25 ноября на Среднем Урале объявили о создании школы нобелевского резерва.
Сегодня, 25 ноября, на Среднем Урале было принято решение о создании школы нобелевского резерва. В преддверие многолетней работы, которую возглавит эксперт в области психологии детства, профессор Александр Лобок и присоединяющиеся к нему ученые мужи, JustMedia.Ru узнал о перспективах и необычного учебного заведения.
«Неправильная» школа для «неправильных» детей
Школа — место, где дети получают знания, привыкли думать мы. На Среднем Урале положено начало «неправильной» школе для «неправильных» детей.
«Время от времени появляются нестандартные дети, белые вороны. Ребенок не может решить задачи своего пятого класса, а решает задачи одиннадцатого,— говорит Александр Лобок.— У него попросту другое мышление. Мы не знаем, как с ними работать. Для этого и нужна координационная сеть педагогов, которые бы занимались с такими детьми».
В первую очередь, школа нобелевского резерва будет учить детей мыслить. Если она, конечно, будет построена.
«Пока решение принято в общем плане,— поясняет JustMedia.Ru Лобок.— Не будем говорить «гоп». Если ничего не будет двигаться с места, меня не будет в проекте. Тем не менее, сегодня на встрече с Александром Мишариным было ощущение настоящего диалога. Для меня это и есть отправная точка проекта».
В резиденции губернатора подтверждают: Александр Сергеевич подключит все дюжие лоббистские возможности, чтобы воплотить один из своих мега-проектов. Напомним, в начале сентября губернатор предложил министру образования Юрию Биктуганову выбрать две-три уральских школы, в которых бы учились талантливые дети — «по принципу школ олимпийского резерва».
«Между системой образования и наукой должен быть посредник. Им, надеюсь, и будет школа нобелевского резерва»,— говорит Александр Лобок.
Команда губернатора — команда рефлексирующих
Катить инновационное ядро в крутую бюрократическую гору к команде Мишарин—Лобок присоединился и небезызвестный Анатолий Вассерман.
«Со мной будет легче,— поясняет свою роль в проекте JustMedia.Ru Анатолий Вассерман.— Благодаря популярности в качестве игрока интеллектуальных игр и опыту политического публициста, я обладаювесом в глазах не только публики в целом, но и властьимущих».
Сегодня Анатолий Вассерман встречался с учениками гимназии «Корифей», одной из предполагаемых площадок проекта. Помимо вопросов о выборах (Анатолий, будучи гражданином Украины, не будет голосовать 4 декабря), приколах на YouTube (интеллектуал любит посмеяться над собой), легендарном жилете (оставил его при входе), Вассермана ожидало и задание как знатоку.
«В Японии есть храм кошек. Он построен в память о семи котах, которые правитель в 1600 году взял с собой в военный поход. Сейчас в этом храм приходят представители одной профессии и молятся о процветании своего дела. Кто они?»,— задал вопрос директор «Корифея» Алексей Бабетов.
Анатолий Вассерман немедленно начал мыслить вслух. Припомнил, что кошки — особо метеочувствительные животные. Поэтому предположил, что ранее по шерсти кошек определяли будущую погоду, а сегодня в храм кошек обращаются синоптики. Знаток ошибся: оказалось, в старые времена, когда часов не было, время определяли по сужающимся зрачкам кошек. Поэтому в храм до сих пор посещают часовщики.
«Зато какая способность выдвигать идеи и мыслить вслух! Очень часто ученый может классно решать проблемы, но не может рассказать про свое мышление,— рассуждения Вассермана впечатлили Александра Лобока.— Это особая задача. Для меня Анатолий — это человек, который готов к качественной рефлексии своих нестандартных ходов. Если бы мы пригласили Григория Перельмана, его бы мало кто понял».
Планируется, что через год будет сформировано сообщество педагогов, подобных Анатолию Вассерману, — которые бы говорили понятно, мыслили нестандартно и вслух.
До всходов «нобелевской» школы доживут не все
Дальнейшее будущее школы нобелевского резерва пока туманно. Но это нормально, считает Александр Лобок, ведь в отличие от других проектов этот сначала аккумулирует идеи, а затем будет выбивать финансирование.
«Есть такая старая шутка у физиков: Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе к нобелевской премии. Открыть что-то новое легче всего на самых нехоженых путях»,— объясняет Анатолий Вассерман, почему будущая школа называется нобелевской. Его суждение в плоскости создания региональных проектов вряд ли применимо.
«Нынешняя система управления образованием несовместима непосредственно с образованием,— отмечает сам Вассерман.— В таких условиях нужны силы, способные действовать вопреки этой системе. Школа олимпийского резерва — очень сильный лозунг, позволяющий пробивать множество чиновных барьеров».
Получится ли энтузиастам от образования поднять свою идею в бюрократическую гору или это будет сизифов труд, мы узнаем в ближайшие месяцы и годы. А как это скажется на российской науке, многие из нас уже не увидят.
«Работа нацелена на перспективу,— поясняют Лобок и Вассерман.— Цикл взращивания сельскохозяйственных культур занимает один-два года. В случае с воспитанием нобелевских претендентов — одно-два поколения. Дорогу осилит идущий».
ФОТОрепортаж со встречи Анатолия Вассермана с гимназистами «Корифея» можно посмотреть здесь.
Просмотров: 2725
Автор: Иван НЕКРАСОВ, фото – Александр МАМАЕВ