретением Владимира Поспелова стало вездеходное, всепогодное, малозатратное транспортное средство. Оно вобрало в себя три направления: автомобильное, рельсовое и монорельсовое, за счет чего более выгодно смотрится по сравнению с железной дорогой. Власти были готовы взять проект Поспелова за основу воздушного метро, однако инвесторов так и не нашлось.

Получение патента у изобретателя заняло немного времени — около четырех месяцев. Трудности вызывало другое. «Самым сложным для меня стал финансовый вопрос. Я пенсионер, денег у меня немного, а стоимость заявки составляет 35 тысяч рублей. Первый раз сын помог, второй раз помог, а потом заявил: «Папа, а где же отдача?»— рассказывает Поспелов. А отдачи действительно никакой, потому ни одно предприятие так и не пожелало внедрять изобретение в производство.

Изобретатель безопасного колеса Алексей Мишин также не может воплотить в жизнь свою задумку. Уникальное колесо Мишина, которое продолжает свою работу при резком спуске, повышает уровень автомобильной безопасности. Изобретение было неоднократно протестировано, однако так никому и не приглянулось. «Что-то новое внедрить на существующее предприятие нереально. Предложение поступает генеральному директору, затем опускается до производственников. Они должны сказать, готовы ли внедрить новшество. Но производственники не желают брать на себя что-то новое, ведь никто дополнительно за это не заплатит»,— объясняет свои неудачи Алексей.

«Там, где десяток пройдет мимо, — один остановится»

Значительно проще с внедрением инноваций обстоит дело на крупных предприятиях. Чтобы твое предложение внедрили, обязательно нужно быть сотрудником предприятия. «Мы используем идеи сотрудников и активно их внедряем. Сейчас у нас 80 патентов, 16 из которых используются, остальные ждут своего часа»,— говорит начальник патентного отдела НТМК Юрий Исупов. Заявки на патент отправляются от имени предприятия (эта норма укреплена в федеральном законе) и патентуются непосредственно на имя предприятия.

Стоит заметить, что активная работа с изобретателями и рационализаторами ведется не на всех предприятиях. В Свердловской области активно внедряют в производство идеи сотрудников Свердловская железная дорога, «Уральский электрохимический комбинат», ОАО «ТГК-9», ОАО «Северский трубный завод».

У студенчества дела также обстоят лучше. Уральский федеральный университет поддерживает талантливую молодежь во всех начинаниях, поощряет участие в конкурсах. «Очень хороший вариант внедрить изобретение — создать собственное предприятие. Ведь для того чтобы достичь успеха, нужно либо быть в поле деятельности крупной кампании, либо самому создать её. В чем мы и помогаем студентам»,— заявил заведующий кафедрой управления интеллектуальной собственностью УРФУ им. первого президента России Б. Н. Ельцина Дмитрий Шульгин.

Участники круглого стола пришли к выводам, что современному изобретателю трудно выжить в условиях политики государства. Однако пока свердловским губернатором остается в прошлом рационализатор железных дорог, остается надежда на лучшее.

Просмотров: 2856

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге 25% общественного транспорта простаивает из-за нехватки сотрудников

Сегодня в 10:45

В Екатеринбурге 25% общественного транспорта простаивает из-за нехватки сотрудников

В городе не хватает 2,5 тысяч водителей и кондукторов.

В Екатеринбурге до конца года реконструируют энергообъект за 1,2 млрд рублей

Сегодня в 10:22

В Екатеринбурге до конца года реконструируют энергообъект за 1,2 млрд рублей

Подстанция «Свердловская» обеспечивает электричеством всю северную часть города.

ГИБДД ввела ограничения на федеральной трассе в Свердловской области

Сегодня в 10:03

ГИБДД ввела ограничения на федеральной трассе в Свердловской области

Движение грузовиков запрещено по участку дороги Пермь – Екатеринбург.

МЧС выявили мошенницу, наживавшуюся на трагедии в «Крокусе» под видом кинолога

Сегодня в 09:42

МЧС выявили мошенницу, наживавшуюся на трагедии в «Крокусе» под видом кинолога

Женщина собирала средства на поиск людей, хотя даже не имела допуска к завалам.