Рынок переКОЛБАСило

Министерство сельского хозяйства фиксирует смену лидера в одной из главных пищевых отраслей.

На мясном рынке Свердловской области обострилась конкурентная борьба. Предприятие, долгое время державшее лидерские позиции, потеснил на пьедестале ?молодой? соперник: ЕМК сдал ?колбасные? позиции ?Хорошему вкусу?.

Свердловская область отнюдь не является оплотом вегетарианства в России. Относительно высокий уровень жизни населения обуславливает такой же высокий уровень потребления мясной продукции местными жителями. Специалисты постоянно фиксируют рост объемов потребления колбас и сосисок. По отдельным ассортиментным группам (охлажденные мясные полуфабрикаты, деликатесы и другое) предложение местных поставщиков начинает отставать от спроса.

Как отметил на недавнем семинаре ?Урал-2006? министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов, местные производители закрывают только на 53% потребности Свердловской области в мясных продуктах всех категорий. Вообще емкость областного рынка мясной продукции составляет примерно 280 тысяч тонн в год. Таким образом, для местных производителей существуют благоприятные условия для роста.

В области не так много мясоперерабатывающих предприятий ? всего 11-12 крупных мясокомбинатов и 56 убойных цехов. Наиболее полно присутствуют на рынке три ведущих игрока. Доля каждого из этих предприятий по разным источникам оценивается от 16% до 20%. Как сообщил нам исполнительный директор НП ?Альянс? Алексей Подоляко ?по экспертным оценкам, сейчас ?ЕМК?, ?Хороший вкус? и ?Черкашин? занимают более 60% мясного рынка в области. К ним подтягивается Новоуральский мясной двор. Остальные мясопереработчики, местные и приходящие, делят оставшуюся долю рынка?.

Здравствуйте, гости недорогие

Впрочем, пока оставшиеся местные производители довольствуются малым, на рынок рвутся ?гости? из соседних областей и государственных столиц. Как пояснили в пресс-службе Министерства сельского хозяйства, на сегодняшний день наиболее активную политику продвижения своих товаров на Урале проводят предприятия: ?Микоян? (Москва), АПК ?Черкизовский? (Москва), холдинг ?Парнас? (Санкт-Петербург), ?Русские колбасы? (Челябинск) и ?Велес? (Курган).

Опасения экспертов в связи с вторжением ?варягов? обуславливались, в первую очередь, низкими ценами на товары, которые выставляют экспортеры. Еще один инструмент вторжения ?федералов? на Урал ? серьезная рекламная поддержка, которую обеспечили себе ?Кампомос?, ?Черкизово?, ?Микоян?. Как отметил координатор Уральского мясного союза Иван Блинов, московские производители явно нацелены на то, чтобы продолжать экспансию на Урал. ?Свою долю на рынке москвичи будут увеличивать, ? считает Блинов. ? И в этом им помогут столичные торговые сети, которые готовятся прийти в регион. Они предоставят производителям дополнительные площадки для торговли?.

Несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых экспертов, есть сильные аргументы в пользу того, что ?варягов? в Свердловской области не ждут радужные перспективы. Так, серьезно подорвало позиции ?захожих? производителей колбас исследование, проведенное областной общественной организацией по защите прав потребителей ?Гарант?.

По заявлению председателя ?Гаранта? Анатолия Яковлева, в Свердловской области около половины колбасных изделий фальсифицированы. Хотя, по его словам, говорить о репрезентативности выборки нельзя, потому что для исследования были выбраны более ходовые рыночные позиции ? колбасы ?Докторская? и ?Молочная?.

? Мы продолжаем утверждать, что в государственной системе нет эффективных методов борьбы с фальсификаторами. Сейчас нашими усилиями создана комиссия, в которую вошли представители областного Роспотребнадзора, УВД, министерства торговли, министерства сельского хозяйства и продовольствия и общественных организаций. Мы решили подавать иски на фирмы-фальсификаторы, в частности на ?колбасников?, о нарушении прав неопределенного круга потребителей ? по сути, на признание незаконной деятельности того или иного предприятия, ? рассказывает Анатолий Павлович.

Характерно, что основные претензии по качеству продукции эксперты ?Гаранта? предъявили именно к ?иногородним? производителям. Конкретно, низким содержанием мяса отличились колбасы Уфимского ООО ?Нумик?, трех челябинских предприятий: ООО ?Уралколбасы?, ООО АПП ?Лазурное?, мясоперерабывающее предприятие ?Калинка?. Есть претензии к нижнетагильскому комплексу ?Модуль?, Пермскому мясокомбинату, ?Омскому бекону?.

Среди качественных продуктов были отмечены колбаса ?Докторская? комбината ?Хороший вкус?, ЕМК и полевского колбасного завода ?Черкашин&Партнер?. Неясна до конца ситуация с мясоперерабатывающим предприятием Курганской области ?Велес?. В результате первой проверки было установлено, что колбаса не соответствует ГОСТу, но уже вторая проверка опровергла первую.

? ?Варяги?, безусловно, имеют заметную долю на местном рынке, но оценивать их как серьезных конкурентов местным производителям пока вряд ли стоит. Пока их доли на местном рынке ?остаточные?. Они в основном занимают дорогой ценовой сегмент сырокопченых колбас, да заполняют собой пробелы в ассортименте, которые иногда возникают. Но здесь нет места массовому спросу, - заявил JM Алексей Подоляко. ? ?Велес?, например, пока не настолько интересен массовым потребителям, чтобы они ради него оставили свои вкусовые пристрастия, сформированные годами. Коротко говоря, чтобы дать ?иноземцам? шанс расширить долю рынка, наши местные игроки должны сильно испортить себе репутацию.

?Вторая волна? для региональных компаний

Аналитики отмечают тенденцию к быстрому увеличению числа покупателей у средних пищевых компаний. Так, если лидеры среди крупных российских пищевых предприятий показывают темпы роста около 20% в год, то у среднего бизнеса это показатель достигает сегодня 50-60%, а в первое время обороты таких компаний удваиваются ежегодно.
Наблюдатели говорят о ?второй волне? на пищевом рынке и прогнозируют, что со временем средние региональные компании смогут ?отъесть? долю у нынешних гигантов. Эти предприятия оказываются наиболее динамичными участниками рынка - их темпы роста существенно выше, чем в среднем по отрасли. Сегодня это - самое заметное явление на российском потребительском рынке.

Таким образом, областные производители мясопродуктов, которые предпринимают активные действия по увеличению рыночной доли, имеют все шансы на успех. И этот шанс, так или иначе, каждый игрок на областном мясном рынке пытается использовать. Специалисты отмечают активное продвижение продукции Новоуральского и Каменск-Уральского мясокомбинатов. На Богдановический мясокомбинат пришла новая управленческая команда, проходит серьезная реконструкция производственных мощностей. Там также не скрывают своих амбициозных намерений.

Как отмечают в НП ?Альянс?, спрос на продукцию колбасного завода ?Черкашин&Партнер? превышает предложение и перед предприятием регулярно стоит проблема полного выполнения заявок торговли: продукция расходится в магазинах, и мощностей комбината для обеспечения необходимых объемов не всегда хватает. Нам стало известно о планах ?Черкашин и Партнеръ?: сейчас компания предпринимает серьезные шаги по расширению производства.

? Расстановку сил на рынке я оценить не берусь, ? заявил JM владелец предприятия Александр Черкашин. ? Мы делаем свой объем - 25 тонн продукции в сутки, большего позволить себе не можем. Весь наш товар покупатель находит. Пока вопрос того, кто какую долю занимает, волнует производителей мало. У нас, да и у каждого своя доля на рынке.

При этом известно, что исторический лидер среди местных производителей мясной продукции, ЕМК в последнее время значительно сократил свою рыночную долю. По оценкам аналитиков, отчасти здесь сыграл свою роль возросший объем ввозимой в область мясной продукции. Еще 7-10 лет назад долю ЕМК оценивали в 65%. Но в последние пять лет компания оказалась поставленной в условия жесткой конкуренции. Главным конкурентом для мясокомбината стала молодая компания ?Хороший вкус?, выкупившая площади бывшего городского молзавода и четыре года назад начавшая производство колбасных изделий.

Смена власти

В июле этого года стало ясно, что ?Хороший Вкус? уже не только догнал, но и перегнал ЕМК. На днях областное министерство сельского хозяйства подвело итоги работы мясной отрасли за второй квартал. Как показывают цифры, на данный момент в области сменился лидер: если до сих пор самой большой объем выпуска колбасных изделий приходился на ЕМК, то сейчас комбинат ?Хороший вкус? обогнал его по количеству производимой, а следовательно ? и продаваемой продукции.

По данным свердловского министерства сельского хозяйства, за 1-е полугодие 2006 года в области произведено 26 200 тонн мясопродуктов (включая мясо птицы), колбасных изделий произведено 13 430 тонн, из них 4 280 тонн- продукция ?Хорошего Вкуса?. В первом квартале ЕМК еще сохранял за собой первое место (объем выпущенных колбасных изделий составил 2 161 тонн у ЕМК, и 1 832 тонн у ?Хорошего Вкуса?), но потом ситуация поменялась. Как сообщил начальник отдела по переработке продукции и сельхозрынку Минсельхоза Михаил Смоляков, по итогам последних трех месяцев ?Хороший Вкус? вышел на первое место в области по производству и реализации колбасных изделий. За этот период ?Хороший Вкус? произвел 2 447 тонн продукции, обогнав ЕМК почти на 100 тонн. По производству полуфабрикатов ЕМК пока сохраняет лидирующую позицию, сразу за ним идетКаменск-Уральский мясокомбинат.

Сегодня комбинат ?Хороший Вкус? выпускает до 50 тонн продукции в смену. Из 150-165 тонн колбасных изделий, ежедневно продаваемых в Екатеринбурге, 30 т приходится на долю ?Хорошего Вкуса?. Помимо этого продукция реализуется как в Свердловской области, так и за ее пределами.

Трудно сделать однозначный вывод о том, каким образом комбинату удалось достичь такого результата. Многие участники рынка говорят овесьма активной, даже агрессивной маркетинговой политике ?Хорошего Вкуса?. Отмечают большую рекламную поддержку, которая сопровождала выход марки на рынок и ее дальнейшее продвижение, сильную команду топ-менеджеров и технологов предприятия.

Справедливости ради заметим, что по качеству выпускаемой комбинатом продукции оценки расходятся. Кто-то по-прежнему ?пальму первенства? отдает колбасе производства ?Черкашин&партнер?. Но, как бы то ни было, ?Хороший Вкус? стал первым мясоперерабатывающим предприятием, чья продукция получила знак ?Екатеринбургское качество?. Как рассказал JM исполнительный директор ?Уралпищепрома? Иван Колодяжный, объемы реализации колбасы ?Докторская? мясокомбината ?Хороший вкус? возросли в сетях на 25-30%, а именно этот продукт был одним из удостоившихся почетного знака. Что же касается остального ассортимента комбината, то его успех у потребителей опять же можно объяснить работой с качеством продукции.

Сдавать завоеванных позиций ?Хороший Вкус?, конечно, не собирается. Как нам сообщили на предприятии, комбинат запланировал очередной серьезный рывок: в скором времени будет завершена реконструкция и вывод на полную мощность Горноуральского (бывшего Лайского) свинокомплекса. После запуска нового объекта, ?Хороший Вкус? сможет целиком работать на собственном сырье, что позволит не только держать стабильное качество производимой продукции, но и а позитивно скажется на ее цене.

Похоже, все основные игроки на мясном рынке готовы вести нешуточную борьбу за лидерство. Естественно, ЕМК вряд ли легко смирится с утраченными позициями. Да и остальные мясопроизводители едва ли собираются остановиться на достигнутом. Видимо, в этой торговой отрасли в Свердловской области по-прежнему будет сохраняться ?горячая? обстановка.

Антон СОКОЛОВ

Просмотров: 1837

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Мария Вьюгова, студентка УрГПУ:

«Я люблю наряжаться и не смогу подобрать наряд, если не буду знать, какая сегодня погода»

понедельник, 25 мая

Сегодня

+17
+17
+25
+25
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Сегодня в 10:51

Элитную екатеринбургскую клинику неврозов перепрофилировали под лечение больных коронавирусом

Пациентов с COVID-19 в «Сосновый бор» повезут уже сегодня.

Сегодня в 10:45

Куйвашев объяснил, как будут открывать фитнес-залы

Но произойдет это еще очень не скоро.

Сегодня в 10:34

Пока все дома: 7 лайфхаков о ЗОЖ на удаленке

Один из этапов возвращения к привычной жизни – поддержание здорового образа жизни.

Сегодня в 10:06

Екатеринбурржцы возмущены тем, что в Парке Победы в «карантин» сдают в аренду беседки

Пока одни соблюдают изоляцию, другие – выезжают компаниями на шашлыки