Деревня, где гуляют Солнце и Масленица. Репортаж с праздника, «сделанного своими руками»

Корреспондент JustMedia.ru и еще 100 екатеринбуржцев сожгли чучело Зимы в «месте силы» у истоков Чусовой.

Это был мой лучший «зимний уикенд» на Урале за последние много-много лет. Представьте себе — глухая, полузаброшенная деревня, где на окраине стоит миниатюрная база отдыха вокруг маленького прудика (подъезжаешь — высокий деревянный забор, за ним два деревянных двухэтажных дома, баня и даже названия у этого места пока нет, потому что оно — новое). А внутри собрались люди, объединившиеся на два дня в «масленичную» общину. Сами строили крепость из снега, шили чучело Зимы, вспоминали старинные масленичные песни, писали сценарий. А потом здесь и сейчас наступил праздник.

Когда нас с друзьями звали, сказали, что будут все свои. Этих «своих» собралось около 100-120 екатеринбуржцев, которые в метель на машинах и даже на специально заказанном автобусе рванули в направлении Верхнего Уфалея, перевалили через хребет имени Гастелло и прибыли сюда, к истокам реки Чусовой. Если бы мы прямо сейчас решили кратко рассказать о мероприятии, то это выглядело бы так: минус 15 килограммов блинов, 4 «вязанки» бубликов, 5 самоваров с чаем, два котла похлебки, одно чучело Зимы, одна снежная крепость, плюс — ВЕСНА ПРИШЛА! Но мне кажется, итоги подводить рано, и событие заслуживает еще пары тысяч знаков текста и нескольких десятков фотографий. Возможно, еще чьи-то глаза загорятся от желания участвовать в создании чуда. В следующий раз. А он будет.

Песни-хороводы-блины и погодные аномалии

Я проснулась в 10 утра в деревянном доме от чудесного запаха, словно в химическую формулу воздуха добавился специальный «блинный» атом. В гостиной сидели розовощекие барышни, наводя красоту недавно изготовленному чучелу зимы.

—Может глазки-носик угольком пририсовать?— спросил кто-то из сочувствующих и праздно попивающих чай.

—Нельзя. По русской традиции, чучело Зимы всегда было безликое, иначе это уже темная магия, кукла вуду получится,— заключает кто-то из экспертов, любующихся работой девушек. А девчонки уже тем временем сплели Зиме косу из желтых ленточек, привели в порядок красное платье с оборчатым подолом.

Выхожу на улицу. Кто-то разметает засыпанный снегом каток, кто-то укрепляет снежную крепость, кто-то складывает «пионерский» костер в половину человеческого роста — все при деле. Заглядываю во второй деревянный дом, там тоже вовсю идет подготовка. Организаторы праздника облачились в народные костюмы, парень с гармошкой и две девушки в кокошниках вполголоса повторяют текст и музыку, я могу разобрать только начало припева: «ой, бляны мои, бляны» (в народной интерпретации гласная «и» уступает раскатистому «я»). Подготовка идет удивительно спокойно, сама собой, я даже не могу понять кто здесь главный, поскольку никто не командует, каждый занят чем-то своим. Словно традиции масленицы у всех в крови, как было у крестьян, которые жили в этой деревне много лет назад и знали каждый свою роль в празднике.

В полдень приезжает автобус с гостями из Екатеринбурга. И вот через 15-20 минут все тянутся на звуки музыки к бане, куда подтянули электричество, шнур с микрофоном, поставили колонки и сделали командный «масленичный пункт». Сначала мы смотрим короткий, но емкий спектакль о том, как вместо масленицы на праздник заглянули метелица и вьюга, потом на печке (на фото!) прибыл настоящий Емеля (правда без щуки), затем пред публикой предстал «Староста» в парике с белыми локонами и треуголке (он же Петр I, он же князь Игорь, он же реальный владелец базы, где мы гостим). И уж потом, наконец, с третьего раза удалось дозваться Масленицу — веселую, голосистую, румяную женщину.

И понеслось… Если вы думаете, что водить хороводы, играть в ручеек, челнок, бочку и еще с десяток подобных игр — простая забава, то это заблуждение. Даже на самой интенсивной тренировке в фитнес-зале я так не выматывалась: бегаешь, одновременно припеваешь за ведущими какие-нибудь строчки песни и решаешь логические задачки разной сложности: сейчас налево, потом направо, потом занырнуть вниз под руки впереди идущей пары, попятится задом, так чтобы никого не снести.

Удивительное дело, после часа игр-песен и хороводов, когда все уже настроились на одну волну — каждый побывал в паре с каждым, выучил слова большинства песен-припевок, — вдруг выглянуло солнце, и прекратилась метель. Тут я вспомнила свой утренний спор в домике с одним из участников проекта.

—А представляете, мы начнем праздник и выглянет солнце! Вот было бы хорошо,— говорю, неохотно надевая сапоги, чтобы выйти на улицу, где с пасмурного неба падает снег.

—Исключено. Я только что смотрел прогноз погоды в телефоне — минус 3 и нескончаемая метель на несколько дней.

—В этом нет ничего удивительного, у нас всегда бывает солнце,— рассказал мне, усмехнувшись в длинную бороду, один из организаторов масленичных гуляний Константин Павлович.— Летом мы отмечали Ивана Купалу в районе Сочи, тогда обещали проливные дожди на несколько дней вперед, и также в середине праздника выглянуло солнце. А еще у нас всегда бывает радуга.

Оглядываюсь по сторонам. И сегодня есть радуга — вокруг столько счастливых лиц, собрались люди всех возрастов — много детей, в том числе годовалых малышей, много молодых ребят в теплых лыжных костюмах, много пожилых тетушек и дядюшек в платках, валенках и телогрейках… Идешь, и с каждым можно запросто о чем-то поговорить или просто обменяться открытыми улыбками, словно ты и взаправду оказался в русской деревне, а это твои соседи по дому, которые сызмала тебя знают и помнят. Вот такие коммуникационные чудеса творит масленица, большой шатер, где в изобилии представлены блины, сгущенка, сметана и пшенная похлебка…

Как я была лошадью, стенкой и защитником крепости

Обычно я сама придумываю различные праздники или проекты, а тут решила попробовать себя в новом качестве. Стать Участником (каждый организатор знает, как это важно, чтобы такие люди были). То есть, зовут водить хоровод — иду, зовут гулять по деревне и поздравлять местных жителей — иду, зовут помогать мужчинам, которых определили быть лошадями и тащить через всю деревню повозку с детьми, — тоже иду, а также иду кататься на бублике, играть в импровизированный керлинг, участвовать в стенке на стенку и, конечно же, во взятии снежной крепости. То есть, последующие 4 часа я постоянно была на улице (как в детстве, когда уходишь гулять на весь день, а потом с мокрыми ногами, заледенелыми варежками и красным носом под вечер приходишь домой).

Мы и вправду подняли на уши всю деревню, решив, поделиться праздником с местными жителями. За ворота базы вывалило 30-40 человек, собравшихся идти в поход. Впереди процессии вышагивали импровизированные человеко-лошади, тянущие повозку, за ними гармонист, а дальше все остальные — веселой гурьбой. Договорились останавливаться напротив каждого дома и кричать: «С праздником, с Масленицей!». Кто-то выходил на улицу, чтобы нам помахать, кто-то смотрел из окон, а один мужичок попросил гармошку и минут 10 зажигал танцпол, который сам собой организовался напротив ворот его дома. Пройдя через деревню, мы сходили к истокам реки Чусовая, где даже стоит соответствующий камень на берегу Чусовского озера.

И вот на улице начинает темнеть. Пришло время кульминации праздника.

—Все стройтесь в шеренгу, рассчитайся на первый-второй,— командует нами, как ротой солдат, длиннобородый Константин Павлович.

Первые встают напротив вторых, и тут я понимаю, что сейчас внушительных размеров мужчина, которому я едва достаю подбородка, побежит на меня, чтобы сломать нашу стенку. Раз, два, три, слышу команду, пытаясь подавить в себе панику, ведь это такая игра, в которую все играют по-серьезному. Через 30 секунд обе наши стенки напоминают кашу-малу, я оказываюсь словно внутри котла, но ничего, пара синяков (весьма ощутимых, например, сейчас, когда я сижу и пишу этот текст), зато руки-ноги целы. И вот мы снова сомкнули ряды. Нашу команду отправляют на крепость приготовиться к защите. Так же как в стенке на стенку, тут все произошло мгновенно — крики-вопли-удары кулаков, а победила все равно дружба.

Отряхиваемся и встаем в хоровод. В последний раз. Даже как-то грустно, что все заканчивается. Красный подол чучела Зимы вспыхивает от первой спички, для верности в костер подливают зажигательной смеси. Все, даже дети, смотрят на обряд прощания с Зимой, проникаясь торжественностью и исключительностью момента. Люди идут по кругу по часовой стрелке, гармонь тонет в сильных, протяжных голосах: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». Пламя вспыхивает, костер разгорается и вот ткань на груди и на голове чучела рвется, внутри оказывается сено, оно вспыхивает и через минуту уже от Зимы ни осталось и следа.

P.S. День закончился, большинство народу разъехались по домам, а мы остались, чтобы вечером у большого деревянного стола петь песни под гитару. В полночь я решилась еще на один подвиг — баню с вениками и прорубь с головой. В два ночи, после кружки крепкого черного чая и короткого, но емкого разговора с хозяином базы (благодаря которому и случилась Масленица), — пошла спать. А перед сном сделала открытие, что этот праздник, наверное, можно описать с помощью закона золотого сечения. Когда всего — блинов, хороводов, игр и песен — было столько сколько надо. И день получился таким, который многие участники положат в самую любимую свою шкатулку воспоминаний и будут хранить под сердцем.

P.P.S. Агентство новостей JustMedia.Ru благодарит организаторов праздника — компанию «Т-игра» и клуб «ВИТА» за возможность в компании их друзей встретить Масленицу и проводить Зиму.

ФОТОрепортаж с праздника смотрите здесь

Масленичные гуляния прошли и в городах Свердловской области. ФОТОрепортажи смотрите здесь, здесь и здесь.

 

Просмотров: 2299

Автор: Ульяна ЕЛФИМОВА, фото: Радий КУМАИТОВ

Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Новости партнеров

Loading...

Юрист Алена Беликова:

«При любых погодных условиях оставайтесь людьми»

среда, 16 октября

Сегодня

+6
+6
+7
+7
Днем
+4
+4
Вечером
Загрузка...