У Свердловской области рискованный губернатор

Первый политический проект Александра Мишарина вызывает у чиновников и депутатов страх.

У Свердловской области рискованный губернатор - Фото 1
Глядя на первый политический проект нового свердловского губернатора Александра Мишарина, многие эксперты находятся в недоумении. Представители политэлиты пока еще не научились «достукиваться» до нового лидера области, поэтому охотно выражают свои эмоции в СМИ. И опасаются, что новый региональный лидер может не переварить затеянные им изменения в Избирательный кодекс области. Корреспондент JustMedia.Ru оценил все риски, связанные с законопроектом, который в спешке планируют принимать свердловские парламентарии, а также организовал мини-опрос местных VIPов.
Как уже сообщал JustMedia.Ru, изменения предусматривают разделение региона во время выборов на территориальные группы, в каждой из которых партии предложат свои списки кандидатов в депутаты. Напомним, ранее партии представляли единые списки кандидатов для всех территорий области. Максимальное количество кандидатов, которое может сегодня представить партия на выборах в Заксобрание, — 45 человек.
Согласно предлагаемым изменениям в Избирательный кодекс, у политических объединений могут быть от восьми до 14 территориальных групп. Провести и подписать новый выборный закон планируется в один день — 26 ноября. В случае опубликования его до 1 декабря, документ вступит в силу в текущем году и будет применен на весенних выборах депутатов Заксобрания.
Законотворческие риски
Итак, губернатор Александр Мишарин вследствие воздействия заинтересованной группы единнороссов вступил на путь реализации первого своего политического проекта в Свердловской области. Напомним читателям, что проект начался со звонка губернатора Николаю Воронину, в котором он пожурил председателя Областной Думы за то, что последний не посоветовался с ним. Видимо, после этого звонка Николай Андреевич решил не обращать внимание первого лица региона на значительные риски, которые возникают в связи с ускоренной процедурой принятия таких сложных законопроектов и еще «страшнее» поправок к ним. Знающие специалисты привели бы пример, когда в связи с «техническими ошибками» под нож пускали целые тиражи «Областной газеты» (тайно заменяя копию нормативных правовых актов реально проголосованных депутатами на копию, за которую они должны были проголосовать). В худшем варианте законотворческий процесс запускался по новой, дабы внести срочные существенные изменения в только что испеченный Закон. Причем технические ошибки возникают не по вине депутатов и должностных лиц, а лишь в связи с тем, что какой-нибудь работник передал не последнюю копию законопроекта. В чем, кстати, также не его вина, так как в процессе разработки законопроекта, а особенно его доработки таких копий просто уйма и спутать один с другим легче простого.
Здесь в подтверждение наших доводов следует указать на специфику законопроекта, который будут принимать палаты 26 ноября. Его вносила группа депутатов, а не областная избирательная комиссия, которая разрабатывала бы аналогичный проект закона совместно с правительством, а, следовательно, предусмотрела бы в областном бюджете расходы на его реализацию. Учитывая, что авторы таких законопроектов должны в обязательном порядке представлять свои расчеты, а Правительство в обязательном порядке – заключение, рискнем предположить, что оно было скорее отрицательным и соответствующие расходы не были предусмотрены ни в бюджете 2009 года, ни в бюджете 2010 года.
Специфика документа связана с тем, что изначальная его концепция предусматривала деление области на 7 избирательных округов, а губернатор, насколько мы поняли, предлагает делить на 14. Чтобы квалифицированно внести изменения в первоначальный документ, необходимо профессионально подготовить поправки. В Свердловской области на такое способны только специалисты Уральского института регионального законодательства в соавторстве с отдельными специалистами аппарата Законодательного Собрания. При этом оценивая масштаб поправок и скорость процесса, этим должен заниматься самый компетентный в избирательном законодательстве специалист данного Института с привлечением нескольких коллег. В противном случае, значительно увеличиваются риски возникновения тех самых «технических ошибок».
И, наконец, третья специфика законопроекта заключается как раз в том, что для его реализации потребуется либо формирование 14 окружных избирательных комиссий (по числу округов), либо возложение полномочий на 14 других комиссии. Это предполагает дополнительные расходы на соответствующие организационные мероприятия и на зарплату, а возможно потребует и изменений в Законы о бюджете (в случае если все же будут формироваться 14 окружных избирательных комиссии). При последнем варианте после внесения изменений в избирательное законодательство, нужно будет срочно запускать процесс внесения изменений в бюджеты.
Завершая оценку законотворческих рисков, подытожим, что по большому счету их можно снять. Но это требует серьезных усилий и исключает спешку.
Политические риски
Оценку политических рисков хотелось бы начать с изложения некоторых сомнений относительно природы срочно принимаемого законопроекта.
Россель в свою бытность губернатором с большим трудом соглашался на такие изменения. И в этой своей логике он являлся больше менеджером, чем политиком. Изменения в любые процессы, а особенно в такие как избирательный, требует тщательной и длительной проработки. При этом следует понимать, что сам избирательный процесс ориентирован на длительные сроки своего применения. Потому и возникают сомнения, когда начинаешь анализировать ситуацию с законопроектом.
Авторы законопроекта помимо предлагаемых новаций ратуют как минимум за отмену ротации областной думы, а то и за объединение палат. Таким образом, если в области реализуется первый вариант, на следующих выборах необходимо будет избирать 28 депутатов, во втором случае – большее число (зависит от грядущих федеральных изменений и принципов формирования Законодательного Собрания, которые выработают наши депутаты в будущем). Как помнится, количество округов определялось, исходя из количества избираемых депутатов. Если такой принцип сохранится, в последующем потребуется изменять количество округов. Здесь мы хотели бы выразить свое абсолютное согласие с решением Губернатора по вопросу о необходимости деления области на большее количество округов. Если возвратиться к природе документа, то его авторы (они и сами это признают) решили опереться не на авторитет лидеров регионального масштаба, входящих в первую тройку, как это происходит при действующей избирательной системе, а на лидеров более низкого уровня, чей авторитет простирается в лучшем случае на несколько муниципальных образований. В нашей области такими можно признать разве что депутатов Палаты Представителей, но их насчитывается 21. И если в случае с выборами в верхнюю палату округа охватываю в среднем 3 муниципалитета (не считая крупные города), то в один из 14 округов войдут уже 4 муниципалитета. Таким образом, авторитет потенциальных кандидатов в Областную Думу должен быть «шире» авторитета действующих сенаторов, чуть уступая авторитету депутатов Государственной Думы от Свердловской области. Кадровый голод, наблюдающийся в настоящее время даже в «Единой России», показывает, что проще не искать лидеров такого масштаба, а «снижать» масштабность их авторитета. Последнее опять же приблизит их к электорату.
Возвращаясь к рассматриваемым изменениям, рискнем предположить, что избирательную кампанию хотят начать с изменений правил игры. Но в том и риски, что правила не отработаны и неизвестно как они отразятся на игре всех участников избирательной кампании, в том числе «Единой России». В любом случае спорные ситуации будут разрешаться в судах (те же свердловские ЛДПРовцы «грешат» этим). И если по действующим правилам у судейского сообщества уже сложилось определенное видение принятия решений, то новые правила спровоцируют поиск новых решений. Возможно не в пользу «Единой России»
Следующий политический риск связан с тем, что если при действующей системе результаты выборов определял лояльный «Единой России» председатель облизбиркома Владимир Мостовщиков и не менее лояльные его подчиненные, то при новой системе результаты будут принимать 14 окружных (либо наделенных их полномочиями 14 территориальных комиссий). В связи с этим возникают значительные риски во взвешенности и достаточной компетентности данных комиссий. В подтверждение можно привести пример все той же Сысерти. О лояльности председателя Сысертской территориальной избирательной комиссии Нины Ющенко можно было складывать легенды (это могут подтвердить ее коллеги по ТИКам). Но однако ситуация сложилась так, что и она «сломалась». После этого случая, думаем, что даже суперспециалист Мостовщиков не гарантирует ожидаемого результата.
В заключении скажем, что если будут учитываться все вышеперечисленные риски, мы допускаем успешную реализацию проекта. Однако с точки зрения управленческой парадигмы, требующей большей проработанности и взвешенности в принятии решений, наверно следовало бы повременить с принятие актуального решения. Понимаем, что слишком сложно без потерь остановить уже запущенный процесс, но это все-таки возможно. И в этом помогут зубры местной политики – депутаты.

КОММЕНТАРИИ:
Николай Воронин, председатель Свердловской областной думы:
Законопроект о территориальных группах предусматривает создание общеобластного списка кандидатов в депутаты от различных партий и 14 территориальных списков. Законопроект прошел все экспертизы. Они, в целом, положительные. Сейчас избирательная комиссия работает над положением о разделении территорий области согласно спискам территориальных групп. У них осталось очень мало времени. В первые дни после одобрения закона положение уже должно быть готово. Закон потребует небольшие дополнительные расходы, так как на выборах придется печатать не один общеобластной список, а еще 14 списков кандидатов территориальных групп. Расходы будут от нескольких десятков до ста тысяч рублей.
Владимир Машков, депутат Свердловской областной думы от фракции «Единая Россия»:
Когда Александр Мишарин выступал на встрече с депутата до его избирания губернатором, он говорил «я за любые изменения, если они будут идти на пользу избирателям». В предлагаемом законопроекте предлагается ввести региональные группы на выборах депутатов Заксобрания. Избиратели получат на участках 2 списка: общеобластной и список своей территориальной группы. Максимальное количество территориальных групп – 14. Партия может представить своих кандидатов не меньше чем в 8 территориальных группах. Если она не может представить своих кандидатов в 8 группах, партия исключается из участия в выборах. Новый закон заставит партии усилить кадровую работу. Раньше они представляли одних и тех же кандидатов в общеобластных списках на выборах в Заксобрание. Эти же люди были кандидатами на местных выборах в муниципалитетах. Закон заставит партии создать реальный кадровый резерв.
Кирилл Баранов, депутат Свердловской областной думы от фракции ЛДПР:
Наша фракция будет голосовать против поправок в Избирательный кодекс. Мы считаем, что образование 14 территориальных списков приведет к уменьшению демократии в избирательном процессе. В 8 списках партия должна обязательно представить своих кандидатов, иначе не будет допущена на выборы. Мы считаем, что все партии должны быть в равной степени допущены к избирательному процессу. Предложенный законопроект превращает выборы в мажоритарную систему. Партии оказываются в неравных условиях, в то время как при системе, когда существовали единые общеобластные списки, они были относительно в равном положении.
Андрей Альшевских, депутат Свердловской областной думы от фракции КПРФ:
К новой системе выборов я отношусь подозрительно. Не все участники могут однозначно сказать, плохо это или хорошо. Если взять партии, то многие могут неправильно истолковать законопроект. Избирателей он просто сведет с ума. Его нужно принимать, как минимум, за полгода до выборов. А тут за 10 дней избирательная комиссия должна нарезать территории. Закон долен вступить в силу. Это на руку «Единой России». Она будет использовать административный ресурс, так кандидатам не с чем выходить к избирателям. Цель закона – максимально выдавить оппозицию.

Просмотров: 1432

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

четверг, 28 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Коммунальщики перекроют проезд по улице Мичурина в двух местах

Сегодня в 15:43

Коммунальщики перекроют проезд по улице Мичурина в двух местах

Ограничения продлятся до осени.

Больше 4 тысяч свердловчан переедут из ветхого жилья в 2024 году

Сегодня в 15:21

Больше 4 тысяч свердловчан переедут из ветхого жилья в 2024 году

Евгений Куйвашев поручил сохранить темпы расселения ветхого и аварийного жилья.

В подмосковном Шарапово нашли невзорвавшийся дрон-камикадзе ВСУ

Сегодня в 15:00

В подмосковном Шарапово нашли невзорвавшийся дрон-камикадзе ВСУ

Беспилотник упал на территории лесопарка и был найдем местными жителями.

Пожароопасный сезон начнется в Свердловской области на неделю раньше

Сегодня в 14:47

Пожароопасный сезон начнется в Свердловской области на неделю раньше

Евгений Куйвашев перенес срок начала действия ограничительных мер на 5 апреля.

На трассе недалеко от Североуральска произошло ДТП с пассажирским автобусом

Сегодня в 14:30

На трассе недалеко от Североуральска произошло ДТП с пассажирским автобусом

В аварии пострадали водитель автобуса и пассажир легкового автомобиля.