Правительство Свердловской области: какое оно может быть

И какими будут новые приницпы власти.

Правительство Свердловской области: какое оно может быть - Фото 1

Наш аналитик познакомился с первыми заявлениями нового губернатора, вспомнил свои предложения по выходу из кризиса годичной давности и готов представить вариант сценария экономической политики области на ближайший период.

Принципы новой власти
Губернатор Свердловской области высказал свои принципы формирования правительства, среди которых проектный принцип управления, инфраструктурная направленность в расходах и максимальная смена топ-менеджеров. Попробуем изложить наше видение состава и структуры правительства, исходя из интересов региона и особенностей Свердловской области.
Во-первых, необходимо сконцентрироваться на самых ключевых инфраструктурных проектах, которые возможно реализовать в Свердловской области. Они, действительно, могут стать локомотивом выхода из кризиса как региона, так и всей страны. Но так как финансовых ресурсов у территории немного, деньги придется считать с особой тщательностью.
Во-вторых, необходимо учитывать при формировании правительства, что данные проекты должны быть с одной стороны масштабные (выходящие за четырехлетний период), с другой стороны не «бесконечные». Их реализация должна быть ориентирована в среднем на восьмилетний срок. Из чего следует, что менеджеры, отвечающие за данные направления, также должны быть ориентированы на данные сроки.
В-третьих, администрации области  следует максимально учитывать предыдущий опыт нового губернатора области, который сделал карьеру в транспортной отрасли и, как оказалось, отвечал за транспортную составляющую проекта Сочинской олимпиады.
В-четвертых, новому составу исполнительной власти стоит помнить, что их предшественники взяли на себя выполнение многих функций муниципальных образований области, и потому нельзя в настоящее время «кидать» муниципалитеты в самостоятельное плавание.
Среди локомотивных экономических проектов представляется необходимым выделить инфраструктурный логистический проект, проект строительства жилищной политики, проект в сфере образования и проект в сфере сельского хозяйства. Под это необходима административная реформа, позволяющая выстроить новые взаимоотношения с муниципальными образованиями. Кроме того, важным условием реализации проектов является развитие государственного частного партнерства.
Инфраструктурный логистический проект
На прошедшей неделе Александр Мишарин озвучил свое желание построить скоростную железную дорогу от Екатеринбурга до Москвы. По ощущениям, данное решение должно стать одним из разделов инфраструктурного логистического проекта. Его конечной целью мы видим завершение строительства аэропорта «Кольцово», а также строительство скоростной автотрассы Париж-Москва-Токио, об участии в проектировании которой нынешним летом объявил главный  архитектор области (напомним, что чиновник сообщил о проектировании участка такой трассы в районе Сысерти и Полевского). Прекрасно понимаем, что денег областного бюджета для реализации данных проектов не хватит, а потому необходимы лоббисткие усилия нового губернатора для привлечения средств федерального бюджета. Стратегическая цель проектов, которую необходимо при этом обоснованно представлять федералам, это – переориентация океанического грузопотока, который в настоящее время обслуживает доставку грузов из ЮВА в Европу на сухопутный грузопоток. В таком случае еще одной конечной целью данного проекта должно стать создание масштабного перевалочного центра (что должно быть выражено в выработке законодательной базы, подготовке земельных участков и инфраструктуры, а также проведении рекламной кампании). Такой центр может быть размещен в районе юго-востока области – на территории Белоярского, Березовского, Каменского, Сысертского и Полевского районов. Эти территории расположены недалеко от областного центра между тремя столицами регионов (две из которых – миллионики) Екатеринбургом, Челябинском и Тюменью, все они в примерно одинаковой досягаемости до аэропорта «Кольцово». Именно здесь уже начали проектировать скоростную автомобильную трассу.
Насколько нам известно, от источников информации, ссылающихся на человека достаточного близкого к губернатору, из действующего правительства на 101% будут переназначены Анатолий Гредин и Михаил Максимов.
Учитывая их предыдущий опыт работы, можем с определенность сказать, что именно они должны сконцентрировать свои усилия на реализации данного проекта. Не знаем, как губернатор распределит должности в правительстве, но один из указанных персонажей должен быть не ниже вице-премьера по инфраструктурным проектам (курировать  конкретные министерства и рабочие структуры), а второй министром транспорта. Мы не оговорились. Период работы Михаила Максимова министром экономики показал, что он справился не со всеми задачами министерства, которые были в нем сконцентрированы при Галине Ковалевой. Раньше минэкономики отвечал как за экономику областного масштаба (в том числе за формирование областного бюджета), так и за экономику муниципальных образований. По мнению многих экспертов, работа с последними значительно ухудшилась в период руководства нынешнего министра. В связи с этим логично переформатировать задачи министерства экономики и сориентировать его на реализацию экономических проектов и формирование областного бюджета, а задачи по взаимодействию с муниципальными образованиями возложить на министерство – аналог Минрегиона на федеральном уровне.
Проект строительства жилищной политики
Буквально накануне выходных Государственная Дума приняла решение  - разрешить направлять деньги федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на малоэтажное строительство. Это благоприятный сигнал для реализации в нашей области проекта по жилищному строительству. В области остро стоит жилищная проблема государственных и муниципальных служащих, бюджетников, а также вопрос создания маневренного фонда, необходимого в периоды проведения капремонтов зданий и сооружений. Естественно получатели такого жилья должны понимать, что это временно, они должны быть ориентированы на строительство собственного жилья.
Что касается строительства собственного жилья, то здесь необходимо форсировать принятие градостроительных планов в муниципальных образованиях. Для этого требуется растиражировать модельные варианты строительства района «Академический» в Екатеринбурге. Жители области могут частично вкладывать собственные средства в реализацию проекта. Первый шаг в области уже сделан – принят закон «о бесплатной раздаче земельных участков». Теперь надо организовать процесс так, чтобы земля раздавалась с учетом градостроительного планирования и сопровождалось такими мероприятиями (опыт Бразилии Эксперт № 35, 2009), как выдача льготных кредитов на создание инфраструктуры, разработка бесплатных проектов студентами Архитектурной академии, предоставление связанных кредитов в виде стройматериалов, либо товарных сертификатов.
Курирование такого проекта должно осуществлять несколько министерств. Мингосимущества могло бы стать организатором процесса предоставления земельных участков, министерство строительства – организатором условий и процессов строительства, структура, о которой мы говорили в предыдущем разделе (пусть – министерство муниципального развития) – организатором взаимодействия с органами местного самоуправления. Руководителей данных министерств можно искать  среди топ-менеджеров «РеноваСтройГрупп». Некоторые из них ранее являлись чиновниками Министерства государственного имущества (например, Виктор Маслаков, Сергей Ланцов).
В рамках этого проекта на министерский портфель может претендовать мэр Березовского Вячеслав Брозовский. Во-первых, ему удалось создать одно из ведущих предприятий в области стройматериалов, а, следовательно, он знаком со всеми строительными новинками и может успешно оптимизировать строительные расходы. Во-вторых, указанный муниципальный чиновник  за время своего мэрства приобрел хороший опыт руководящей работы в муниципальной сфере.
Министерское кресло также имеет возможность занять кто-то из руководителей Союза местных властей (например, это может быть Александр Штейнмиллер), либо кто-то из чиновников, кто хорошо знаком с принципом формирования местных бюджетов. Таким человеком может быть, председатель Счетной палаты области Андрей Измоденов (правда, опыт данного чиновника очень пригодится и в собственно контрольной сфере). Следует учитывать, что ему удалось сформировать одну из самых эффективных систем контрольных органов, что могут подтвердить его коллеги по уральскому региону и  федеральные его коллеги. А эффективный контроль очень необходим в условиях проектного финансирования.

Образовательный проект
Главной целью образовательного проекта, прежде всего, должно стать кадровое обеспечение вышеуказанных проектов, а, следовательно, Министерству образования области кроме создания федерального университета, необходимо будет сконцентрировать свои усилия на возрождении базы среднего профессионального образования. Необходима работа с представителями крупного и среднего бизнеса в части софинансирования профобразования (они должны быть заинтересованы в обучении как можно большего количества квалифицированных рабочих).
Возможно, популяризации профессионального образования может поспособствовать создание образовательного кластера, что выразилось бы в строительстве жилищных поселков для преподавателей в близлежащих к Екатеринбургу муниципальных образованиях. 
Новый министр образования области Александр Соболев за время своего руководства показал себя достаточно эффективным менеджером, и потому наши эксперты считают, что ему не будут искать замену.

Сельскохозяйственный проект
Поскольку наша область находится в зоне рискованного земледелия, то локомотивными проектами в области сельского хозяйства, будут как и прежде проекты, ориентированные на развитие животноводства и птицеводства. Остальные отрасли придется «затачивать» под них. В России в настоящее время фиксируется значительный спрос на молоко и мясо.
Исходя из этих диспозиций, топ-менеджера областного Минсельхоза необходимо искать в агрохолдингах и агрофирмах, выстроивших вертикальное производство в мясопереработке и переработке молочной продукции. Кстати, в случае удачной реализации инфраструктурного логистического проекта, агрохолдингам и агрофирмам федерального масштаба будет выгодно закупать сырье именно в нашей области, потому что одним из ключевых моментов такие структуры считают оптимальную и своевременную доставку сырья.

Административная реформа
Для реализации большинства правительственных проектов необходима административная реформа. Конечной задачей реформы может стать создание структур, нацеленных на решение задач областного масштаба, а также структур, организующих взаимодействие области с муниципалитетами.
Необходима оптимизация задач министерств экономики и  финансов. Наши эксперты считают, что министерству экономики лучше сконцентрироваться на реализации экономических проектов и «отпустить» контроль муниципалитетов. Причем, если крупный бизнес, как правило, не дает вмешиваться в процессы его развития, то средний и малый бизнес, возможно, придется ориентировать на реализацию инфраструктурных проектов (особенно производственников). В этом свете можно решать и судьбу Уралвагонзавода, по максимуму оставив на заводе необходимые ресурсы, а на базе производственных площадок создать предприятия среднего и мелкого бизнеса, ориентированные на обслуживание экономических проектов.
Министерство финансов также может лишиться муниципальной составляющей. В настоящее время в данном ведомстве весьма значительный блок посвящен работе с местными бюджетами. Такая специфика будет затруднять проектное финансирование. Новый министр финансов должен усилить работу по привлечению различных финансовых ресурсов, наладить долговую политику и иметь опыт финансирования инвестиционных проектов. С нашей точки зрения Минфин – единственное министерство, где возможно необходимо привлечь специалиста – варяга. Возможно, он должен быть из сферы инвест-банкинга.
Не исключено, что работа с муниципалитетами будет сконцентрирована в отдельной структуре, своего рода министерстве муниципального развития. Его задачами могут стать – ревизия расходных полномочий муниципальных образований, адаптация областных и муниципальных программ, разработка модельных правовых актов муниципальных образований в бюджетной, налоговой и управленческой отраслях, стимулирование межмуниципального сотрудничества.
По Уставу области, свердловские депутаты должны будут утвердить кандидатуры министров финансов, государственного имущества и социальной политики. Видение наших экспертов в подборе кандидатур двух первых чиновников мы уже осветили. Что касается министра социального развития, то кадры можно искать среди чиновников, имеющих опыт взаимодействия с различными социальными ведомствами. Логичной кандидатурой могла бы быть Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова. В работе на нынешнем посту она сконцентрировала внимание на тех категориях населения, которые и обслуживает Минсоцразвития, она знакома практически со всеми руководителями учреждений социальной направленности и, будучи депутатом облдумы, приобрела опыт взаимодействия с парламентариями.
 
Многие из тезисов, перечисленные нами – это мысли вслух, высказанные целым рядом наших экспертов и источников в депутатском корпусе, а также среди свердловских чиновников. Как будет сформирован кабинет министров и какими принципами будет руководствоваться новый губернатор – пока все это загадка. Уважаемые читатели, мы принимаем ваши варианты министерских «фамилий» и политических сценариев на ближайшие несколько недель. Вы можете поделится своим мнение в комментариях к этому материалу, а агентство новостей JustMedia будет следить за развитием событий.

 

 

Просмотров: 1724

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером