Александр Рявкин: «Дело не в увеличении возраста выхода на пенсию, а в отношении к человеку»

Интервью с лидером свердловского отделения «Правого дела».

Александр Рявкин: «Дело не в увеличении возраста выхода на пенсию, а в отношении к человеку» - Фото 1

В июле этого года в правительстве было определены контуры новой пенсионной реформы, которая должна заработать с 2014 года. Какую формулу на этот раз приготовили населению чиновники, пока не ясно. Очевидно другое: публичного обсуждения вариантов решения этой острейшей проблемы как не было, так и нет. О том, какой ответ на «пенсионный вопрос» можно было бы счесть приемлемым для граждан России, мы поговорили с лидером свердловского «ПРАВОГО ДЕЛА» Александр Рявкиным.

—Александр Юрьевич, почему вопрос о возрасте выхода на пенсию продолжает оставаться «проклятым вопросом» российской политики?

—Это не вопрос возраста выхода на пенсию. Это — вопрос способности государства обеспечивать пенсионеров достойным уровнем благосостояния. Возраст выхода тут является той переменной, игра с которой либо увеличивает социальные обязательства государства, либо уменьшает.

Пенсионная проблема — это проблема и системная, и глобальная. Ее провоцирует стремительное старение населения при драматическом дефиците свободных рабочих рук. Страны Западной Европы и США также как и мы испытывают кризис пенсионной системы и тоже пока не могут предложить в полной мере эффективные средства решения проблемы. Разница лишь в том, что «их» пенсионеры — дожили до пенсии и «их» старость достойно обеспечена. То есть Запад решает проблему будущего поколения. Наши граждане, особенно мужского пола, до пенсии либо не доживают — при этом, всю жизнь отчисляя на нее средства. Либо доживают, получая по выходу порядка 15% от их зарплаты. Денежный эквивалент этих 30% — приговор нашей пенсионной системе.

—Почему же все сводится только к вопросу о повышению возраста выхода на пенсию?

—Мы смотрим на общемировую практику. В западных странах последние 20 лет проблему решали либо увеличивая налоги и взносы по социальному страхованию, либо сокращая пенсии. Сегодня в Европе на одного человека старше 65 лет приходится более 4 человек работоспособного возраста. Ожидается, что к 2050 году этот показатель упадет до 2,4 человека в Англии и до 2 в Германии. Поэтому Евросоюз готовится увеличить пенсионный возраст до 70 лет. В Норвегии собираются ввести гибкую систему выхода на пенсию: от 62 до 70 лет.

В России расходы Пенсионного фонда уже составляют 60% от доходов федерального бюджета. Поэтому чиновники нам говорят, что если не повышать сборы и пенсионный возраст, то совсем скоро либо денег на пенсии не хватит, либо их реальный исчисление будет серьезно уменьшено.

—Так в чем же дело? Может, и правда увеличить возраст выхода на пенсию?

—Сегодня в России пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет, для мужчин — 60 лет. В таком возрасте как у нас на пенсию выходят только в Таджикистане и Белоруссии. Знаете, когда были установлены эти цифры — 55 и 60? В 1932 году, на основе обследований рабочих, которые выходили на пенсию по инвалидности.

Проблема же в том, что сейчас до пенсии не доживают порядка 35% мужчин и 10% женщин. Между прочим, в советское время только каждый третий мужчина и каждая вторая женщина доживали до выхода на пенсию. Так что проблема не нова.

И для государства это не только математическая проблема, но и проблема нравственная. Лидер партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» Михаил Прохоров недавно заявил, что любые выкладки по возрасту выхода на пенсию и формулам ее перерасчета возможны только тогда, когда подавляющая часть потенциальных пенсионеров будет реально доживать до пенсии. А еще правильнее — жить на нее не менее 20-25 лет, как это происходит на Западе. Это — вопрос демографии, вопрос медицины, вопрос политивного психологичесокго климата в стране и здорового образа жизни. Не принимать в расчет эти факты – просто аморально.

—Каковы конкретные предложения «ПРАВОГО ДЕЛА»?

—Я думаю, наши предложения будут детализированы в новой Программе партии, над которой сегодня работают лучшие эксперты страны. На мой личный взгляд, необходим комплексный подход. Нужны структурные реформы на рынке труда. Необходимо выделить в отдельный проект увеличение продолжительности качественной жизни в России в ближайшие 10 лет. Люди должны доживать до пенсии, доживать минимум до 70 лет.

Что касается увеличения пенсионного возраста, то это должно осуществляться только поэтапно. Скажем, в течение 10-15 лет. Кстати, именно по такому пути идет сегодня Германия.

И еще один важный момент. Специалистам, которые работают на высокотехнологических участках, нужно дать возможность продолжать здесь  работать и по достижению пенсионного возраста. Хотя бы в интересах наставничества, обеспечения преемственности знаний. А еще необходимо приучить человека к тому, чтобы он сам, а не власть и чиновники, отвечал за свое будущее. В том числе — за свою старость. И это — очень деликатная работу, за которую нужно браться немедленно.

Просмотров: 2272

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

вторник, 23 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером