Тимур Абдуллаев: «Больше улиц без машин и полезных функций для людей. Главным на улицах Екатеринбурга станет пешеход»

Интервью JustMedia.ru с главным архитектором Екатеринбурга Тимуром Абдуллаевым.

Тимур Абдуллаев: «Больше улиц без машин и полезных функций для людей. Главным на улицах Екатеринбурга станет пешеход»
Тимур Абдуллаев: «Больше улиц без машин и полезных функций для людей. Главным на улицах Екатеринбурга станет пешеход»

Главным на улицах Екатеринбурга должен стать пешеход. В связи с этим в течение ближайших десяти лет в городе предусматривается создание пешеходных улиц, значительное расширение зоны платной парковки, в том числе на периферии, а также благоустройство «зеленого меридиана» уральской столицы.

 

О том, какие улицы могут стать пешеходными, как преобразится набережная Исети, что ждет ЦПКиО и может ли там появится зоопарк, JustMedia.ru узнал у главного архитектора Екатеринбурга Тимура Абдуллаева.

 

Тимур Насырович, в Москве система общественных пространств ориентирована на пешеходов. В каком направлении у нас будет развиваться благоустройство города? Станет ли, например, больше пешеходных улиц?

 

—Идею создания максимального количество пешеходных зон и пространств администрация города, однозначно, поддерживает. Но надо сделать так, чтобы их организация не приводила к конфликтам между собственниками. Ведь, с одной стороны, вторгаясь в сложившуюся застройку, мы так или иначе вынуждены реконструировать улично-дорожную сеть, ограничивать транспортный доступ к каким-то объектам. С другой стороны — нужно понимать, что в любом городе центр должен быть зоной свободной пешеходной доступности. Поэтому судьба многих второстепенных улиц и переулков Екатеринбурга сегодня обсуждается в разрезе их реорганизации в пешеходное пространство.

 

Такой подход — благо не только для города и его жителей, но и для коммерсантов, многие из которых этого, к сожалению, пока не понимают. Любой уличный ритейл, кафе, выставочные галереи, которые попадут в зону влияния этих пешеходных зон, заживут по-новому. Другое дело — как заинтересовать коммерсантов вложить денежные средства в создание таких пространств? Вопрос отсутствия финансирования тормозит реализацию этих проектов.

 

Хотя в отдельных случаях заинтересованным лицом становится якорный арендатор территории. Например, в данный момент с застройщиком «Пассажа» мы обсуждаем развитие пешеходной зоны в районе Театрального и Банковского переулков,, разрабатывается проект реконструкции и площади перед станцией метрополитена.

 

 

 

Определен ли уже перечень улиц, которые могут стать пешеходными?

 

—В стадии обсуждения концепция создания пешеходной зоны по улице Толмачева от проспекта Ленина до Малышева. Главное в таких проектах — интересный сценарий. Чтобы эти территории не просто формально оказались благоустроены, а получили свое тематическое наполнение, новую точку притяжения. Стали не просто транзитной зоной по доставке человека из точки А в В, а некой самоценной территорий, куда бы человек стремился прийти, где бы хотел задержаться. Если все будет идти по такому сценарию, то эти зоны сами по себе станут генераторами развития городской среды.

 

Концепцией застройки квартала телебашни предусмотрено создание пешеходных зон и улиц. Например, свободной от автомобилей хотят сделать улицу Народной Воли.

 

—Статус этой улицы довольно странный. Это больше похоже на местный проезд, который непонятно что с чем соединяет. Основой развития пространства вокруг телебашни должен стать новый транспортно-пешеходный каркас. Важно правильно разделить потоки. С одной стороны, необходимо ввести транспорт внутрь квартала, чего сегодня нет. Это создаст хорошие условия для развития дополнительных функций данной территории. С другой стороны, нужно развивать пешеходную зону вдоль поймы реки, разрезающей квартал.

 

Главный пешеходный маршрут города — это зеленый меридиан (набережная Исети), который мы, по возможности, хотим сделать непрерывным и связным, чтобы когда-нибудь человек мог спокойно прогуляться от Верх-Исетского до Нижнеисетского пруда.

 

 

 

У вас уже есть понимание развития территории набережной, в том числе в противоположном от центра направлении — в районе набережной Рабочей Молодежи?

 

—Этот вопрос прорабатывается в рамках рабочей группы по развитию набережной реки Исеть. Проводит эту работу некоммерческое партнерство под патронажем департамента архитектуры и комитета по благоустройству Екатеринбурга. На первом этапе собираются и обобщаются все данные, которые могут повлиять на развитие территории набережной, в том числе ожидания горожан. С этой целью был проведен ряд рабочих встреч с представителями различных профессиональных групп населения — архитекторов, представителей искусства, спортсменов, девелоперов. Участники обсуждения высказали свое видение развития набережной. Итогом этой работы может стать техническое задание для подготовки архитектурного конкурса на разработку концепции развития всей территории набережной.

 

Есть ли уже какие-то интересные предложения от представителей рабочих групп?

 

—Предложений от жителей нашего города по поводу того, как бы они хотели использовать тот или иной фрагмент набережной, много. Информация пока обобщается. В данный момент мы собираем проектные ограничения и факторы, которые могли бы оказывать на это влияние. Сценарии развития могут быть различными. Благоустройство территории набережной вовсе не означает заведение русла реки в какой-то укрепленный берег. Во всем мире есть примеры организации как мостовых, так и естественных набережных. Общая протяженность русла Исети достаточно большая, и ландшафтных сценариев много, поэтому для нашего города уместен и тот, и другой вариант. Любая набережная начинает жить тогда, когда появляются интересные функции, когда у горожан возникает потребность идти от одной точки набережной до другой. Когда зоны притяжения сформируются, то и трафик будет осмысленным, востребованным, интересным.

 

Бытующие сейчас подходы к развитию набережной, к сожалению, являются довольно механистичными, я бы даже сказал, скучными. Простое мощеные дорожки и расстановка скамеек и урн не несет ничего нового и интересного. Некоторые части набережной уже выполнены по такому принципу.

 

 

 

В Екатеринбурге ведется реконструкция парков у Дворца молодежи. Есть ли подобные планы на другие рекреационные зоны? Достаточно ли вообще городу зеленых уголков? Многие архитекторы считают, что нет.

 

—Это спорный вопрос. Действительно, в ходе различных обсуждений многие говорят, что в городе мало рекреационных зон. Однако если посмотреть на наш город сверху, то видно, что Екатеринбург просто утопает в зелени. Проблема зеленых зон выражается не в количестве, а в качестве. Многие из них не организованы, не локализованы, и поэтому не функционируют как рекреационные зоны.

 

Одной из главных зеленых зон города является ЦПКиО, где совсем недавно сменился директор и планируется реконструкция. По слухам туда даже могут перенести зоопарк. Есть ли уже концепция развития данной территории?

 

—Не надо путать слухи с утвержденными планами развития. Функцию зоопарка в ЦПКиО на уровне администрации города никто серьезно не рассматривает. Из реальных планов — создание на окраине парка фан-зоны к ЧМ-2018. Кроме того, в данный момент департамент архитекторы совместно с комитетом по благоустройству обсуждает проект реконструкции парка, заказчиком разработки которого выступает дирекция объекта. Согласно документам, предполагается провести реновацию улично-дорожно-пешеходной сети, создать новые интересные зоны, связанные с благоустройством. Никаких инородных вторжений в парк не предусматривается. Обсуждается необходимость реконструкции моста со стороны завода радиоаппаратуры, который сегодня находится в плачевном состоянии.

 

В рамках реконструкции моста планируется ли благоустроить набережную в том районе?

 

—Организовать укрепленную набережную планов нет. Будут организованы пешеходно-тропиночные сети, а также сеть велодорожек. Главная цель — максимально сохранить зеленые насаждения. Рекультивацией поймы реки и экологической оценкой ее состояния должны заниматься природоохранные структуры.

 

 

 

Как сеть велодорожек будет развиваться в городе?

 

—Главная беда с развитием этого вопроса — отсутствие связной системы велосипедного движения. Во всех новых проектах планировок в обязательном порядке предусматриваются велосипедные дорожки, которые являются неотъемлемой частью профиля улично-дорожной сети. В тех районах города, где это не было предусмотрено изначально, не всегда возможно найти место для велодорожек. Для их организации придется ущемлять интересы пешеходов или сокращать количество зеленых насаждений и газонов. Сам механизм реконструкции осложняется тем, что это сложившаяся среда. Кроме того, возникают сложности с источниками финансирования работ, соответственно, реализация таких проектов растянута по времени. Но мы надеемся, что в какой-то момент в городе будет создан полноценный велотранспортный каркас.

 

Если пешеход в приоритете, то предусматривается в связи с этим увеличение мест платной парковки?

 

—Их количество увеличится. Более того, в администрации города рассматриваются варианты создания зоны платной парковки не только в центре города, но и в новых кварталах. Это связано с несколькими проблемами. Все мы знаем, что строительство подземных паркингов — серьезное бремя для застройщиков. Многие из них даже пытаются от этого отказаться, мотивируя это тем, что они не востребованы. Низкий спрос на них связан с большим соблазном жителей новостроек бросить машину во дворе или вдоль дороги. Это приводит к пробкам. Несознательные граждане не покупают паркинг не потому, что не могут себе это позволить, а потому, что просто не хотят этого делать, при этом они хотят владеть одной, а лучше двумя машинами.

 

Работают люди в центре, приезжать и ставить машину во двор или вдоль дорог они будут вечером. Но ночью платная парковка все равно бесплатна. В чем смысл вводить плату за парковку на периферии?

 

—Это понятно. В данном случае мы решаем проблему круглосуточного занимания временных парковочных мест. Многие бросают свои машины на несколько дней, недель, лишая других людей возможности оперативной парковки. Вопрос сегодня не только в том, что мест мало, а в том, что они нецелевым образом использованы.

 

 

 

Как вы видите развитие благоустройства города? И впишутся ли в этот сценарий высотные проекты?

 

—Городу не хватает плотности благоустройства, и качества развитости этой системы. Есть отдельные неплохие объекты и здания, но нельзя говорить, что они формируют городскую среду, пока вокруг не сложилась удобная система пешеходных пространств. Екатеринбург нуждается в реконструкции городской ткани, в развитии улично-дорожной сети, в качественной застройке, которая способствовала бы формированию этой городской среды. Сегодня наш город выглядит рыхловато. Было бы неплохо ввести базовый высотный регламент для новых объектов в сложившейся городской ткани, как это сделано во многих городах мира. Высотные же объекты должны быть локализованы, как это, например, сделано в районе Сити. Либо их появление должно быть обусловлено необходимостью акцентировать их градостроительное положение. Но когда 25-этажки в массовом порядке вырастают внутри пятиэтажных кварталов, это выглядит дико и формированию городской среды не способствует.

 

 

Просмотров: 3982

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Общественный деятель Екатерина Губина:

«На Урале пасмурных дней больше, чем солнечных. Поэтому надо активно использовать альтернативные источники энергии»

четверг, 25 апреля

Сегодня

+2
+2
+10
+10
Днем
+3
+3
Вечером
Загрузка...