Сообщить новость
27 декабря 2012 г в 12:08

ТЦ становятся братьями-близнецами, рынки закрываются, а ритейлеры борются за клиентов с «федералами». Итоги года в сфере торговли

Объем розничного товарооборота в Екатеринбурге составит около 650 млрд. рублей.

Самыми значимыми событиями уходящего года в сфере торговли, по мнению экспертов, стало открытие сверхгигантского локального объекта «Радуга-парк», районных торговых центров «Ботаника-молл» и «Аида», появление новых арендаторов, ранее не представленных в Екатеринбурге, в числе которых гипермаркет Hoff, Leroy Merlin, торговая сеть «О’кей». Развитие в Екатеринбурге востребованного у населения формата сельскохозяйственных рынков современного уровня — эко-молл «Гранат» и торговый комплекс «Арбуз».

 

В следующем году интенсивное развитие ожидает сегмент торговых объектов современных торговых форматов, представляющих такие специализированны товарные группы, как мебель, товары для дома, строительные и отделочные материалы, сельскохозяйственная продукция. Причем строительство новых объектов коммерческой недвижимости будет происходить, в том числе, с учетом развития зон жилой застройки. В администрации Екатеринбурга планируют, активное развитие в будущем перспективных территорий — такие как районы Академический, Калиновский, Шувакиш, Завокзальный.

 

 

«Значительно раздвинет рамки для строительства объектов коммерческой недвижимости проект «Большой Екатеринбург». Кроме классических торговых центров, получат большое развитие специализированные торговые центры: товары для спорта и отдыха, строительных и отделочных материалов. На въездах и выездах из города будут появляться «автомобильные деревни», аутлет-центры»,— говорит директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин.

 

Торговые сети и ТЦ привлекают покупателей допуслугами и качеством обслуживания

 

Конкуренция в Екатеринбурге между продуктовыми сетями сильнее, чем в Санкт-Петербурге и Москве. Связано это с приходом на рынок федеральных и международных торговых сетей. На рынке торговых центров конкуренция ничуть не ниже, что обусловлено тем, что заполучить новых эксклюзивных арендатор тяжело, и объекты торговли становятся похожими друг на друга.

 

Поэтому, чтобы не потерять своих клиентов и выручку владельцам торговых сетей и ТЦ приходится повышать качество обслуживания, проводить различные мероприятия, программы лояльности, делать скидки и дарить подарки.

 

Так, например, одна из популярных в последнее время акций в супермаркетах и гипермаркетах — это сбор фишек, которые потом можно обменять на 50-процентную скидку при покупке посуды или постельных принадлежностей. Еще один способ привлечения потребителей — выпуск собственной линейки товаров, как, например, это делает «Мегамарт».

 

«Свое производство занимает 10-15% от общего объема предлагаемых потребителям товаров. Причем мы придерживаемся стратегии домашнего приготовления, то есть наши продукты имеют меньший срок годности, зато не содержат консервантов. Смеси, улучшители, красители, ароматизаторы снижают трудоемкость процесса и могут дольше храниться, но мы этого избегаем принципиально»,— рассказали в ТС «Мегамарт».

 

Кроме того, еще одно из конкурентных преимуществ торговых центров — это список дополнительных услуг. Так, например, в торговом центре «Европа» помимо бутиков одежды и обуви, есть фитнес-центр, массажный кабинет, салон красоты Toni&Guy, ресторан, кофейня, винотека, супермаркет, салон цветов, стоматологическая студия, банк, галерея услуг (ремонт обуви, одежды, оргтехники, химчистка) и многое другое.

 

«Занимаясь концепцией нашего ТЦ, мы поняли, что нам чего-то не хватает. Что потребитель должен здесь не только покупать одежду, обувь, продукты питания, но и получать набор качественных услуг, который на сегодняшний день является очень важной частью торгового центра. На сегодняшний день у нас все это есть. Последним штрихом стал парфюмерный бутик с продукцией ведущих мировых брендов»,— говорит генеральный директор ТиДЦ «Европа» Татьяна Мажаева.

 

Магазины формата «у дома» и «стрит-ритейл», районные торговые центры — станут трендом

 

В Екатеринбурге не хватает магазинов формата «у дома» и «стрит-ритейл» (разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий — прим. ред.).

 

«Стрит-ритейл и магазины у дома должны быть и будут. Надеюсь, что в последующие годы магазины такого формата станут трендом. Также будет развиваться сетевой ритейл»,— рассказал полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов по Екатеринбургу и Свердловской области Андрей Бриль.

 

Развитие магазинов формата «у дома» и «стрит-ритейл» подтолкнет запрет на продажу пива и сигарет в киосках. Такие запретительные меры станут, как глоток свежего воздуха, и дадут небольшим магазинам дополнительную финансовую прибыль и покупателей.

 

«С появление в городе гипермаркетов количество потребителей, а, следовательно, и выручки в магазинах формата «у дома», сократилось. Но возможно, эту ситуацию изменит запрет на продажу пива и сигарет в ларьках, потому что потребители этой продукции будет приходить в магазины, которые находятся у дома, что станет неплохим подспорьем для их владельцев»,— говорит президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.

 

Помимо магазинов формата «у дома», по мнению специалистов, тенденцией рынка на ближайшие несколько лет станет строительство небольших районных торговых центров, таких как «Ботаника-молл», потому как в данный момент, по словам заместителя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Натальи Фирстовой, в городе есть несколько районов, в которых практически нет качественной торговой недвижимости. Среди них — Железнодорожный район (Сортировка), Орджоникидзевский и Чкаловский (Исток, Химмаш) районы.

 

Кроме того, в городе будут появляться сверхгигантские локальные объекты, рассчитанные в основном на жителей близлежащих 40-50-ти домов. Первый из них — «Радуга-парк» — открылся уже в этом году.

 

Городу не хватает крупных мебельных центров

 

На сегодняшний день, по данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в городе более 630 объектов розничной торговли мебели, которые представляют собой отдельные магазины, а также секции в торговых центрах и даже на рынках. Причем с каждым годом увеличивается количество фирм и салонов местных производителей, которых на сегодняшний день в городе порядка 340. Так, например, за минувший год их количество увеличилось почти в полтора раза.

 

«Развиваются магазины местных производителей, среди которых АСМ-мебель, «Шатура-мебель». Открываются отделы мебели в крупных торговых центрах»,— отметили в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга.

 

Вместе с тем, по словам Александра Засухина, мебельный сегмент города развит не достаточно. Во-первых, потому что в городе нет своего крупного мебельного центра, площадью 50-70 тысяч кв. метров. Во-вторых, большинство из имеющихся МЦ созданы на базе реконструированных зданий, специально спроектированных МЦ, способных наиболее технологично и эффективно осуществлять продажи, — единицы.

 

Возможно, что крупный мебельный центр появится в столице Урала ближайшие пять лет. Его площадь по задумкам, должна составить примерно 40 тысяч кв. метров.

 

«Планы об открытии второго «Гулливера» есть, но, когда они будут реализованы, пока не известно. В данный момент занимаемся поиском земли, но сделать это не так просто. Хорошая земля — дорогая, земля по приемлемой цене — нам не интересна. Стоимость квадратного метра центра не должна быть больше 25 тысяч рублей. «Гулливер-2» не является ключевым составляющим существования первого. Мы хотим открыть его, но не любой ценой»,— говорит директор МЦ «Гулливер» Алексей Караваев.

 

Количество рынков в Екатеринбурге сократится в 3,5 раза

 

В Екатеринбурге к 1 января 2013 года количество рынков сократится в 3,5 раза. На сегодняшний день в городе семь розничных рынков, два из которых — «Белка» и «Шарташский» — сельскохозяйственные.

 

У ЗАО «Таганский ряд» и «Омега» заканчивается разрешение на право организации розничного рынка, но они не будут его продлевать, и с 1 января 2013 перейдут в формат торгового комплекса. ООО «Рендер» (рядом с «Таганским рядом») закроется. «Эльмашевский» рынок в следующем году начнет работать в форме оптового склада. Возможно, закроется «Чкаловский» рынок.

 

«Согласно 271-му федеральному закону «О розничных рынках», на розничных рынках до конца 2012 года не должно остаться временных сооружений. На Чкаловском рынке именно такие сооружения, поэтому законных причин для его существования в 2013 году нет. Но если в администрации будет принято решение о временном продлении его работы, то возможно, что он останется»,— говорит заведующая сектором прогнозов, перспектив, анализа и развития комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Эльвира Хаснутдинова.

 

В целом, по ее словам, розничные рынки пользуются огромной популярностью среди горожан. В данный момент их Екатеринбургу не хватает. Особенно это заметно в Железнодорожном и Ленинском районах. Вместе с тем, в мэрию, хоть и в небольшом количестве, но поступают обращения от граждан с предложениями перенести за город, например, «Таганский ряд» или снизить на ряде рынков цены на продукты.

 

По планам администрации, до 2015 года в Екатеринбурге планируется построить еще три рынка: на улицах Металлургов и 40 лет ВЛКСМ и в переулке Ветеринарный, 9.

 

В Екатеринбурге может появиться первый аутлет-центр

 

В Екатеринбурге между челябинском и Екатеринбургом планируют построить первый аутлет. Аутлет-центр — это крупный торговый мультибрендовый центр, площадью 15-40 тыс. кв. метров, расположенный за чертой города на проходных трассах. Дисконт в таком центре — от 30 до 70% и его посещают, как правило, всего 2-3 раза в год, но тратят на это весь день. Однако это не рынок и не сток (хотя в нем и представлены товары из прошлогодних коллекций и остатки коллекций этого года), потому как во всех линейках представлены все размеры.

 

По мнению экспертов, аутлет — специфический формат торговли. К его открытию и рентабельности существует целый ряд критериев. Первый — он должен быть расположен не более чем в 90 минутах езды от города на машине. Площадь земельного участка под аутлет должна быть не менее 10 гектаров. Кроме того, должен быть хороший оператор.

 

«Аутлет-центр всегда представляет собой галерею целевой покупки. В нем нет дорогостоящих отделочных материалов, якорных арендаторов, но должен быть удобный подъезд и большая парковка. Средняя арендная плата в аутлет-центре выше, чем в других ТЦ. В Европе арендная плата — это процент от оборота, но плата за один квадратный метр не должна быть меньше 600 долларов», — говорит  президент GVA Sawyer, Председатель Экспертного совета ГУД по капитализации активов финансовых институтов Вера Сецкая.

 

Эксперты уверены, что этот проект станет популярным только при ряде условий.

 

«Что касается открытия аутлет-центров, то за рубежом — это достаточно востребованный формат, в том числе и среди свердловчан, которые летают, например, в Милан и там закупаются. Хотя они могли бы делать это и у нас, при условии, что в местных аутлетах будет нормальный пул арендаторов, высокое качество продукции и адекватные цены»,— говорит Андрей Бриль.

 

Возможным оператором проекта станет компания-девелопер Fashion House Group, строящий аутлет-центр в Москве, открытие которого запланировано на май 2013 года.

 

P.S. Объем розничного товарооборота в Екатеринбурге, который составит в этом году около 650 млрд. рублей, вырос по сравнению с прошлым годом на 17,8%. Средняя ставка аренды в торговых центрах выросла более чем на 10%. Общий объём вакантных площадей в ТЦ снизился за год в 2 раза и составил 2-3%, в результате чего наметился дефицит качественных торговых площадей. Однако в 2013-2014 годы в столице Урала планируется ввести порядка 600 тысяч кв. метров качественных торговых площадей, при имеющихся в наличии 562 тысячах кв. метрах. И если все планируемые площади будут введены, то рынок ожидает стагнация или даже снижение ставок аренды. 

 

Просмотров: 12009

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также