Новый губернатор: взвешенное решение или невыученные уроки?

Чем обернется для Свердловской области назначение Александра Мишарина.

Решение по кандидатуре нового губернатора Свердловской области принято. В настоящее время никто не может сказать, будет ли это для жителей региона благом или злом (последнее, правда, не слишком уместно, ведь государственная власть по своей природе должна переживать за людей). Единственное, что можно констатировать, — президент принял самое рискованное решение из тех, что ему предложили, и Александру Мишарину придется приложить немало усилий, чтобы сохранить в регионе системный баланс.
Необходимо отметить, что сомнение, выведенное в нашем заголовке, не является надуманным. Оно следует из целого ряда сомнений, возникших в ходе процедуры назначения и аналогичных событий в другом регионе. Так, на сомнительность взвешенности принятого решения указывает то, как была представлена информация о внесенной в свердловский парламент кандидатуре. Первая весточка прозвучала в новостном блоке регионального отделения ВГТРК. И хотя это тоже государственный канал, но новость озвучил диктор со ссылкой на пресс-службу Кремля. Следующим был «Первый канал», но и Екатерине Андреевой пришлось самой говорить о принятом решении. Такая подача информации не только наводит на мысль о каком-то неуважении к человеку, в течение долгих лет успешно возглавлявшему один из ключевых регионов, но и порождает предположение в неуверенности власти.
А такая неуверенность вполне объяснима. У федерального центра уже есть негативный пример Иркутской области, в которой также (не особо согласованно с местными элитами) губернатором был назначен Александр Тишанин (даже имя и фамилия очень созвучные). Это был один из первых опытов Кремля в новой процедуре назначения (а не выборов) губернаторов. К слову, Тишанин — также выходец из структур РЖД, молодой и вполне успешный управленец на момент своего назначения. Окончание его губернаторства должно быть еще достаточно свежо в памяти федерального руководства — депутаты иркутского парламента обратились весной 2008 исполняющему еще тогда полномочия президента Владимиру Путину с просьбой освободить Александра Тишанина от полномочий губернатора области досрочно, в связи со значительным ухудшением социально-экономической ситуации в Приангарье.

Наши особенности

Мы отметим ряд моментов, которые характеризуют Свердловскую область и которые следовало бы в первую очередь учесть новому губернатору, если он хочет сохранить баланс сил.
Первая особенность — высшим исполнительным органом в области является правительство во главе с председателем. Следует отметить, что это не совсем уникальный момент — в других регионах также встречается такой институт, но решение вопроса о председателе правительства в таких случаях является всегда ключевым и правильность его решения — первая возможность снизить риски федерального решения. Самым правильным с управленческой точки зрения было бы, наверное, оставить на определенное время правительство в прежнем составе, наладив через собственный аппарат эффективный контроль за его деятельностью. Однако это и самое невероятное решение, так как Виктор Кокшаров являлся одним из основных конкурентов Мишарина. Другим лучшим для области вариантом является Алексей Воробьев. Во-первых, он хорошо знает систему построенную в области, во-вторых, он руководил правительством в бытность Мишарина главой СвЖД, а следовательно, у них есть опят совместной работы.
Вторая особенность связана с имущественным законодательством Свердловской области. Наш регион является пионером в установлении и успешном применении таких понятий, как «казна» и «казенное имущество», и даже на федеральном уровне закона о федеральной казне разработать до сих пор не могут. Вероятность переназначения Алексея Молоткова на должность министра по имуществу области весьма невысока и потому новой команде стоит вспомнить, что расцвет министерства приходился на период руководства Вениамина Голубицкого. Конечно, являясь топ-менеджером «РеновыСтройгрупп», сам он навряд ли вновь займет данную должность. А вот его «воспитанники» вполне могли бы взять под контроль вопросы управления имуществом.
Третья особенность — сфера управления финансами. В нашей области сложилась система, когда финансами муниципалитетов управляют не местные финансовые органы, как того требует Бюджетный Кодекс, а по договору территориальные органы министерства финансов Свердловской области. Следует отметить, что данная система с одной стороны не является такой уж противозаконной (ведь отношения строятся на договорной основе), с другой стороны она позволяет достигать стабильности и законности в управлении финансами на местах. Новому губернатору необходимо понимать, что решение вопроса о министре финансов завязано не только на установление контроля над средствами собственно областного бюджета, но и сохранение стабильного взаимодействия с местными бюджетами. Поэтому кандидатов на данную ключевую должность стоит искать либо в недрах самого министерства, либо среди руководителей бюджетного комитета (бывших и действующего) регионального парламента, так как именно им особенно знакома финансовая кухня области.

Другие варианты снижения рисков

Учитывая систему назначения губернаторов, установленную федеральным законодательством и предусматривающую выражение воли депутатов регионального парламента, нельзя исключать, что депутаты не согласятся с предложенной кандидатурой. Такой вариант событий вполне возможен еще и потому, что тройка предложенная президенту изначально была «заточена» под Росселя (в крайнем случае, был вариант Кокшарова). Именно эти кандидаты обеспечивали поддержку большинства в свердловском парламенте. Сейчас же проросселевские депутаты могут сорвать голосование, если не побоятся за свой статус. Но надо признать, что, судя по опыту в других регионах, вариант весьма фантастичен.
Вторая надежда связана с «встраиванием» Эдуарда Росселя в свердловскую политику в качестве руководителя одного из ключевых органов государственной власти — свердловского парламента. И это наиболее вероятный вариант, позволяющий сохранить стабильность в социально-экономическом развитии области. Представляется, что депутатам, обязанным Росселю своей карьерой, раз они не способны отстоять его в статусе губернатора, следует просить Эдуарда Эргартовича участвовать в выборах в региональный парламент.

 

Просмотров: 690

Автор: Михаил СЕМЕНОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Телеведущий Илья Порошин:

«Находите возможность в этой осенней хандре заниматься своим любимым делом»

суббота, 19 октября

Сегодня

+1
+1
+2
+2
Днем
-5
-5
Вечером
Загрузка...