УрФУ покажет на "ИННОПРОМе" свои разработки

Инновационные проекты Уральского федерального готовы к инвестированию.

УрФУ покажет на 'ИННОПРОМе' свои разработки - Фото 1

Уральский федеральный университет запланировал отдельное мероприятие для каждого дня "ИННОПРОМ-2011". В планах университета подписание договора о сотрудничестве между УрФУ и Фондом «Сколково»; дискуссия о геополитике и геостратегии УрФУ в контексте инновационно-технологического развития Свердловской области и Уральского федерального округа; деловая презентация инновационной инфраструктуры УрФУ; представление инновационных проектов УрФУ возможным инвесторам. В последний день ИННОПРОМ-2011 пройдет специальная молодежная акция УрФУ – «Инновационное шоу».

Разработки малых инновационных предприятий, действующих при УрФУ, будут представлены в павильоне №1. В числе этих разработок – оптические монокристаллы нового класса, активное устройство всесторонней защиты информации BrainBox, комплекс беспилотных летательных аппаратов для проведения метеорологических исследований и патрулирования местности, интерактивные проекционные схемы, уникальные приборы и установки, программное обеспечение а также мощные экономичные светодиодные светильники.
Демонстрируя на выставке ИННОПРОМ-2011 свои возможности, УрФУ заявляет о своей особой миссии – создание пояса малых инновационных предприятий, разработку инвестиционно привлекательных проектов, привлечение инвестиций в поддержку инновационной деятельности во всем регионе. О том, как работает инновационная структура УрФУ, насколько успешно научные школы находят реальное применение на рынке, о международном сотрудничестве инновационной инфраструктуры УрФУ JustMedia рассказал проректор УрФУ по инновационной деятельности, доктор экономических наук Сергей Кортов.

- О каких проектах инновационной инфраструктуры УрФУ можно говорить как об актуальных?
- Например, это производство кабельного продукта на основе оптоволоконных инфракрасных светодиодов. Проще говоря, это способ передачи информации со скоростью света. Также практически готовый продукт – система навигации внутри зданий, эта система работает с точностью до сантиметра. Там все просто – в телефон на платформе «Андроид» подгружаете программку, задаете цель, и она водит вас по зданию: «Пройдите направо, поднимитесь по лестнице …» и так далее. Это актуально для крупных учебных заведений, для больших торговых и офисных центров. Этот проект мы разрабатываем совместно с израильскими коллегами, сейчас идет апробация программы на территориях УрФУ. Наши израильские партнеры будут продвигать и продавать этот продукт в Европе и Америке, а мы – в России и СНГ. Разумеется, для каждого рынка будут сделаны соответствующие доработки. Еще один проект – дегазация цистерн после перевозки нефтепродуктов. Сейчас при промывке цистерн теряется до двухсот литров нефтепродуктов (на 60 тонн общего объема). У нас разработана система откачки, которая позволяет сохранить те нефтепродукты, которые сейчас пропадают. Раньше не было такой технологии, которая позволяет разделить углеводородную и водяную смеси, а у нас ее придумали. Эта разработка УрФУ очень заинтересовала инвесторов в Северной Америке. Также есть проекты по утилизации отходов «Левихинского рудника», у этого проекта также очень высокая рентабельность. Также мы много работаем в области ядерной медицины – создаем радиационные системы для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Подобные разработки есть в двух городах России, но на Урале это будет впервые. Все эти проекты уже готовы, ждут своих инвесторов, и при финансировании могут быть реализованы в течение нескольких месяцев.

- Как работают малые инновационные предприятия? Что нужно для того, чтобы разработки научных школ находили реальное применение на рынке?
- Фактически мы помогаем инновационному проекту войти на рынок, сделать все необходимые шаги и получить результат. Все это возможно, если выполнены два условия – есть хорошая рабочая команда с лидером, а результат разработки востребован рынком. Раньше в качестве условия я называл деньги, но сейчас это неактуально – конкурентоспособные разработки УрФУ быстро находят своих инвесторов. И мы можем помочь тем, кто действительно хочет добиться успеха и готов работать для этого. Сейчас работает режим «инновационного дайвинга» - создана среда инновационной активности, есть сайт инновационной структуры УрФУ, там все подробно. Если кратко – ребята могут приходить с идеями, эти идеи будут считаться своеобразными «взносами», все остальное мы делаем вместе – команду, которая будет работать над инновационным предложением тренируют, инновационное предложение дорабатывается, просчитывается возможный рынок и потребитель. Идеи, которые успешно прошли все стадии роста у нас – передаются в бизнес-инкубатор, и вот уже там начинается бизнес-процесс. Если идея выдерживает 1-2 года в инкубаторе, то дальше она переходит в центр трансфера технологий, там авторам идеи помогают заводить нужные знакомства, искать инвесторов. Мы помогаем привлекать в проекты инвестиции от одного до десяти миллионов рублей.
Идеи, с которыми к нам приходят студенты, иногда выглядят довольно странно, но, тем не менее, большинство из них может быть реализовано. Например, один из участников предложил сделать из ректорского двора некую зону релаксации - перегородить двор навесной крышей с солнечными батареями, которые будут обогревать это сооружение. Также планом предусмотрена терморегуляция помещения, которая позволит обеспечить таяние падающего на навесную крышу снега, и эта талая вода будет поливать генномодифицированные цветы, которые будут расти в этой зоне для релакса. Выглядит проект достаточно сумасшедшим, но, тем не менее, в ближайшее время он будет прорабатываться. Также среди предложений – разработки в области IT-технологий. Например, восстановление изображений по отдельным фрагментам. Еще в разработке есть, например, автоматический анализатор эмоций – вполне реальный и востребованный проект. Например, можно определять, какие эмоции вызывают у зрителей те или иные фрагменты фильмов, и, пользуясь этой информацией, развивать киноиндустрию. По сути, проект готов, нам на сегодняшний день нужна только антропологическая база и консультации психологов, которые помогут сделать работу этого устройства максимально эффективной.

Вся наша деятельность по созданию инновационной инфраструктуры УрФУ активна всего девять месяцев, говорить о множестве реализованных проектов пока рано, но, тем не менее, есть проекты, которые в течение нескольких месяцев выйдут в свет. Вот, к примеру, такая история – существовало одинокое малое предприятие, научная группа выращивала монокристаллы и продавала их за рубеж. Используя наши монокристаллы, зарубежные производители изготавливали продукцию, которую с удовольствием за бешеные деньги покупали в России. Мы сумели сделать так, что теперь весь цикл производства будет проходить у нас – и монокристаллы выращивать, и продукцию с ними изготавливать. В этот проект было инвестировано 15 миллионов рублей, и первый продукт, изготовленный по такой технологии, будет готов к январю. Годовой оборот рынка этой продукции – 100 миллионов долларов, понятно, что инвестиция очень выгодная. Свести все это вместе, скоординировать деятельность ученых, продавцов и покупателей мы и считаем своей задачей. Раньше большая часть разработок нигде не фиксировались, все идеи уходили «на Запад». Мы создаем ситуацию, которая будет выгодна всем – и ученым, и зарубежным инвесторам, и нашему государству.

- У вас есть интересный проект, когда работа предприятий развернута сразу в двух странах. Как это работает, в чем сложность такого взаимодействия?
- Мы называем такие проекты «двухголовые компании». Впервые по этой схеме мы выстраивали отношения с Израилем. У них был программный алгоритм, а у нас программисты. Когда мы начали пытаться совместно действовать, оказалось, что это практически невозможно – невероятное количество различий в законодательстве, в организационных схемах, в менталитете – проще оказалось создать две разные компании, чем объединиться в одну. Эти две компании работают над одним проектом, но выполняют разные функции. Это удобная форма, в ближайшие три-четыре года мы планируем открыть до тридцати таких «двухголовых» компаний.

- Инновационная структура УрФУ намерена войти в технологическую платформу по радиационной медицине. Что это значит?
- На территории России создается система лечения онкологических заболеваний и сердечнососудистых заболеваний при помощи так называемых «человекосберегающих» технологий. Чтобы было понятнее – либо это полная лучевая терапия, либо точечное воздействие радиоизотопами только в том месте, которое надо лечить. Существование в рамках этой платформы удобно и для участников и для государства. Что касается нас, то мы получаем возможность государственного финансирования некоторых наших проектов, можем привлекать частных инвесторов, можем помочь вернуть регулирование рынка в рамки России. Конкретный пример эффективности работы в рамках технологической платформы – эту исследовательскую базу радиационной медицины собирался на собственной базе создавать онкологический диспансер, причем проект диспансера появился практически одновременно с нашим. Если бы деятельность была разобщенной, то возникли бы два исследовательских центра, которые в некоторой степени конкурировали друг с другом. Сейчас же мы будем работать совместно – научная база УрФУ и исследовательская база онкодиспансера. Но довольно долгое время все это оставалось именно в рамках исследований, только с марта этого года исследования УрФУ стали приближаться к реализации.

Во всем мире уже давно и благополучно действует система ядерной медицины, чтобы создать ее у нас – нужно не так много времени. Если запустить осенью проект с радиофармацевтикой – то реальные результаты, которыми можно будет пользоваться, появятся уже через год. Разработки ПЭТ-диагностики и использование циклотрона могут занять около трех лет.

- О каких стратегических партнерах университета в инновационной сфере можно говорить на сегодняшний день?
- В первую очередь это представители государства – министерство образования и науки, а также ведомства, реализующие целевые программы. Также это фонд «Сколково», весь проект УрФУ тесно с ним связан; кроме того – фонд поддержки малых предприятий, тот, который привыкли называть фондом Бортника. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с Российской венчурной компанией, мы надеемся, что она станет одним из главных источников финансирования. Также сотрудничаем с «Роснано» - участвуем в некоторых проектах. Также у нас есть частные инвесторы: УРАЛНИТИ проводили «Кросс инноваций», привлекались финансовые ресурсы металлургической компании. Кроме того, мы начинаем с ассоциацией «Бизнес-ангелы Урала» - они декларируют возможность привлечь инвестиции объемом до трехсот миллионов рублей. Среди наших партнеров – центр трансферта университета «Ариэль» (Израиль); венчурная канадская компания «Мартэль» помогает нам продвигать наши проекты специально для поиска зарубежных инвесторов.

Просмотров: 2619

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером