?Судный? день для СКБ-Банка

Клиенту пришлось вернуть 400 тысяч рублей кредитной организации.

?Судный? день для СКБ-Банка - Фото 1

17 числа в пятницу нынешнего года на массовом мероприятии ? круглом столе, организованном аналитическим центром ?Эксперт-Урал? и посвященном проблемам взаимодействия банков и предприятий малого и среднего бизнеса пришлось наблюдать интересный эпизод: Даниил Сандлер, директор по стратегическому развитию ОАО ?Уралвнешторгбанка?, с места задал интересующий его вопрос господину Милованову, директору филиала ?Райффайзенбанка?: ?Пользуетесь ли вы кредитными историями??

Вопрос был задан неожиданно, ?в лоб?. Господин Милованов поерзал, стоя у трибуны, попытался уйти от прямого ответа, но поскольку на него пристально вглядывались несколько десятков внимательных ?банковских? глаз, пришлось (и это было заметно) чистосердечно сообщить:

- Нет, кредитными историями мы не пользуемся.

- Все понятно, вопросов больше не имею, - миролюбиво ответил Сандлер. К тому времени закон о кредитных историях уже 17 дней как работал.

Тема ?невозвратов? ? это тема скорее для судов. Но только если она касается коммерческих банков. Как только речь заходит о Сбербанке, то, как говорил Остап Бендер, ?вечер перестает быть томным?. Эксперты JM утверждали в приватном разговоре, что чаще всего атакам со стороны мошенников подвергается Сбербанк. Как заявил собеседник JM, ?у всех банков есть мозги, а у Сбербанка ? инструкции?.

Проверить эти утверждения JM попытался обычным журналистским путем, через пресс-службу. Был дан запрос в корректной форме, а именно: имели ли место в практике Сбербанка случаи ?невозврата? в сфере кредитования потребительского рынка и как с подобными обстоятельствами банк борется? Ничего лишнего, все в пределах светского воспитания. В пресс-службе корректно заверили, что все интересующие сведения может дать лишь специалист, а далее будет выслан в письменной форме ответ. Но только сразу предупредили, что поскольку структура большая, то ответ может быть получен не сразу. Ответ пришел по электронной почте на следующий день.

Вот цитата без правки: ?К сожалению, наши специалисты не могут дать комментариев по поводу вашего запроса. По этическим соображениям. Во всех других вопросах рады вам помочь?.

Этика в банке соблюдается без помарок. Это факт. Но стали известны факты и другого, неэтического порядка. Их несколько. Возможно, их гораздо больше, но в данном случае достаточно и двух. Первый ? 51% акций принадлежит государству, а значит - налогоплательщикам. Второй ? из 7 районных филиалов кредиты без дополнительных проволочек выдаются лишь в Чкаловском районе. По информации из собственных источников, по крайней мере, в 2 районных филиалах на выдачу кредитов для физлиц наложен запрет. Почему? Причина, по слухам, проста ? исчерпан лимит денег и доверия к тамошним руководителям. Повод к недоверию ? неприлично много случаев ?невозврата?. ?Невозврата? денег налогоплательщиков. А из источников, близких к судебным органам, стало известно, что за последний год ни одного случая возбуждения уголовного дела со стороны Сбербанка по ?невозвратам? не было. Вот такая печальная статистика.

Между тем практически каждое судебное слушание из серии ?банк против клиента? является закрытым. Подробностей становится известно очень мало в силу того, что делами занимаются адвокаты самого банковского учреждения. Сор из избы выносить ? репутации вредить. Официально пресс-службы всех коммерческих банков заявили, что никаких судебных прецедентов в их организации не было.

Между тем из источников, близких к судебным органам, JM стало известно, что районные суды фактически завалены подобными исками. Банки стремятся наказать мошенников, что естественно. Об одном таком деле нашему корреспонденту стало известно из Чкаловского районного суда.

В феврале 2004 года в суд с иском о взыскании непогашенного кредита, предоставленного юридическому лицу, обратился СКБ-банк. Ответчиком выступил его поручитель. Однако последний оказался готов к судебному разбирательству и вывел все активы своей фирмы. Поручитель, он же директор фирмы-ответчика и ее соучредитель, гражданин Бабинов (по совместительству ? сотрудник Госавтоинспекции), поступил со своим имуществом аналогичным образом ? пытался его списывать с себя ?задним числом?. Впрочем, эти действия Бабинова были признаны недействительными.

Затем банк обратился с иском к супруге Бабинова, с которой в настоящее время тот находится в разводе. После развода супруги не делили в судебном порядке совместно нажитое имущество ? все перешло к бывшей супруге Бабинова. Сам же Бабинов, таким образом, никакого имущества не имел. Однако, согласно нормам Гражданского кодекса, при отсутствии имущества у должника суд вправе обратиться к его супруге, с которой он в настоящее время находится в разводе и которая имеет совместно нажитое имущество. В сентябре 2004 года Чкаловский районный суд принял решение о взыскании этого имущества.

Должники продолжили применять опробованную ими практику ? вновь стали выводить свое имущество ?задним числом?, например, переписав свой автомобиль на гражданина Германии. Однако суд вновь признал их действия незаконными и обязал их погасить задолженность по кредиту СКБ-банку в размере 400 000 рублей, арестовав до погашения кредита одну из квартир Бабиновых. Адвокат ответчика А. Пшеничный заявил, что данное решение суда является нонсенсом, а то, что суд лишил супругу Бабинова ее ?единственного места проживания? ? незаконно. Впрочем, корреспонденту JM стало известно, что данная квартира ? вовсе не единственное место проживания супруги Бабинова. Она владеет в общей сложности двумя квартирами ? двух- и трехкомнатной, а также автомобилем.

Комментируя ситуацию, председатель общественной организации ?Комитет 101? Дмитрий Головин предложил ввести закон о банкротстве физических лиц. Головин заявил, что будет добиваться, чтобы депутат Госдумы РФ Евгений Ройзман. Впрочем, непонятно, насколько эта идея вообще находится в правовом поле. Эдак можно вспомнить о таких устаревших гражданско-правовых процедурах как долговые тюрьмы и ?правеж?, когда должника били батогами вплоть до полного погашения задолженности.

Пока банки лишь присматриваются к ?Закону о кредитных историях?. Как заявил вице-президент ?УБРиР? Сергей Воробьев, 80% ?невозвратов? связаны с качеством управления на предприятиях малого бизнеса. Еще нет технологии, которая могла бы дать ответ о состоянии дел в юридической фирме. Как рассказали источники, близкие к банковским структурам, от негласной кодированной системы ?слива? информации на клиента никто отказываться не собирается. Язык символов по каждой персоналии действовал и до вступления в силу закона, будет действовать и после. В отличие от кредитных историй эта система уже давно отлажена.

Анастасия НОРТМАН, Иван ЗАДОНСКИЙ

Просмотров: 1549

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером