Александр Трахтенберг о месте культуры в Стратегии 2030: «Такое ощущение, что эта сфера развивалась отдельно от экономики»

Участник слушаний рабочего проекта Стратегии раскритиковал рабочий вариант документа.

Александр Трахтенберг о месте культуры в Стратегии 2030: «Такое ощущение, что эта сфера развивалась отдельно от экономики» - Фото 1
Александр Трахтенберг о месте культуры в Стратегии 2030: «Такое ощущение, что эта сфера развивалась отдельно от экономики»

 


В Свердловской области продолжается разработка региональной Стратегии до 2030 года. Накануне представители власти совместно с бизнесом обсудили еще одну важную составляющую будущего документа – раздел «Культура». Участник обсуждений, независимый эксперт Александр Трахтенберг считает, что создатели рабочей версии проекта не смогли выделить главные цели и недостаточно точно понимают приоритеты развития культуры, как отрасли, в регионе. О том, что представляет из себя рабочий вариант документа, Александр Тратенберг рассказал в рубрике «Открытая позиция».

 

Думаю вот о чем.


Вчера, 14 июля, в рамках проекта Стратегия 2030 состоялось заседание Стратегического совета по разделу «Культура». Профильное ведомство – Министерство культуры Свердловской области. Докладчики – министр культуры Павел Креков, председатель Совета – первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Власов. Сразу хочется отметить по-деловому быструю работу председателя Совета, чего нельзя сказать в полной мере о других. Вопросы задавались весьма острые, а обобщения, основанные на выступлениях, были точны.

 


Следует отметить одну странность: конструкции, информация, приведенные в докладе, несколько отличаются от того текста, который  обозначен, как раздел «Культура» рабочего проекта Стратегия 2030. И нельзя сказать, что отличаются в худшую сторону.
В коротком докладе Павел Креков рассказал о результатах отрасли. Многие отметили их эффективность, что, скорей всего, так и есть, но все это в прошлом. У всех (выступающие тоже это вскользь отметили) есть стойкое ощущение, что культура «развивалась» отдельно от региональной экономики. Очевидно, что и культура как направление деятельности ПСО должна быть использована в качестве одного из инструментов развития Свердловской области, нельзя исключать, что где-то и ключевого, для обеспечения, для подкрепления той глобальной конкуренции, в которую шагнула Свердловская область, для обеспечения инвестиционных процессов в регионе.

 


Яков Петрович Силин как старый и опытный руководитель, как говорится, задал неприятный вопрос - а в чем идея, идеология культуры, как направления деятельности ПСО? Увы, внятного ответа мы не услышали, только отсылки к федеральным документам и президентским указам. Здесь же было указано, что в представленном документе нет ничего о всякого рода частных фондах в области культуры, на что председательствующий сразу точно отреагировал – должно быть ГЧП в сфере культуры. Весьма странно, что это никак не затронул докладчик, ведь это лежит на поверхности. Также была отмечена Яковым Силиным странность системы целей и задач.

 


Министерство экономики Свердловской области опять вынуждено было напомнить об общем методологическом подходе, что структура документа должна быть такой: цели и задачи – один блок; приоритеты – второй блок; механизмы реализации Стратегии – третий блок; целевые показатели – четвертый блок. Все очень просто и логично, но почему-то из раза в раз ничего это мы не наблюдаем. Неужели нельзя понять, что логичная структура документа, а тем более, Стратегии, - это половина успеха, иначе …, складывается впечатление о каше в головах министерских ребят. Возможно, тут недоработка самого Минэка, нет жесткости в координации всего процесса Стратегии 2030, возможно, следует экономическим ребятам работать в режиме «скорая помощь», переделывать всегда сложнее.   

       


Почти все выступающие отметили некую неправильность системы целей и задач. Имеет место быть какая-то методологическая каша из набора приоритетов, причем набора чрезмерного по количеству – не бывает у стратегического документа для довольно узкой сферы деятельности аж шесть целей и такого большого количества задач. Есть все же определенные каноны для подобных документов – две-три цели и до 3-4 задач, как раскрытие каждой из них.

 


Вскользь затронута была тема приоритетов. По странной причине, часть обозначенных приоритетов почти дословно совпадает с целями, что естественным образом приводит к мысли – по сути, приоритеты развития культуры как отрасли не обозначены. В тексте документа упомянуты, исчерпывающе, все направления культуры, которые «работают» в Свердловской области: театры, музыка, цирк, кино и т.п. Очевидно, руководство ведомства не озадачивалось никогда, что приоритетами не могут быть абсолютно все направления деятельности, такого даже нет в КСА, где воткни палку – пойдет нефть.

 

К сожалению, предложенный текст, как раздел «Культура» рабочего проекта Стратегия 2030, начисто лишен ключевой части – механизмов реализации Стратегии. Хотя в докладе описание этого механизма частично присутствовало. Очевидно, что в профильном ведомстве есть понимание этих механизмов и инструментов. Странно, что они не были структурировано описаны в тексте. Это и специализированные программы, как, например, программа «Развитие музейной сферы» и т.п., и упомянутое в докладе развитие многофункциональных культурных центров. В обсуждениях по этой теме предлагалась конструкция ГЧП применительно к культуре и еще более широкий подход - отношение системы государственных и муниципальных учреждений культуры с аналогичными частными учреждениями. В качестве возможного механизма реализации Стратегии было предложено развитие взаимоотношений с различными благотворительными фондами, естественно, частными. Частная составляющая в развитии культуры со временем должна быть серьезно усилена, а по некоторым направлениям она может стать превалирующей.
В самом конце дискуссии был поднят вопрос о необходимости соблюдения жесткой связи: задачи – приоритеты – целевые показатели. Система целевых показателей требует серьезной доработки.

 


Владимир Власов очень коротко, бизнесовым языком, обозначил основные выводы дискуссии: и по системе целей и задач; и по настройке адекватных приоритетов; и по необходимости серьезно раскрыть тему «инновации в культуре», с использованием ИТ; и по увязке целевых показателей с задачами и приоритетами, а также поднял вопрос доступности учреждений культуры и их услуг для людей с ограниченными возможностями.

 


Новая редакция раздела «Культура» рабочего проекта Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года должна быть представлена для обсуждения не позднее 25 июля, а вообще-то, по-хорошему, не позднее середины следующей недели.

 

Просмотров: 2893

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 19 апреля

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

Сегодня в 17:53

Свердловского экс-депутата, шпионившего за женщинами, осудили за взятки

В 2017 году мужчина попался на том, что установил камеры в женских туалетах.

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Сегодня в 17:42

Власти Екатеринбурга заплатят более 10 млн рублей за снос «Кировского» на ВИЗе

Здание магазина потребовалось снести для расширения улицы Татищева.

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Сегодня в 17:33

Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле введут в эксплуатацию в 2025 году

Пуско-наладочные работы планируется завершить уже в июне.

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Сегодня в 16:55

В Самарской области задержали 16-летних подростков, пытавшихся поджечь Ми-8

Несовершеннолетние признались, что получили задание от украинских кураторов.