Система терризбиркомов «дала трещину»

Поставлена под сомнение компетентность ее «строителя» Владимира Мостовщикова.

Система терризбиркомов «дала трещину» - Фото 1

На прошедшем заседании Свердловской областной думы «незаметно» случился скандал, касающийся деятельности избирательных комиссий в нашей области. Отдельные «горячие головы» в кулуарах думы даже поставили под сомнение законность проведенных в последние годы выборов. Однако, чтобы это доказать, необходима тотальная проверка территориальных комиссий и бюджетов муниципальных образований.
Оживленная дискуссия среди депутатов началась еще на заседании комитета областной думы по бюджету, финансам и налогам, на котором рассматривались результаты проверок, проведенных Счетной палатой по вопросу исполнения муниципальными образованиями их бюджетов в 2007 году. Рабочая группа проверяющих, работавших в Артинском городском округе, натолкнулась на факт расходования бюджетных средств, предусмотренных на организацию выборов. Внимание ревизоров привлекло необоснованное открытие в казначействе лицевого счета для Артинской районной территориальной избирательной комиссии. Дальнейшее разбирательство вопроса привело к тому, что в решении Артинской думы о бюджете на 2007 год главными распорядителями указанных бюджетных средств назначена совсем даже не территориальная комиссия, а избирательная комиссия Артинского городского округа. Она же значится в бюджетной росписи. Оба данных документа являются высшими в иерархии бюджетных документов на территории муниципального образования в течение года. Поэтому, если смотреть на ситуацию де-юре, то получается, что деньги израсходованы не соответствующим участником бюджетных отношений.
Как это ни смешно, но практически все муниципалы в Свердловской области столкнулись с проблемой, как легально израсходовать средства, предусмотренные на проведение местных выборов. Камнем преткновения стала сложившаяся в Свердловской области система избирательных комиссий.
Дело в том, что в соответствии с действующим избирательным законодательством местные выборы могут проводить две комиссии — либо муниципальная избирательная комиссия, либо территориальная избирательная комиссия, уполномоченная региональным избиркомом по просьбе представительного органа муниципального образования (т.е. думы). В Свердловской области усилиями председателя облизбиркома Владимира Мостовщикова «построена» система терризбиркомов, являющихся по своему статусу государственными органами власти. Практически все они уполномочены проводить местные выборы. Однако между бюджетным и избирательным законодательством возникла несогласованность. По бюджетному законодательству государственные органы не могут быть главными распорядителями бюджетных средств муниципальных бюджетов. Таким образом, в бюджете муниципального образования никак не могла появиться территориальная избирательная комиссия в качестве распорядителя бюджетных средств. Другой возможный участник бюджетного процесса — получатель бюджетных средств. Однако терризбиркомы не могли получить и этот статус, так как в таком случае нарушался бы принцип подведомственности. По бюджетному кодексу каждый получатель бюджетных средств подведомственен (т.е. находится в подчинении) определенному главному распорядителю. Представьте, если бы муниципалы «сделали ли бы подведомственными» органам местного самоуправления государственные органы власти. В этой ситуации Владимир Мостовщиков на страницах облизбиркомовской газеты выступает с разъяснениями, что, в соответствии с Бюджетным кодексом, финансирование выборов регулируется избирательным законодательством. А оно, в свою очередь, позволяет избирательные комиссии делать главными распорядителями бюджетных средств.
Здесь следует дать некоторые разъяснения. Порядок и правила расходования средств бюджетов, предусмотренных на обеспечение финансирования подготовки и проведения выборов и референдума, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» установлены в главе VIII «Финансирование выборов и референдума» (статьи 57—60). В соответствии с пунктом 3 статьи 57 указанного Закона главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются только Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Как видно ни о каких территориальных избирательных комиссиях речи не идет. Однако, со слов ревизоров, работники облизбиркома, разъяснили муниципалам так: терризбирком наделен полномочиями муниципальной избирательной комиссии? Значит, он и есть муниципальная избирательная комиссия. Однако такая позиция противоречит уже и Конституции Российской Федерации, «разводящей» государство и местное самоуправление.
Так как же выйти из этой ситуации? По мнению специалистов, знакомых и с избирательным, и с бюджетным законодательством, гипотетически возможны три варианты решения проблемы:
Вариант первый: в законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность передачи полномочий с одного уровня власти на другой. В таких случаях действует принцип, в соответствии с которым такая передача полномочий сопровождается передачей средств соответствующего бюджета в виде субсидий на их исполнение. Однако органы местного самоуправления не могут воспользоваться данными возможностями, в связи с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 15-П от 30.11.2000. В соответствии с указанной позицией, вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно. Поэтому, чтобы заработала такая схема финансирования терризбиркомов, нужна коррекция позиции Конституционного Суда, а это трудно.
Вариант второй: данный вариант с подачи Минфина Свердловской области и реализуется в муниципальных образованиях с разной степенью успешности. Суть его в следующем - в приказе Министерства финансов Российской Федерации № 1н от 22.03.2005 предусмотрены такие субъекты кассового обслуживания, как «иные получатели бюджетных средств», статус которых присваивается получателям средств бюджета, имеющим право в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления) осуществлять операции со средствами бюджета на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях. Статус и полномочия территориальных избирательных комиссий соответствуют указанным требованиям. Однако «западня» данного варианта заключается в том, что Минфин РФ писал эти исключения для получателей валютных средств, находящихся при этом за пределами юрисдикции Российской Федерации и потому этот вариант временный, пока не будут приняты соответствующие изменения бюджетного законодательства или разъяснения судебных инстанций.
Вариант третий: как уже говорилось выше, местные выборы проводить могут две комиссии — муниципальные избирательные комиссии и территориальные избирательные комиссии. Полномочия последней, в соответствии все с тем же избирательным законодательством, также могут передаваться муниципальному избиркому. При этом в бюджетном законодательстве уже есть совершенно законная система финансирования (она описана в первом случае только в обратном порядке). Почему в нашей области настояли на системе терризбиркомов, остается только догадываться.
Кстати, следует отметить, что председатель правительства нынче в ходе работы согласительной комиссии по доработке бюджета уже высказывал негатив по поводу данной системы, заявив, что такой системы нет нигде в мире. Со слов Виктора Кокшарова, у нас председатели терризбиркомов работают от выборов к выборам, а зарплату получают на уровне заместителей глав администраций муниципалитетов ежемесячно (средняя заплата по области — 50 тысяч рублей).
P.S. Работники Счетной палаты поделились с нами еще одной информацией, касающейся сложившейся системы терризбиркомов. У них «на выходе» проверка Горноуральского городского округа, одним из результатов которой является сомнительность правомерности исполнения Горноуральским терризбиркомом полномочий муниципальной комиссии Горноуральского городского округа. Дело в том, что как уже говорилось, терризбиркомы наделяются полномочиями муниципальных избирательных комиссий по просьбе представительного органа муниципального образования. Такая просьба оформляется решением муниципальной думы, а ревизорам было представлено письмо главы муниципального образования пусть и являющегося председателем представительного органа.

Просмотров: 1671

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером