Первые анализы кампании ЕР: плохая сетка, вялая агитация, «минус» Екатеринбург

Депутаты и политтехнологи начали давать первые развернутые комментарии.

Для многих представителей политической элиты вчерашняя ночь была бессонной, кому-то снились кошмары и, может быть, сегодня не хотелось просыпаться. Эксперты JustMedia.Ru, с которыми мы общались вчера под «процентные выстрелы» избиркома, дали первую оценку прошедшей кампании. Самый главный обсуждаемый вопрос — причина плохих результатов «Единой России» и популярности оппозиции. Большинство опрошенных депутатов, чиновников и политтехнологов считают, что речь вовсе не в абстрактном гражданском обществе, которое вчера восторжествовало в Свердловской области, а в большом количестве объективных обстоятельств и чисто политтехнологических промахов.
Проблема политтехнологий
Ситуацию согласился прокомментировать JustMedia.Ru политолог Константин Устиловский. В очень мягкой и тактичной форме он все-таки развенчал несколько мифов о прошедшей кампании. «В этом году кампания прошла на фоне сразу трех негативных процессов. Во-первых, идет мировой кризис, ухудшилась жизнь людей. Во-вторых, усилилась конкуренция между партиями, в том числе появились законодательный нормы, дающие партийцам больше возможностей. В-четвертых, в области впервые обкатывается схема 14 округов. В итоге, не все избиратели разобрались. Впервые эти 3 процесса сошлись в рамках одной кампании»,— оценивает политолог общий контекст ситуации. 
Но помимо как бы объективных процессов, есть и субъективные — ошибки политтехнологов «Единой России» и плюсы их конкурентов. По словам г-на Устиловского, «если говорить о самой кампании, надо отметить несколько обстоятельств. Очень сильно, сильнее, чем в прошлые разы провели себя партии — конкуренты «Единой России». У них была хорошая продукция, яркие агитационные материалы, в область приезжали все первые лица оппозиционных партий. Это способствовало росту процентов, которые эти партии набрали. Я думаю, что серьезный анализ своей кампании должны провести «единороссы». Кампания не всегда строилась грамотно с точки зрения политтехнологи, достаточно сказать, что первый номер партийной газеты был не самый удачный — шрифт мелкий, текст трудночитаемый, не хватало графики, яркости, образности, мало фотографий. Со 2-го номера газета стала получше, но все равно. В 1-м номере, кстати, была изложена программа партии, мне кажется, она прошла мимо избирателей. Взгляд не останавливался на этой газете. Кроме того, есть ощущение, что не в мере был использован агитационный ресурс.  Можно было бы мобилизовать не только кандидатов в депутатов, но и лучше сформировать отряд агитаторов, пропагандистов. С людьми надо больше работать, больше им разъяснять на каждом заводе, каждом колхозе. При этом, стоит отметить, что «Единой Россией» победа все же достигнута, они взяли в 2 раза больше процентов, чем те же коммунисты. Но чтобы иметь большие результаты, нужны профессиональные политтехнологи, штаб оперативно должен работать. Нужна более тщательная работа на низовом уровне, а она не была сделана. Мало газет, агитации, встреч, мало роликов «Единой России» на ТВ, на радио. Мне показалось, что в эфире доминировали оппозиционные партии, те же коммунисты. Они откупили рекламу по радио,— считает Константин Устиловский. 
Проблема мэров
Особенно показательно то, что «Единая Россия» плохо работала на «низовом уровне» - проигрыш мэрских выборов в 4-х территориях. В книжках по политтехнологи пишут, что у муниципальных кампаний есть несколько азов — хорошая, «своя» агитационная сетка, качественная полиграфия (вкладки в популярные местные газеты, публикация собственного агитационного издания, где упор делается на сильные креативные слоганы и хорошую графику), харизматичный кандидат, цель которого круглосуточно проводить встречи. Соблюдая эти правила, вполне можно выиграть кампанию.
По мнению Константина Устиловского, кроме сетки и агитационной литературы, на местах у партии власти были проблемы с кандидатами в мэры. «Почему не прошли кандидаты в главы муниципальных образований от «Единой России»?  Мишарин, как губернатор, серьезно усилил требования к мэрам, мы видим это на примере Артемовского. Но и партия, вслед за губернатором, должна более тщательно подбирать кандидатов в мэры. То, что никто из предложенных людей не прошел, это есть претензии к действующей власти. Значит, партия не самых сильных и эффективных кандидатур отобрала. Вывод — с кадровым резервом надо работать. Заранее, за несколько лет готовить людей, проверять, обкатывать, делать более узнаваемыми для населения, и только после этого выдвигать в мэры. И не факт еще, что этот человек пройдет. Сейчас в мэры прошли несколько самовыдвиженцев, которые сыграли на болевых точках территории. Но окажутся ли они хорошими мэрами? Задача «Единой России» заключается в том, чтобы отбирать и проверять кандидатов, предлагать таких, которые  смогут не только избираться, но и работать потом в команде губернатора, соответствовать его высоким требованиям», - считает политолог.
Проблема Екатеринбурга
Еще одной болевой точкой кампании, по мнению экспертов, считают ситуацию в Екатеринбурге. Город в этом году сработал лучше, чем в 2006 г., но в то же время, политологи считают, что показатели могли бы быть выше.
«С Екатеринбургом вопрос очень тонкий. Если смотреть предыдущие кампании, то на самом деле работала связка: сильный губернатор — сильный мэр. Это оказывало положительное влияние на итоги голосования. Мы видим, что в этом году «Единая Россия» решила провести некий эксперимент — главы Екатеринбурга не было ни в каком избирательном списке. Мне кажется, это могло несколько снизить активность избирателей и количество голосов, отданных в Екатеринбурге за «Единую Россию». Конечно, у кого-то могут быть претензии к мэру, могут быть претензии к положению в городе, но все-таки Аркадий Чернецкий — это избранный глава, он имеет свой электорат и поддержку населения. И конечно, когда он присутствует в списке, – это влияет на людей. Есть, конечно, ситуация Артемовского, где у Манякина был положительный рейтинг — 1-2 процента. Но в Екатеринбурге же все не так, Чернецкий имеет хороший рейтинг в городе, он много полезного делает», - заключает Константин Устиловский. 
Эксперта поддерживают парламентарии Екатеринбурга. По мнению депутата гордумы, руководителя «Дом детского творчества ленинского района» Елены Дерягиной, избиратели в городе плохо сориентировались на этих выборах. «В нашем доме детского творчества находится избирательный участок, вчера я большую часть времени была в нем и ходила по соседним участкам своего округа, смотрела, как идет голосование. Конечно, мы получили результат не такой, какой планировали.  Мне кажется, избиратели в Екатеринбурге сталкивались с двумя проблемами. Ко мне подходили люди и спрашивали, во-первых, что за новая система выборов придумана, почему я живу в Ленинском районе, а должен голосовать за Чкаловскую или Верхисетскую группу? Это как? Люди не понимали, что делать. А, во-вторых, они интересовались, почему мэра Аркадия Чернецкого нет в списках. Во время этой кампании мэр у нас был в стороне. Избиратель не видел фотографии главы города в буклетах, на листовках, нигде, как будто бы он не допущен к выборам. При этом он готовился, он сделал много хорошего для города. По своей сфере могу сказать, у нас активно решается проблема детских садов — строятся, реконструируются новые садики. Мы единственный город, где воспитатели детских садов имеют доплату к ставке — 2000 рублей. Есть много других хороших дел»,— заключает Елена Дерягина.
По словам депутата, один из грустных факторов на этих выборах – мало было молодежи. «Я специально отслеживала, как идет голосовать молодежь. Этот вопрос меня очень волновал. Активность была очень низкая. Со мной вместе были ребята из молодой гвардии, молодежной палаты, они перезванивались и говорили про это. Дима Лихачев, руководитель молодежной палаты мне позвонил, предложил, давайте соберемся и проанализируем результаты. Я ему сказала, мы с тобой должны себе поставить «неуд» за молодежь»,— считает депутат городской думы.
Мнение двух экспертов, которые мы привели в этом материале — во многом собирательные. Часть наших собеседников – депутаты, чиновники, подтверждают эти тезисы, неформально, без ссылок. Очевидно, что подводиться результаты предвыборной кампании также будут на 2-х уровнях — официальном и неофициальном. JustMedia.Ru будет следить за развитием событий на обоих фронтах.

Просмотров: 1337

Автор: Максим СУХОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Елизавета Фитисова, «Уралочка-НТМК»:

«В такие дни особенно хочется выйти и погулять со своим друзьями по любимому городу».

суббота, 30 мая

Сегодня

+17
+17
+25
+25
Днем
+17
+17
Вечером
Загрузка...

Последние события

Вчера в 23:05

В микрорайоне Компрессорном горит общежитие

Пожарные не могли подъехать из-за припаркованных машин.

Вчера в 21:25

Свердловский план по борьбе с безработицей не включает создание новых рабочих мест

Власти отреагировали на заявление министра труда Котякова.

Вчера в 18:25

В Свердловской области более 252 медиков заболели коронавирусом

Такие данные приводит профсоюз работников здравоохранения.