Мертвые души МТС и воздушные замки ?Евросети?

Копить клиентов больше не модно.

Мертвые души МТС и воздушные замки ?Евросети? - Фото 1

Копить клиентов больше не модно.

JM, Екатеринбург, 27 октября.

Борьба на сотовом рынке закончилась. Это событие прошло так тихо, что почти никто этого не заметил. Последней ?боевой вылазкой?, как оказалось, стала акция компании ?Мотив? по кардинальной смене тарифов. С тех пор каких-либо заметных событий на региональном рынке сотовой связи не происходит ? народ потихоньку подключается, ?люди говорят?, а компании работают. Не воюют, но своих позиций не сдают, по-прежнему желая быть на рынке лучшими.

Пора, когда на Урале работали 1-2 оператора, абонент отдавал за связь около$40 в месяц, а компании стремились к отметке в 10.000 абонентов, давно прошла. Сейчас услуги сотовой связи представляют пять операторов. Входящие в так называемую ?Большую тройку? ?МТС?, ?Билайн? и ?Мегафон?, местный ?Мотив? и самый молодой, но подающий надежды стать федеральным ?Utel?. Шестым в эти ряды собирается вклиниться компания ?Евросеть?, которая не так давно анонсировала свой перспективный проект ? стать ?виртуальным оператором связи?. Несмотря на такое количество игроков, эксперты сходятся во мнении, что мобильный рынок не переполнен ? места хватит всем.

Последнее десятилетие шла активная борьба компаний за количество абонентов. Для привлечения клиентов использовались системы бонусов, подарочные пакеты подключений и акции вроде ?Приведи друга? с легендарным высказыванием Вадика ?А че, десять баксов-то не лишние?. С этой же целью велись акции по ребрендингу и рестайлингу ? ?УСИ? стал Utel?ом, а ?Билайн? сменил цвет с дружественно-синего на хищный черно-оранжевый. Ходили активные слухи о ребрендинге другого федерального ?монстра? ? МТС, однако компания, хорошенько посчитав, осталась довольна своей ?внешностью? и ограничилась сменой тарифной сетки ? с этой недели новые тарифы вводится на территории России.

Итоги работы по захвату рынка оказались успешны: сейчас услугами сотовой связи пользуется треть жителей области, то есть около полутора миллионов человек. ?Сотовыми? укомплектовано большинство жителей Екатеринбурга и обитателей небольших городов, с мобильниками бегают ученики младших классов, а селяне, которым телефонизации ждать еще не один год, приобретают ?трубу? и небрежно говорят знакомым ?звони мне на сотовый?. Здесь и возникла проблема: из-за возможности выбора и свободного перехода от одного оператора к другому на руках у людей стали накапливаться сим-карты разных операторов. Отсюда пошла путаница в количестве пользователей -по данным МТС, уровень проникновения (этим термином оценивается соотношение количества договоров и количества жителей той или иной области) на Урале скоро достигнет 100%, то есть гипотетически ?симка? этой компании есть у каждого обладателя ?мобильника?. Однако реальных пользователей из этого числа - только половина.

Впрочем, ?чистота рядов? волнует скорее компании, рядовым абонентам важнее качество связи - все хотят дозваниваться с первого раза, говорить без помех в трубке и не получать сообщения ?сбой связи? при работе по мобильному в сети Интернет. Однако реальность такова, что с подобными проблемами сталкиваются абоненты всех компаний.

?В этом году Федеральная служба по надзору в сфере связи по Свердловской области получила огромное количество жалоб, проблемы со связью есть абсолютно у всех компаний на Урале, - утверждает руководитель управления Владимир Жернов, - называть конкретные проблемы каждого ? будет антирекламой?.

Не вдаваясь в подробности, В. Жернов отмечает общие сложности, с которыми сталкиваются большинство ?игроков?. Например, нехватка емкостей на коммутаторах, из-за которой абоненты не могут выйти на связь с первого раза и проблемы в радиочастотной совместимости.

?Каждому оператору для установки базовых станций (на которые идут сигналы с сотовых телефонов- прим ред.) выдается нужная частота, которая согласуется с частотами других базовых станций, расположенных неподалеку. Иногда сами операторы перенастраивают ее для того, чтобы она удобнее работала в других сетях, что может вести к проблемам и перебоям связи?, ? считает глава Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области.

О своих проблемах операторы говорят неохотно. В частности, директор по маркетингу МТС в макро-регионе ?Урал? Денис Чернышев в комментарии JMкатегорически отверг информацию о возможных проблемах в сетях своей компании, объясняя, что за последнее время произошли серьезные работы в техническом плане, что снизило скорость внедрения технологических новинок, но положительно сказалось на качестве услуг.

Тем не менее, проблемы то и дело всплывают. Известно, что на интернет-форумах обсуждаются ситуации с исчезновением денег на счетах (больше всех этим грешил почивший в бозе ?Уралтел?). Клиенты отмечали временное снижение качества связи в ?Мотиве? в мае 2005 года после подключения к нему полумиллиона абонентов. Полтора месяца назад сложности испытывал ?Уралсвязьинформ?, когда в течение пяти дней абоненты практически не могли принимать вызовы.

Тем не менее, все участники рынка сотовой связи убеждают покупателей, что сделают качественную связь, обширную карту покрытия и дадут кучу ?бонусов? в придачу. Но если первые два пункта делаются постепенно, то бонусы ? точечный удар по конкурентам, у которых нет той или иной услуги. В этом направлении игроки сейчас сконцентрировали все силы. Под ?дополнительными услугами? подразумевается все, что не касается собственно передачи голоса. В этот список входят АОН, услуги держания номера, и конференц-связи, обмен сообщениями (SMS, MMS), и все, что основывается на передаче данных. В последнюю сферу входят сервисы передачи картинок и мелодий, текстовых данных, доступа в Интернет.

?За последний год стоимость минуты разговора уменьшилась в полтора раза, продавать услуги по завышено цене невозможно, так что операторы будут зарабатывать за счет дополнительных услуг?, ? убежден генеральный директор филиала ?МТС? на Урале Сергей Пузиков.

Как раз здесь компании и могут столкнуться с новым игроком ? ?Евросетью?. В планах компании ? скупать трафик операторов, ?сдабривать? его изрядным количеством сервисов и продавать абонентам под своей торговой маркой. Впрочем, пока перспективы компании на этом фронте выглядят весьма призрачно: ?большая тройка? предложение ?телефонного монстра? проигнорировала, так что делать ставку ?Евросеть? может только на ?местных?. На Урале это ?Мотив? и ?Utel?.

?Говорить о дате реализации проекта еще рано, сейчас дело находится на стадии переговоров. Мы вели переговоры с местными операторами в других регионах, на Урале о сотрудничестве с ?Мотивом? речи пока не идет?, - отмечает специалист по связям с общественностьюкомпании?Евросеть? Наталья Шахова.

В ?плюсах? проекта ? его новизна, так как в России виртуальных сотовых операторов еще нет, и широкая сеть ?Евросети? - как отметил в беседе с JM представитель одного из федеральных операторов, ?если дирекция ?Евросети? прикажет сотрудникам доказать людям, что крокодилы летают, они это сделают?. В ощутимых ?минусах? ? нежелание сотовых операторов получить еще одного конкурента.

Таким образом, слово ?борьба? в сфере сотовой связи сменило более мягкое - ?конкуренция?. Некоторые идут дальше ? в своих комментариях представитель уральского ?Билайна? предпочитает фразу ?партнеры по рынку?. За абонентов уже не борются, как за урожай, а предпочитают приглашать, уважая их привычки и подстраиваясь под них. Однако, некоторые операторы, похоже, еще верят в то, что жесткую борьбу не стоит списывать со счетов: их амбициозный слоган ?Ты лучше?, который сейчас активно внедряется, раскритиковали JMмногие собседеники-конкуренты: сейчас модно объяснять, почему кто-то лучше, сильнее и больше. Сейчас сказать этого не может никто. Разве что сами абоненты.

Алексей ВАХРУШЕВ

Просмотров: 1741

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

среда, 24 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером