Сообщить новость
12 марта в 16:22

ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Руслан Мухаметов о жизни после 18 марта: «Поведение Запада может привести к усилению позиций силовиков в структурах власти»

Прогнозируем ближайшие шесть лет вместе с экспертами.

ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Руслан Мухаметов о жизни после 18 марта: «Поведение Запада может привести к усилению позиций силовиков в структурах власти»
ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Руслан Мухаметов о жизни после 18 марта: «Поведение Запада может привести к усилению позиций силовиков в структурах власти»

 

Чуть больше месяца осталось до главных выборов в стране – выборов Президента России. И поскольку результаты их предопределены с вероятностью 99,9%, эксперты JustMedia.ru, не агитируя за конкретных кандидатов, прогнозируют, чего стоит ждать россиянам в ближайшие шесть лет. Мы задали известным политологам, политтехнологам, депутатам и чиновникам простые вопросы, чтобы понять, как будет развиваться политическая и социально-экономическая жизнь в России. Пойдет новый президент по пути либерализации или, наоборот, будет закручивать гайки? Какова судьба Дмитрия Медведева и кабинета министров? И чем закончится этот срок – преемником или изменением Конституции?

 

Сегодня на вопросы JustMedia.ru отвечает политолог, кандидат политических наук Руслан Мухаметов.

 

По первому вопросу можно обозначить факторы, которые говорят как о проведении политики «закручивании гаек», так и о либерализации в будущем.

 

С моей точки зрения, сохранение нынешнего (низкого) уровня или еще большее ухудшение межгосударственных отношений России со странами Запада может способствовать «закручиванию гаек». Введение новых санкций против Москвы, расширение НАТО на восток, поставки вооружений и военной техники на восток Украины, появление новых военных баз в государствах Восточной Европы – все это не отвечает национальным интересам России. В результате таких действий в России будут усиливаться все больше ощущения «жизни в осажденной крепости», военно-политической изоляции страны, антизападные и милитаристские тенденции в общественном сознании. Это все может привести к усилению позиций силовиков в структурах власти, изменению соотношения сил внутри самой России не в пользу линии на взаимодействие и сотрудничества с Западом.

 

Против политики «закручивания гаек» действует деятельность некоммерческих неправительственных организаций, независимых от государства СМИ, наличие института политической оппозиции. Все они стремятся контролировать работу органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц.

 

В пользу курса на «либерализацию», как мне представляется, говорит наличие во властной вертикали представителей или сторонников данного курса. Однако эти лица отвечают, главным образом, за экономику страны. Кроме того, общественного спроса на либерализацию нет или он незначительный.

 

Что касается проведения в среднесрочной перспективе структурных реформ, то здесь все зависит, на мой взгляд, от внешней конъюнктуры. Сохранение текущей экономической ситуации, когда макроэкономические показатели находятся на приемлемых для властей уровнях, а цена барреля на нефть держится в диапазоне 50-60 долларов, на радикальные изменения власти не пойдут по двум причинам. Первая – отсутствие необходимости в таких шагах, т.к. российская экономика стабильна. Вторая – страх властей перед возможными социальными волнениями в случае проведения структурных преобразований.

 

Мы можем стать свидетелями трансформации в экономике только при наступлении двух условий. Первое – резкое ухудшение ситуации на рынке нефти. Второе – сохранение низких цен на углеводороды продолжительное время. В таких условиях поступления в бюджеты заметно снизятся, и это вынудит власти пойти на реформы (непопулярные). В любом ином случае структурных реформ ждать не стоит.

 

Если говорить в целом, то, естественно, нужно уходить от сырьевой зависимости, диверсифицировать экономику более активно. С моей точки зрения, в реформировании нуждается существующая в стране система гос. управления, которая далека от совершенства: непрозрачная для контроля, недостаточна демократична и отличается тенденцией к закрытости.

 

По поводу третьего вопроса могу сказать следующее: с формальной точки зрения правительство в полном составе уходит в отставку перед вновь избранным президентом. Определенная ротация министров в этом плане неизбежна. Что касается именно фигуры Дмитрия Медведева, то явных претензий со стороны главы государства к нему нет, работа правительства под его председательством признана удовлетворительной, социально-экономическая ситуация в стране под контролем. Это с одной стороны. С другой, существуют ожидания на смену курса и новые задачи, озвученные президентом в Послании Федеральному Собранию, наверное, требуют нового видения ситуации.

 

В среднесрочной перспективе межгосударственные отношения между Москвой и Брюсселем-Вашингтоном маловероятно, что они улучшатся. Говорить о восстановлении прежнего формата и доверия между контрагентами не придется, с моей точки зрения. У сторон есть разное понимание и интересы по целому кругу вопросов как двусторонней повестки, так и региональным темам. Говорить о новой Холодной войне не совсем корректно, т.к. она подразумевала конфликт идеологий и ценностей, чего на данном этапе нет. Однако от этого не легче.

 

Что касается ситуации на Украине, то, на мой взгляд, урегулировать ситуацию на востоке страны представляется на данный момент невозможным. Скорее всего он перейдет (уже перешел) в замороженную стадию и в таком состоянии может существовать долго. Всех заинтересованных лиц это более или менее устраивает.

 

 

Просмотров: 5138

Автор: редакция JustMedia.ru

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также